Великие нерусские

Оценить
Пастернак – не русский поэт? Мы что, с ума посходили?! Что же, отдадим слово «русский» скинхедам и редакциям вроде газеты «Завтра»?

Предварили (ОРТ, 17 августа) фильм о Майе Плисецкой словами: «великая российская балерина».

– Почему не великая русская?

– Ты что, глупый?

Итак, Матильда Кшесинская великая, но не русская же! Стало быть, пишем великая российская, а вот Анна Павлова – великая русская, и Галина Уланова у нас великая русская, а про Плисецкую мы уже знаем. Владимир Васильев – великий русский, а Вахтанг Чабукиани, понятное дело, не русский, а российский, не говоря уж о Рудольфе Нуриеве, Марисе Лиепа и Асафе Мессерере, – славно получается!

Пойдем по художникам: Илья Репин и Василий Суриков – великие русские живописцы, а Архип Куинджи и Иван Айвазовский – российские, Александр Опекушин и Сергей Конёнков – великие русские скульпторы, а Марк Антокольский и Степан Эрьзя, натурально, не русские, а российские.

Но скажите кому-нибудь при жизни Исаака Левитана, что он не русский художник – поклонницы поколотили бы, а в приличное общество двери бы закрыли.

Что уж там говорить про писателей – вон их сколько! Давайте кого налево, кого направо, кого в русские, кого в российские! Впрочем, литераторы из так называемого «патриотического лагеря» давно уже изобрели удобное определение для русских писателей нетитульного происхождения – «русскоязычные». И Бабель у них русскоязычный, и Мандельштам, и Маршак, и Бродский.

Пастернак – не русский поэт? Мы что, с ума посходили?! Что же, отдадим слово «русский» скинхедам и редакциям вроде газеты «Завтра» (с приобщением к числу авторов которой теперь надо поздравить и одного саратовского телеведущего)?

Между прочим, до Б.Н. Ельцина слово «россиянин» считалось устаревшим синонимом слова «русский». В нем было нечто архаическое, одическое, ломоносовское. Помню, когда слушал то выступление Ельцина, как-то опешил, словно бы президент следом должен был затянуть: «Бо-оже, меня храни!»

Не станем идеализировать то прошлое, когда не было советского «пятого пункта», но указывалось вероисповедование. Окрестившись, человек становился православным, что давало право на многое. В том числе на госслужбу.

Размышляя над энергичной смычкой верхушки РПЦ и власти, можно предположить, что в далеком или недалеком будущем появится подобие дореволюционного условия – хочешь быть полноправным гражданином, метишь попасть во власть – окрестись! Впрочем, это отдельная тема.