Провинциальное раздражение по поводу федеральной власти

Оценить
На заседании городской думы в прошлую пятницу меня очень удивил Олег Васильевич Грищенко. Последний раз я так удивлялся, когда рано утром, будучи в поезде, получил от жены эсэмэску с результатом матча Россия – Голландия.

Возможно, я наивен и выдаю желаемое за действительное. Но мне показалось, что из уст главы города, видного партийного функционера (ну, по крайней мере, в саратовском масштабе не последнего единоросса точно) периодически проскакивала... скажем так, некая досада или раздражение – по поводу федеральной власти.

Я в думе человек новый. Ну, в смысле не депутат, конечно, а так... наблюдатель сторонний, журналист, с позволения сказать. Хотя я такой же журналист примерно, как и рыбак, строитель, спортсмен, садовник – любитель, одним словом, не профи. Более того, я и в политике человек новый, всего и стажа-то активного – пара лет от силы. Потому и не перестаю удивляться, как ребенок, чуть ли не каждый день, а уж после посещения думских мероприятий – так в обязательном порядке.

На заседании городской думы в прошлую пятницу меня очень удивил Олег Васильевич Грищенко. Последний раз я так удивлялся, когда рано утром, будучи в поезде, получил от жены эсэмэску с результатом матча Россия – Голландия. Того самого, четвертьфинального на ЧЕ-2008...

Давайте так, сейчас сразу приведу эти цитаты, а потом попытаюсь порассуждать немного. У меня нет стенограммы, поэтому за скрупулезную точность не отвечаю, но сказано было именно так и такими вот словами...

1. По поводу безнадежной дефицитности бюджета города. «Мы на нашем уровне власти ничего поделать не можем. Есть у нас вертикаль власти. Все наши проблемы именно в ней!»

2. «Вы же смотрели вчера прямую линию с президентом?! Что вам еще не ясно? Мне лично уже все ясно по некоторым вопросам!»

Помню, тогда, из поезда, я перезвонил жене и попросил повторить несколько раз – не поверил. Здесь у меня такой возможности не было, и я только ошалело озирался по сторонам. Но ни с кем взглядом не встретился, все профи-журналисты профессионально делали свою работу, уткнувшись в планшеты, нетбуки и блокноты...

Возможно, я наивен и выдаю желаемое за действительное. Но мне показалось, что из уст главы города, видного партийного функционера (ну, по крайней мере, в саратовском масштабе не последнего единоросса точно) периодически проскакивала... скажем так, некая досада или раздражение – по поводу федеральной власти.

И причины у него на то были. Вполне себе очевидные причины!

Принимали поправки в городской бюджет. Суммы не великие, отсюда убрать – туда добавить. Бюджет дефицитный, понятное дело, дефицит в районе миллиарда рублей, уже на границе предельно допустимого размера (10%, по-моему). Фракция КПРФ рутинно сокрушалась по этому поводу, выражала беспокойство недофинансированием социально значимых статей бюджета.

И тут прозвучала поправка (или как там она называется?) Алексея Прокопенко с предложением депутатам проголосовать за увеличение расходной части бюджета на 9 миллиардов рублей, необходимых для выплат по вступившим в законную силу решениям суда... За счет увеличения дефицита, разумеется, – дополнительных доходов-то нет! Там-тарарам!!!

Понятное дело, это для меня, дилетанта, новость. Депутаты-то в курсе, некоторые, по крайней мере. Господину Прокопенко необходимо прикрытие от прокуратуры и службы судебных приставов, когда они заявятся к нему с вопросом: «А почему это он не исполняет решение суда?». Все, в том числе прокуратура, присутствующая в зале, понимают, что денег таких в бюджете нет. Но граждане в суды подают, прокуратура стоит на страже законности и поддерживает исковые заявления, и суды выигрываются! (По-моему, в данный момент речь шла о непредоставлении квартир, что ли...) Грищенко сказал, что вообще-то в судах находятся иски по различным поводам на сумму – внимание! – 24 миллиарда рублей, и это, безусловно, означает неминуемое банкротство области.

Шахматист я еще более бестолковый, чем садовник, но если бы меня звали Гарри Каспаров или хотя бы Аркадий Дворкович, то я бы квалифицировал это как цугцванг. То есть положение, когда любой следующий ход ведет лишь к ухудшению позиции на доске. Принимают депутаты поправку – нарушают Бюджетный кодекс, превысив предельную величину дефицита бюджета. Отклонение поправки ведет к фактическому неисполнению решения суда. Выбирайте! Будьте любезны.

Выбрали не исполнять решение суда. (Стратегически, кстати, по-моему, неверно, ведь авторитет суда полезно всячески возрождать и поддерживать). Я не специалист в этом вопросе, но подозреваю, что в обоих случаях последствия как для депутатов, так и для исполнительной власти могут быть серьезные. Возможно, они и не наступят, но кому охота «стоять под стрелой», да еще и без строительной каски? Как тут не быть раздраженным?

На подходе к прессе после заседания думы глава города в очередной раз озвучил цифры, что в 2012 году Саратов собрал 64 миллиарда рублей налогов, из которых в регионе остались 10%, и, с учетом трансфертов, весь бюджет составляет неполных 12 миллиардов. Все остальное ушло в федеральный бюджет и тратится в соответствии с планами совсем других людей. А у них, знаете ли, другие планы. Возникает вопрос о реформе межбюджетных отношений или уж, по крайней мере, введении субсидиарной ответственности вышестоящих бюджетов по долгам бюджетов нижестоящих. (Выступить с такой законодательной инициативой предложил депутат Иващенко.) А пока про наши перспективы Грищенко, ухмыльнувшись, сказал, что, мол, надеюсь, достроят Сочи – обратят внимание на другие регионы...

Попытаемся обобщить... Поскольку такая ситуация с местными и региональными бюджетами явно не уникальна, то в ближайшее время лозунг «Хватит кормить Кавказ!» может трансформироваться в «Хватит кормить Москву!», которая кормит Кавказ, строит Олимпиаду и АТЭС, проводит ЧМ по футболу, тратит триллионы на армию и все это на налоги, которые собираются в регионах и отправляются в федеральный бюджет.

Причем лозунг «Хватит кормить Москву!» может из маргинального превратиться во вполне себе респектабельный и получить поддержку местных «элит». Даже властных «элит», которые своим положением (и социальным, и материальным) обязаны действующей власти и правящей партии, но начинают потихоньку тяготиться своей ролью «стрелочников». И не только в части относительно благополучных богатых нефтью и газом регионах Сибири, но и у нас, например, в Саратове. Эх и грохнется тогда наша вертикаль власти! Только вместе с ней и государственность как таковая.

А я вот этого совершенно не желаю. Более того, уверен, что этого не желают и часть моих политических оппонентов из «Единой России», вменяемых, которые дочитали до этого места, а не «отвалились», на слове «цугцванг».

«Ну и как выйти из всего этого?» – спросите вы. Я не знаю пока, но думаю над этим и предлагаю всем над этим подумать. Ведь запущенность ситуации состоит в том, что даже если сейчас вместо Грищенко и Прокопенко в их кабинетах окажутся условные Турунтаев или Евстафьев, то первыми посетителями к ним будут все те же судебные приставы, которые потребуют исполнения все тех же решений судов.

Однако смена политического руководства – событие не достаточное, но необходимое. И мне кажется, что все больше людей даже во власти начинают отдавать себе в этом отчет. Они, быть может, и не хотели бы, но, подозреваю, уже утомились выполнять волю московских-питерских и одновременно отбиваться от прокуратуры и приставов.

Ну и напоследок давайте вас повеселю...

Понятно, что к переменам во власти может привести только растущее и крепнущее оппозиционное движение, подкрепленное недовольством все большего числа граждан. Вы будете смеяться надо мной, но мне хочется думать, что эта громкая история со Сколково и гонорар 750000 USD Илье Пономареву за лекции и научный труд – это один из способов финансовой поддержки оппозиции со стороны вменяемых представителей властной «элиты», которые отдают себе отчет в необходимости перемен. Ну вот хочется мне так думать и все тут!

Смейтесь-смейтесь, крутите пальцем у виска...