Патриотизьм

Оценить
С недавних пор в Саратове появились журналисты, которые не прочь упрекнуть коллег в недостатке местного патриотизма. Но разве понять суперпатриотам строки поэта: «Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей...»?

С недавних пор в Саратове появились журналисты, которые не прочь упрекнуть коллег в недостатке местного патриотизма.

Один телеведущий посетовал на саратовских коллег, которые засыпают приезжих знаменитостей «наводящими» вопросами о чудовищных саратовских мостовых и прочих на его взгляд мелочах, которых приезжие и не заметят. Еще он возмущался теми журналистами, что подняли шум из-за деревьев, безжалостно уничтоженных по указке мэрии на центральных улицах.

Ведь и правда, какая ерунда в сравнении с тем, что сам «Олег Грищенко подчеркнул, что создание и восстановление мест отдыха и парковых зон – одно из главных направлений в благоустройстве города. «Мы обязательно посмотрим, как ведется такая работа в каждом районе, сегодня безусловным лидером является Ленинский. Но скверы продолжим восстанавливать по всему городу, чтобы жителям и отдохнуть было где, и свежим воздухом подышать. Это очень важно в условиях большого количества машин в городе». (Сайт «Общественное мнение», 27.06.2013).

Вспомним по этому случаю, как некогда классик описывал губернский город N: «Мостовая везде была плоховата. Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. Впрочем, хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику». (Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

И подумал я: зачем жизнь заставила меня вновь услышать ту же унылую песню о недостатке местного «патриотизьма», что раздавалась в советские годы из уст чиновников и обслуживающих их журналистов? Но разве понять и тогдашним, и нынешним суперпатриотам строки поэта: «Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей...»?

Какая там может быть печаль, какой гнев, когда: «Бобик, колбасу хочешь? – Хочу! – А котлету? – ...и котлету! – А чего больше – колбасу или котлету? – А всего побольше – колбасы и котлеты!»

Особенно жалок этот «патриотизьм», когда гордятся тем, чем особенно гордиться неловко – скажем, масштабно долгим, словно строительство космодрома, очередным ремонтом Московской, или открытием авиасообщения с соседней Самарой...

Вообразим такую сценку:

Саратов. Июньское утро 1973 года. Жена мужу, глядя по телевизору новости:

– Сеня, ты только послушай: «саратовцы полетели!»

Муж (высовываясь из ванной, не добрившись):

– Ну? В космос?!

– Нет, прямо до Куйбышева теперь из Саратова летать можно, представляешь!

Если бы эта воображаемая жена 40 лет назад сообщила мужу такую радостную новость, которую я слышал 18 июня 2013 года по ГТРК «Саратов», он мог запросто отправить ее на Алтынку. Ведь тогда в десятки областных центров России, и в большинство столиц союзных республик, и – что очень-очень важно – почти во все райцентры области из Саратова были регулярные рейсы. По доступным ценам.

Что ж, нелучшие перемены на транспорте коснулись не только столицы, прости, господи, Поволжья, но ведь, не говоря уж о Самаре с ее всемирно известным «Курумочем», даже Ульяновск с его двумя аэродромами и Волгоград с его полумиллионным годовым пассажирооборотом (против саратовского в двести тысяч) не опускались в воздушных перевозках столь низко, как мы.

Так что, саратовцы, полетим? Поднимемся над родным городом, над обезображенным «точечной» застройкой центром, над неприкосновенными кривыми избушками на Предмостовой площади, над разрушающимся мостом, над пустырями и «торгово-развлекательными центрами» на месте мощных заводов, над урезанном чиновниками в рясах Детским парком, над еще не уничтоженном ими стадионом «Локомотив»... и полетим, куда глаза глядят?

Или воротимся и будем продолжать гордиться разрухой, упадком, грязью, беззаконием?