Почему дома косые…

Оценить
ОНИ не успокоятся, пока не убьют наконец город, который сохранил для нас кисть и карандаш Романа Мерцлина. И «дома косые» как бы в предчувствии скорой смерти.

На 40-летие мне подарили полотно Романа Мерцлина с простым названием «Ул. Кутякова (бывш. Цыганская)».

Юбилей я отмечал в ресторане «Волга», по выражению Вертинского, «шумно и весело, каюсь», и картину ночью забирать не стал. Придя назавтра в «голубую гостиную» (тогда, четверть века назад, это был в ресторане единственный отдельный кабинет), которую мне отпер официант Алик, я увидел этот кусок старого Саратова в простенькой из дощечек раме, торжественно стоявший на кресле посреди комнаты. Чудо! И тут Алик, смущенно посмеиваясь, спросил: «С.Г., а почему дома на картинке косые?»

Дома и впрямь «косые». И так ведь воспринимали Мерцлина не только те, кто командовал искусством в обкоме, облисполкоме и т.д., но и многие коллеги по Союзу художников.

Жизнь Романа Мерцлина год от года все более приобретает легендарный характер. Она была и горька, и трудна, и счастлива.

И вот, наконец, скромно, но изысканно изданный альбом, выпущенный саратовской региональной общественной организацией «Союз архитекторов России». Что знаменательно: Мерцлин был городским художником, дома Саратова обрели новую жизнь на его полотнах.

Друг художника искусствовед Ефим Водонос пишет во вступительной статье: «Интересно было наблюдать, как рождались эти городские пейзажи. Работая над Картиной, Мерцлин сначала точно фиксировал архитектурный мотив и состояние природы, затем постоянно подвергал то и другое трансформации».

Трансформация эта была такого рода, что показывала Саратов близким и понятным старым саратовцам-интеллигентам, которые обитали на Яблочкова и Пушкина, Большой Казачьей и Цыганской.

Помните в хорошем фильме «По семейным обстоятельствам» мать художника (Евгений Евстигнеев) в гениальном исполнении Евгении Ханаевой твердит сыну, чтобы он спешил рисовать старую Москву, а то «ОНИ все снесут».

Ушел Роман Викторович из жизни в 1999 году. И тогда ОНИ уже издевались над Саратовом, но еще не было выскакивающих тут и там, словно неприличный хулиганский жест, 20-этажных «пальцев», не было сплошь снесенных кварталов центра. А ОНИ не успокоятся, пока не убьют наконец город, который сохранили для нас кисть и карандаш Романа Мерцлина. И «дома косые» как бы в предчувствии скорой смерти.

Но он писал не только городские пейзажи, он писал портреты. Странные портреты. В них автора куда больше, чем модели. Конечно, поклонники Шилова останутся в недоумении, но для них есть фотография, как буквальное воспроизведение предмета. И, как сказал Гёте, если художник в точности срисует мопса, будет два мопса вместо одного, а искусства не будет.

Еще Мерцлин был художником мультфильмов, где возникал игрушечный и оттого еще более милый сердцу Саратов.

А я к своей профессиональной гордости отношу то, что Роман в 1992 году проиллюстрировал мою детскую книжку «Сказка про тучаток».

Работы Мерцлина ценятся коллекционерами во всем мире. Они представлены в музеях Франции, Литвы, Украины, Израиля, США, Канады, Германии, Бельгии, Голландии.

Так. А спросите-ка отцов области и города – кто такой был художник Мерцлин, и не пора ли увековечить его память?

Я бы искренне хотел предположить, что ответ будет «положительным», да вот почему-то не верится.