Марь-Иванна, подберите декольте, или Снова о дресс-коде

Оценить
Школьную форму у нас ввели, теперь с учеников перешли на учителей. Попробуем выяснить, откуда могла вообще возникнуть такая идея и стоит ли она того, чтобы ею занимались законотворцы.

Итак, у нас опять вытащили на повестку дня вопрос о дресс-коде. На этот раз переодеть пытаются учителей. Не буду уточнять, откуда почтенная думская дама выяснила, что школьные учительницы в свободное от проверки тетрадей время подрабатывают на ниве стриптиза. Оставим это заявление на ее совести. Хотя за учителей обидно. Намекнуть на сходство отдельных обремененных депутатским мандатом дам с представительницами известного ремесла у нас, как выяснилось, чревато. А за учительниц никто даже не попытался вступиться. Ну а сами они жаловаться никогда не пойдут. От современных учеников еще и не такое можно услышать. Так что, скорее всего, на такую историю о своих дополнительных доходах они и внимания не обратят.

Разговор сейчас не о том. Разговор о дресс-коде вообще. Откуда же у нас в разные времена и эпохи постоянно берется стремление решать «сверху», кому и как одеваться.

Начнем с того, что идея заставить «одеваться прилично» появилась примерно в то же время, когда вообще появилась одежда. Грубо говоря, во времена, когда праматерь Ева, придумавшая использовать фиговый листочек, была уже прабабушкой, она, несомненно, поучала многочисленных правнучат, что носить, допустим, кленовый листик – неприлично, а какой-нибудь там лопух – вообще вульгарно. Короче, с той самой поры, когда у людей появилась одежда, они поделили ее на приличную и неприличную. О развращении нравов молодежи переживали еще древние греки и римляне. С античностью вообще довольно весело. Античная молодежь штанов не знала, ходила иногда даже в чем мама родила, и это никого не шокировало. Но даже эту молодежь ухитрялись порицать за внешний вид. Как-то находили за что. Вот как Аристофан описывает поучения древнегреческого моралиста:

«Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе
                                       не слышно.

Нет! Учтивою кучкой по улице шли ребятишки тогда
                                     к кифаристу

В самых легких одеждах, хотя бы уже с неба падали снежные
                                            хлопья.

<...>

А в гимнасии, сидя на солнце, в песке, чинно, важно
                               вытягивать ноги

Полагалось ребятам, чтоб глазу зевак срамоты не открыть
                                    непристойно.

А вставали, и след свой тотчас же в песке заметали, чтоб
                       взглядам влюбленных

Очертания прелестей юных своих на нечистый соблазн
                                   не оставить».

Как видим, суть та же самая – в наше время нравы были чище. Неплохо бы, мол, и нынешние привести к тому же знаменателю.

С годами ничего в этом вопросе не поменялось. Чеховский «человек в футляре» впал в ступор, узрев даму на велосипеде. Его современных последователей доводит до белого каления сам факт существования мини-юбок. В 50-е годы на пляжах США штрафовали за ношение бикини, что, кстати говоря, только прибавляло этому наряду популярность. Предложите бикини современной моднице – она сочтет его слишком закрытым. Война дресс-кода и моды была и будет всегда, как логичное продолжение конфликта «отцов» с многочисленными «детьми». Монаршьи указы разных эпох строго регламентировали длину шлейфов у дам и качество материи, из которой платья разрешается шить, в зависимости от ранга, который занимает дама. Правила ношения одежды одинаково волновали Екатерину II, Елизавету I (высокие воротники кроме нее не имела права носить ни одна дама) и японского императора. Стоит заметить, что мужчин дресс-код тоже касался. Так что досточтимым феминисткам, считающим всякую попытку контроля за тем, кто и что носит, покушением именно на женскую независимость, стоит умерить пыл.

О религии и дресс-коде вообще лучше тактично умолчать. Тема давняя, вызывающая многочисленные споры и склоки, при этом абсолютно бессмысленная. Сколько лет ни существует религия как общественный институт – столько лет найдутся среди ее деятелей желающие учить свою паству, как той правильно одеваться, питаться, рожать и т.д.

Отдельная тема, в которую вопрос дресс-кода так или иначе упирается – женские брюки. Это вообще-то самый молодой предмет в женском гардеробе. Он только в середине XX века в него окончательно вошел. Поэтому все споры вокруг штанов на женщине утихнут еще не скоро, если вообще утихнут.

Борцы за дресс-код обычно объявляют брюки либо одеждой только мужского пола, либо заявляют, что женщина в брюках привлекает к себе излишнее внимание и провоцирует своим внешним видом на всяческие вольности. На деле же наличие на женщине брюк показывает только то, что у нее, как у любого представителя вида homo sapiens, две ноги. И больше ничего. Внимание привлекает к себе всего лишь непривычный, выделяющийся на фоне большинства стиль костюма. А к штанам привыкли все. Что же касается тезиса «брюки – мужская одежда», то оденьте мужчину в обычные женские офисные брюки и пустите прогуляться по городу. Если за день никто не усомнится в его психическом здоровье, я готова признать любые штаны привилегией мужчин.

Как кажется, раздражают людей, по большому счету, не открытые наряды, не декольте и не мини – раздражает неумение все это носить. Режет глаза не обилие наготы, а отсутствие вкуса. Понятие красиво/безобразно относительно установилось, в отличие от понятия прилично/неприлично. Если обилие цветов костюма режет глаза, то длина подола и размер декольте роли уже не играют. Неудовольствие вызывает слепое следование за модой, а не она сама. Подражание, часто неумелое, модным тенденциям, доведение их до полного абсурда.

Но «некрасота», нарочитая, бьющая по глазам пестрость рано или поздно утомят даже самих последователей моды и будут ими отвергнуты. Так что ревнителям устоев ни к чему беспокоиться. Все равно в федеральный закон или специальный кодекс понятие красоты не запихнешь.