Я памятник себе воздвиг… в воображении
Прочитала недавно в Сети переписку двух своих приятельниц. Одна – родом из Воронежа, другая собирается туда на фестиваль искусств и спрашивает: что такого можно в этом городе посмотреть. В Воронеже, видите ли, памятники Платонову, Бунину и Мандельштаму. А еще, конечно же, котенок с улицы Лизюкова. Мы с мужем никогда не были в Воронеже, но даже у нас на холодильнике есть магнитик с памятником этому мультперсонажу.
А что в Саратове посмотреть туристам?
Рядом с чем зачекиниться, у чего сфотографироваться? У Радищева? Очень может быть, только в комплекте с музеем. У постамента Чернышевскому? Допустим.
Чернышевский в университетском комплексе СГУ. А раньше здесь были лавочки
Классический открыточный вид. Памятник Чернышевскому со спины
У памятника писателю Федину? Вряд ли, разве что ради шутки. Если уж пошли по писателям, то почему бы, например, не установить в Саратове памятник Михаилу Булгакову и его первой супруге? Этакую трогательную молодую пару. Булгаков (да простит меня муж, защитивший диссертацию по творчеству мастера) писатель «попсовый». «Мастера и Маргариту» классе в девятом сейчас читают, успех обеспечен. Я не говорю о чем-то монументальном.
Киев. Памятник Михаилу Булгакову у музея «Дом Турбиных»
В родном для Булгакова Киеве, например, у музея «Дом Турбиных» памятник писателю очень изящный и небольшой. У нас вместо этого предлагается установить мемориальную доску на дом, где бывал писатель. Вроде бы уже и конкурс провели, и эскизы подготовили. А воз и ныне там.
Ладно. Булгаков. Наша землячка была ему лишь первой, но не единственной женой. Может, и не надо такие почести писателю отдавать. Но ведь есть же в Саратове «бренды», которые нужно, как бы это сказать по-русски, «пропагандировать», «пиарить» даже, популяризировать, короче говоря.
Саратов фестивальный
Вот, например, проходящий сейчас Собиновский фестиваль – событие международного масштаба. Как и силуэт Саратовской консерватории имени Собинова, известен жителям многих городов мира. В 2008 году в Ярославле, где родился Леонид Собинов, поставили ему памятник. Почему бы нам не поставить подобный, но свой. И награждать победителей Конкурса конкурсов Собиновского фестиваля на открытом воздухе или устраивать торжественные выпуски вокального отделения консерватории у памятника великому вокалисту.
Следующий брендовый фестиваль – «Саратовские страдания». Это нежно мной любимая история, которая заслуживает не просто памятника, а ремонта в кинозале и всяческой поддержки. Но раз я взялась тут разглагольствовать о скульптурах, то отмечу, что в городе, где есть студия кинохроники и фестиваль документального кино, очень даже можно и нужно установить скульптуру – «человек с камерой» или сразу памятник кинооператору-документалисту Владиславу Микоше.
Инна Чурикова на 1-м фестивале Янковского. Театр драмы
Есть еще совсем молодой театральный фестиваль Олега Янковского. Он, надеюсь, станет таким же традиционным, как Собиновский и «Страдания». Во время этого театрального фестиваля каждый коллектив, приехавший в Саратов, возлагает цветы к мемориальной доске в честь артиста, установленной у входа в музей Театра драмы. Выглядит это невероятно трогательно. Но несмотря на эту доску и еще две, открытые в городе после кончины Олега Янковского, вот бы установить памятник перед театром, и сразу станет ясно любому туристу, что шагает по улице Слонова в сторону гостиницы Янковский – саратовец.
Мемориальная доска на улице Московской
Мемориальная доска на улице Большая Казачья
Идем дальше по фестивалям: традиционный филологический Хлестаковский. Приурочен ко дню рождения Николая Васильевича Гоголя и «притянут за уши» тем фактом, что деревня Подкатиловка, куда держал путь псевдоревизор Хлестаков, по мнению местных литературоведов, Саратов и есть.
Надо сказать, что идею фестиваля филологи отрабатывают здорово. Есть у него научная часть (весьма занудная для непрофессионалов), есть зрелищная театрализованная концертная, которую предваряет, как правило, еще и шествие по городу в красочных костюмах.
Но вот, помнится, я еще на филфак не поступила, как мне рассказали историю про проект памятника Хлестакову в Саратове, идея которого возникла еще в 2002 году и даже была воплощена в виде времянки из полиуретановой пены. Я, если честно, очень «за» памятник Хлестакову. Этот герой сильно походит на современных «героев». Будет им немым укором. И если уж я вам тут свои фантазии излагаю, то поставить Ивана Александровича стоит не в университетском городке, рядом с корпусом института филологии и журналистики, а где-нибудь в месте посущественней. На Привокзальной площади, например. Это перед железнодорожным вокзалом, где Феликс Дзержинский стоит на постаменте, оставшемся от Александра II.
Памятник наркому Дзержинскому на Привокзальной площади
Представьте, приезжают люди в Саратов, выходят из вокзала, а их там не Дзержинский встречает, а Хлестаков и растяжка наверху: «Добро пожаловать в Подкатиловку». Заранее предвижу проблемы с переносом Дзержинского на улицу Дзержинского, поэтому предложу альтернативный вариант размещения Хлестакова – у нового аэропорта в Сабуровке, скажем. Содержание же растяжки следует оставить прежним, только добавить перевод на английский и немецкий – международный же строим аэропорт. А для пущей важности можно к обычным дорожным указателям добавить фразу: «В деревню, в глушь, в Саратов».
В 15-й раз в майские праздники у нас прошел фестиваль интеллектуальных игр. Который так и называется «Саратов». Событие это, как принято говорить, широко известное в узких кругах. Но поверьте, во всякого рода брейн-ринги и «Что? Где? Когда?» в нашем городе играет достаточное количество молодежи, еще больше саратовцев являются поклонниками телеигры. Почему бы не поставить в одном из скверов крупную «Хрустальную сову» (из пуленепробиваемого стекла желательно) и столы, за которые можно поместиться вшестером?! Место вполне подойдет для школьных и любительских турниров.
В этом году Саратовский аграрный университет отмечает столетие. У них там всё сложно: были сельскохозяйственные курсы, потом еще два института, где готовили механизаторов и ветеринаров, потом всё объединилось в сельхозакадемию, которую окончили многие наши политики, а потом уже стало единым университетом. В 1913 году в Саратове были созданы Высшие сельскохозяйственные курсы для подготовки квалифицированных агрономов, там-то и работал великий Николай Вавилов. В Саратове в 1920 году он впервые зачитал доклад, где рассказал об открытом им законе гомологических рядов в наследственной изменчивости. В связи с этим в СГАУ каждый год ко дню рождения ученого проводят Вавиловские чтения. Обычно во время пленарного заседания группа студентов отправляется возлагать цветы к памятнику Вавилову, который находится где? На площади Кирова. Практически между торговых рядов. Я знаю, что там рядом находится улица Вавилова, а на пиццерии есть специальная мемориальная доска, напоминающая, кто такой Вавилов. Сам памятник мне нравится. Тут менять ничего не нужно, а вот местоположение, на мой взгляд, неудачное.
Памятник Николаю Вавилову. Площадь Кирова
А вот, например, памятник одному из основателей Саратовского университета Василию Разумовскому на своем месте, как мне кажется (перед медицинским университетом).
Василий Разумовский занял свое место у СГМУ
Саратов символический
Сейчас в России, да и не только в ней, есть мода на разного рода памятные скульптуры, памятью о конкретных людях или явлениях не обремененные. Так, в Нижнем Новгороде на Большой Покровке (пешеходная зона в центре города) кого только нет: градоначальник, фотограф, чистильщик обуви, юный скрипач и даже коза. Все они составляют единый комплекс – изображают жителей Нижнего Новгорода конца XIX века. Однажды в книжном магазине там слышала такой разговор. Молодой человек говорит в телефонную трубку: «Где, где. У козы мы. Подходите». У нас тоже есть новые памятники – «Одноклассники», «Огней так много золотых» и «Мужичок с гармошкой». Но они, как я наблюдаю, пока не совсем прижились. Самый удачный из них, на мой взгляд, гармонист. Его облюбовали живые гармонисты, с ним удобно фотографироваться. Жаль, что музыка, которая по задумке авторов должна была раз в день включаться рядом с гармонистом, больше не работает.
Гармонист. Саратов, проспект Кирова
А вот скульптурная композиция «Огней так много золотых» весьма и весьма сомнительная. «А я все думал, что за «Огней так много золотых», а потом понял, что это тот парень на проспекте», – заявил мне наш корреспондент Денис, который делал большинство фото к этому блогу. И правда. При чем там огни – не совсем понятно. Была свидетельницей такого разговора, как раз у этого памятника, между жительницей Саратова и ее гостьей из другого города.
– А это что у вас за парень?
– А это тот, из песни «Огней так много золотых». Холостой, видишь, возлюбленную ждет.
– А чего он ее ждет-то, она же женатого любит. Это все знают.
Золотые огни к тому же заменили на белые ретрофонари, а у «парня» появилось народное название «пацан с кульком семечек».
Холостой парень. «Огней так много золотых»
С «Одноклассниками» сложнее. Когда только было объявлено о том, что такая скульптура будет поставлена, одноименная соцсеть была на пике популярности. Я была уверена, что этот факт будет как-то обыгран. Ведь по идее этот памятник должен стать местом встреч для одноклассников. На деле получили пару подростков за партой, каких нынче не делают. С ностальгией, но без креатива.
«Одноклассники» появились на Набережной в 2010 году
Памятники эти неплохие, с хорошим исполнением, но совсем без истории. Вот есть, например, в Киеве памятник коту Пантелеймону. Обычный пушистый кот, стоит на небольшом постаменте. Но под него такая история подогнана! По официальной версии, кот в 90-е годы жил в одном из киевских ресторанов и был его почетным символом. Потом ресторан сгорел, и кот погиб в пожаре. Благодарные клиенты стали собирать деньги на восстановление ресторана, а заодно насобирали и на памятник коту. Однако вокруг Пантюши уже образовались городские легенды. Часть горожан считает, что это памятник булгаковскому герою – коту Бегемоту. Другие киевляне рассказывают о нем как о коте-спасателе. Будто бы во время ночного пожара Пантелеймон предупредил людей об опасности, но сам погиб.
Киев. Кот Пантюша
Еще одна история гласит, что таким образом один из местных бизнесменов увековечил память о своем домашнем животном, поставив ему памятник в самом центре города. Как бы то ни было, памятник пользуется бешеной популярностью. Сама лично стояла в небольшой очереди, чтобы сделать фотографию с Пантюшей. У нас из таких народных и душевных разве что фигурка слона в фонтане «Одуванчик» у цирка на площади Кирова.
Кстати, не будем далеко ходить. Обратимся к еще одному монументу на площади Кирова. Есть там, у детской площадки, бетонные сваи, торчащие из земли, символизирующие домашнее насилие. Называется этот монумент «Против насилия в семье». Если перекрасить композицию в желтый цвет, вполне мог был получиться памятник картошке фри.
Монумент против насилия в семье. Мало кто его замечает. Площадь Кирова
Вы не подумайте, я против домашнего насилия и против вообще любого насилия, но я за понятные символы. В том же Киеве есть небольшой монумент жертвам Голодомора, тоже символичный, но красивый, а главное, интуитивно понятный.
Киев. Монумент в память о жертвах Голодомора
Но верх саратовского символизма в памятниках – это, конечно, «Сердце губернии». Бородатые шутки повторять нехорошо, но недоброжелатели зовут скульптуру не иначе как «Инфаркт губернии». Да еще и находится это «сердце» за «ребрами» забора облправительства. Надоела вам уже с Киевом, но там на крыльце президентской резиденции может посидеть любой желающий, а у нас к правительству не подойдешь. Так что это сердце никого не греет. Как и памятник влюбленным, кстати, который иные шутники называют первым в России монументом так ненавидимому госдепом Ольгой Баталиной однополому браку.
Сердце губернии. Оно же инфаркт губернии
А греет совсем другое маленькое сердечко, стоит в Октябрьском ущелье у санатория. Этакое сердце губернии – народный вариант. А стой оно где-нибудь в центре, глядишь – и туристам пришлось по душе. А ради практического эффекта можно было бы туда счетчик рожденных с начала года детей поставить или какой-нибудь другой добрый счетчик (браков, например).
Вот хотят в Саратове поставить памятник Петру и Февронии Муромским как символу семьи, любви и верности. Притом что праздник, придуманный в пику Дню Святого Валентина, так и не удалось объяснить населению: что за Петр, что за Феврония? Если лукавить, то история такова: князь женился на крестьянке. Боярам она не понравилась, князь вынужден был покинуть престол и уехать, но потом все опомнились и попросили его с супружницей вернуться. Жили они долго, счастливо и умерли в один день. В общем, happy end. Правда, умерли Петр и Феврония в монастырях. Вместе их решили не хоронить, но после захоронения они чудом оказались в одной могиле. Потом их канонизировали. Но есть у этой истории весьма неприглядное начало. Князь, геройски убивший змия, испачкался в крови и заболел проказой. Девица Феврония его лечила, а взамен потребовала, чтобы князь на ней женился. После завершения лечения князь про свое обещание забыл – негоже князю на крестьянке жениться, но девица была хитра и болезнь не долечила (прямо как нынешние врачи). Князь снова заболел, а когда Феврония вылечила его второй раз, они поженились. Я вообще не против памятника Петру и Февронии, но такой уже есть в Ярославле. Так зачем повторяться?!
Или вот еще одна инициатива – поставить памятник Николаю II. Первоначально осмелевшие активисты хотели водрузить монарха на место Владимира Ильича на Театральной площади. Так вот что я скажу тебе, Лимановский, саратовский Ленин – это не просто Ленин. И дело даже не в коммунизме. Памятник «Ленин с пальцем» – это такой же бренд Саратова, как консерватория или мост, как бы кому-то не хотелось обратного. Так что руки прочь от Ленина.
Указующий Ленин
Этот текст я начала писать задолго до открытия в Энгельсе Бульвара роз. Но если верить фоторепортажу на нашем сайте (а я ему верю), энгельситы опять обогнали саратовцев по уровню креатива и в плане привлечения туристов.
P.S. Записки эти совершенно дилетантские, я не специалист в краеведении. Просто взглянула на город как потенциальный турист. Здесь сознательно пропущены монументы, посвященные героям войн, с ними я плохо знакома. Заранее предвосхищая комментарии в стиле «никакими памятниками раздолбанные дороги и дома не исправишь», отмечу, что с памятниками оно как-то веселее.
Фото: Денис Юлин, Мария Алексашина