Третья «беда» России

Оценить
Зацвели сады, солнце заблестело, заиграли его теплые лучи на прозрачной глади речной воды, открылся купальный сезон, люди потянулись на природу, замаячили перед глазами долгожданные отпуска, и вместе со всем этим великолепием пришла «беда»… ЕГЭ.

Зацвели сады, солнце заблестело, заиграли его теплые лучи на прозрачной глади речной воды, открылся купальный сезон, люди потянулись на природу, замаячили перед глазами долгожданные отпуска, и вместе со всем этим великолепием пришла «беда»… ЕГЭ. Каждый год мы аккуратно расставляем грабли вдоль забора и методично по ним бегаем и прыгаем – у нас такой национальный вид спорта. Правила изменяют, ужесточают, создают новые способы защиты и… как бы ни было прискорбно, все повторяется. С завидной регулярностью задания и ответы попадают в интернет, каждый раз ловят нечистых на руку преподавателей и чиновников, каждый раз выводят из аудиторий хитреньких выпускников, а картина не меняется.

Старина Гегель произнес одну из своих крылатых фраз, которую сейчас знает большая часть человечества: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса». Насколько я помню, ЕГЭ сдают уже лет десять (первые семь лет сдавали в виде эксперимента), я и сам так сдавал. История повторилась как минимум десять раз…. Вот интересно было бы у отца диалектики спросить: что это – длинная трагедия или серия коротких фарсов?

Бюрократическая система – тормоз образования. Подготовка есть, тесты есть, результат есть, а знаний нет. Видимо, система привела к тому, что учиться и получать знания стало не модно. Корочки, бумажечки стали главнее знаний. Люди забыли, что все созданное человечеством – продукт познания, а не выдачи сертификатов.

Немного о процессе приема в вуз. Абитуриенты подают сертификаты, комиссии на факультетах определяют рейтинг. Обычно претенденты с равными баллами приглашаются на собеседование, по итогам которого определяется лучший. Приходит на кафедру абитуриент с хорошими баллами, преподаватели и аспиранты радуются, предвкушая приятное общение на одном языке. Абитуриент открывает рот – и на кафедру сваливается тяжесть разочарования и тоски. За зеленой бумажкой ничего нет… пусто…

История… Ленин жил в одну эпоху с Наполеоном. Маршал Жуков выиграл Куликовскую битву. Гитлер руководил монгольским нашествием… Русский язык… Есть преподаватель, который просит всех написать одну и ту же фразу: «Смерть фашистским оккупантам!». Еще никто правильно не написал. Большинство справляется только со словом «смерть». Математика… Вообще темный лес, а ведь экономика основывается на строгих математических законах…

Несколько раз слышал от абитуриентов: «Я же это учил и сдал, теперь мне это не надо, у меня есть сертификат».

Когда я преподавал в колледже, у меня были студенты после средней школы, читавшие по слогам, а иногда и не понимавшие смысла того, о чем читают. Писали они, естественно, тоже с горем пополам. Один из них как-то на мое замечание, что слово пишется с буквой «с», а не «з», ответил мне: «А какая разница?..»

Регулярно приходится вычитывать дипломные работы выпускников университета. Без пяти минут менеджер по персоналу в работе на тему «Подбор и найм персонала» с титульного листа и до последней страницы пишет «потбор». Хотя, с другой стороны, радует то, что студент писал сам, а не скачал с интернета. Это не диплом, это… «письмо гастарбайтера»… Даже название организации, по которой написан диплом, с ошибкой. Вместо «Росгосстрах» написано «РосгосТрах». Пятый курс. Последний семестр. Вот так. Кстати, русский язык для этого парня родной.

А сколько шума наделали ролики из Дагестана, снятые выпускниками, сдающими ЕГЭ! Особенно запомнился тот, где родственники выпускников нагло стоят под окнами школы и передают детям ответы через блютуз. Результат – толпы студентов российских вузов со стобалльными ЕГЭ по русскому языку, с трудом на нем говорящие.

Кстати, ЕГЭ – это чудодейственное лекарство. Группе детей высокопоставленных ставропольских чиновников (замглавы краевого УФМС, экс-замглавы Ставрополя, депутата городской думы и т.п.) дали разрешение сдать ЕГЭ досрочно по медицинским показаниям, причем выданным психиатрами и невропатологами – головные боли, нарушения памяти и т.п. – у всех сто баллов. Вот так министерство образования «лечит» безнадежные недуги.

Конечно же, все вышесказанное – это мои мысли, мое мнение, но думаю, что тот, кто сейчас это читает, найдет то, с чем он согласится.

А что в итоге? И к чему же мы пришли? За почти десять лет существования ЕГЭ качество знаний не улучшилось, а преподаватели вузов все чаще говорят о необходимости ввода дополнительных курсов для поступивших в связи с необходимостью обеспечения более высокого качества знаний для изучения профильных предметов.

Все, о чем я написал, это последствия болезни – гнойники и язвы на теле. А первопричины – коррупция, бюрократия, произвол, несменяемость власти, безответственность и безнаказанность и т.п. – они в крови, костной и мышечной ткани разлагающегося организма. Сифилис зеленкой не прижигают.