Нулевой километр

Оценить
Почему у нас так паршиво жить? Ведь должен же быть в нашей истории такой «нулевой километр», после которого все и стало плохо.

Недавно моя тетя вернулась из путешествия по Европе. Так сказать, обзорный тур. Впечатлений масса – фотографии, рассказы, подарки сыночку и все такое... И вот, пересматривая ее фотоальбом в соцсети, я задумалась... Черт, ведь мы тоже ходим на двух ногах, едим, спим, умываемся, размножаемся... Так почему же у нас так паршиво жить?! Паршиво не только в политическом и социальном смысле, от этого у всех уже оскомина, а паршиво просто ходить по улицам, ездить в транспорте и путешествовать по стране. Где начинается эта цепь взаимной невежливости, невнимания и тотального пофигизма? Ведь должен же быть в нашей истории такой «нулевой километр», после которого все и стало плохо.

«... Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь... Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!»

Я прошу прощения за длинную цитату. Но каждое слово здесь точно на сто процентов и будет таковым еще очень долго. А ведь прошло почти сто лет... Наше общество пугающе стабильно. Конечно, нытье и жалобы на неустроенность, нищету и дремучесть еще со времен Чехова являются обязанностью определенных слоев общества, к которым я себя нескромно причисляю. Но ведь и не изменилось ничего... Надо начинать с себя. Я начинаю! Видит Бог! Я не хожу по газонам, не мусорю на улицах, не хамлю в транспорте. Я вежлива и корректна со всеми... Но толку-то?! И я уверена, что добрая половина читателей может сказать про себя то же самое. Так почему все до сих пор остается так, как есть? Возможно, причина в крепостном праве, которое было отменено в тот же самый год, когда в Лондоне открылась первая станция метро. Чем не показательное совпадение? Может быть, в тысячелетней привычке жить, надеясь на царя-батюшку, который думает за всех. (Стало быть, нам самим думать не только не обязательно, но и вредно.) А может, в природной лени от обилия и богатства земли, от просторов, от воли, от того, что вовсе нет необходимости рационально использовать каждый клочок земли, как в Японии, к примеру. Но русским никогда не жилось так уж привольно и беззаботно. Один историк сказал, что вся история человечества – череда войн. И наша страна – яркое тому доказательство. То войны, то кризис, то политические дрязги... Но и Европа прошла путь не менее тяжелый. Хотя бы в двадцатом веке... хотя бы та же Германия.

Я спрашиваю у тети: как ведут себя немцы на улицах, простые прохожие? Приветливые, говорит, улыбаются... Одеты casual, в джинсах, кедах, без «кандибоберов» на голове, без агрессивного грима. Почти нигде нельзя курить. Чистота. А ведь они пережили не только две войны за сто лет. Они пережили Великую депрессию, полный распад общества и экономики, оккупацию, раздел государства...

Так вот казалось бы, и нам надо опомниться и начать наконец работать... Нет! Пришла весна, и на дорогах яма на яме... Это не потому, что никто осенью не чинил. Чинили. Просто украли три четверти денег, вот и получилось как всегда.

– А какое впечатление производит Берлин?

– Восточный Берлин – наши родные девятиэтажки. А западный... Трептов парк хотя бы... Там стоит монумент Воину-освободителю, там захоронены почти пять тысяч павших советских солдат. Историю чтят, уважают и не пытаются перекроить. Вообще, любая агитация фашистского толка – тюрьма. Рейхстаг был отреставрирован после Второй мировой войны не полностью. Часть стены здания оставлена в память советским воинам, дошедшим до Берлина, там есть надписи советских солдат. Сейчас это одно из излюбленных мест туристов. Особенно сильное впечатление производит открытый для доступа стеклянный купол над пленарным залом. Впрочем, это Берлин, столица...

Вот так... А мы все названия улиц меняем... Что тогда, что сейчас. А, еще полиция... и Сталинград... Иногда я думаю, что наша страна – это поле для гигантского эксперимента, что никогда тут не будет ничего путного... Особенно часто эти мысли посещают, когда едешь с коляской по городу и практически нигде на тротуарах нет пандусов... Не для людей строили, для отчетности.