Феллини – просто модное словечко

Оценить
Задумалась о русской литературе, о кино, о культуре. О классике, о том, что это такое, зачем она нам нужна, и читают ли, смотрят ли авторское кино те, кому меньше 25?

Я смотрю по Первому каналу «Анну Каренину». Мне нравится. Отличная экранизация, на мой взгляд. Она не лучше и не хуже прежних, она другая. Соловьев всегда шел немного иной походкой, нежели основная масса советско-российских кинодеятелей. Он, Сокуров, покойный Герман-старший, пожалуй, Дружинина, которая всегда снимала только то, что хотела, пусть и не мейнстрим. Я смотрю с удовольствием, я купаюсь в чудесном русском языке, в красоте и изяществе, в духовной чистоте... «Как люди жили, как тонко чувствовали... Почему же они теперь ничего не чувствуют?». Это из 90-х, из фильма «Бедная Саша». Тоже отличный рассказ о том, что нищета духа гораздо страшнее нищеты брюха.

Я задумалась о русской литературе, о кино, о культуре. О классике, о том, что это такое, зачем она нам нужна, и читают ли, смотрят ли авторское кино те, кому меньше 25?

Сегодня утром я была в фитнес-клубе. Бегаю себе на дорожке, а сзади две девицы едут на велотренажерах. Я мельком на них взглянула, больно уж примечательные были барышни. Лет им по 17-18, наверное, все при них – и ногти, и ресницы, и волосы. Все красивое, все не родное. И в голове, судя по речи, тоже полный фен-шуй. И вот обсуждают они кино (громко, кстати, обсуждают). Анализируют очень глубоко, типа «прикольно – не прикольно». Все новинки проката обсудили, потом перешли на сериалы, тоже подвели неутешительные для отечественного кинопроизводства итоги: «Ваще тухляк!» И одна другой говорит: «Я дома телек не смотрю, лучше в кино, там прикольнее». «Да ни фига, зато дома можно скачать всякие фильмы посмотреть, ну там... Феллини...» И тут я споткнулась на дорожке. Или я чего-то не понимаю, или... я чего-то не понимаю! Конечно, с моей стороны слишком цинично классифицировать людей, но поверьте, вы бы решили так же. Слишком уж яркие признаки гламура и «легкости мысли»...

Подходя к дому, я с грустью поняла, что, скорее всего, Феллини употребляется просто как модное словечко, как некий дорогой бренд, вроде дешевых сумок со знаменитой монограммой. Я не думаю, что кто-то из этих девушек видел хоть один его фильм. По ним этого не скажешь. Ведь в чем сила искусства, сила классики и настоящего творчества? Они наделены великой способностью менять людей. Недаром говорят: «Эта книга изменила меня»... Все-таки невозможно одновременно читать Байрона и мочиться в подъездах, во всяком случае, я считаю так. Сумка не перестанет быть подделкой, какой бы логотип на нее не налепили.

Утренние размышления о великом и вечном продолжились информацией о разработке новой школьной программы по литературе. Я порылась в интернете, желая найти какую-то достоверную информацию. Нашла десяток страниц об ужасах и идиотизме этой самой разработки и ровно столько же с опровержением этой информации. Мол, ничего еще не решено, кто вам сказал, что Лескова выкинули, вот он, пожалуйста, Пушкин как был «наше всё», так им и остался... И все в таком роде. Но кто-то эту информацию пустил, и список преступлений против детских мозгов везде одинаков. Следовательно, это все-таки не совсем утка. Часы литературы и русского сокращают с 210 до 140, и оба эти предмета сливают в один – «Русский язык и литература». ЕГЭ предполагается только по русскому.

«В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь можно знать лишь «избранные главы» (не объясняется, какие), пишет газета «Взгляд». – Из программы исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести» Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.

Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.

Ради кого происходит это расчищение? Ради введенных в школьную программу в качестве обязательных романов «Generation П» Виктора Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено), прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера (все они перенесены из программы углубленного изучения) и Юрия Рытхэу.

Газете «Взгляд» не удалось получить никаких комментариев ни от Министерства образования, ни от РАО, но, реконструируя логику предложенного списка, можно догадаться, что реформа школьного образования в части литературы ориентирована на ее «осовременивание». Один из чиновников ведомства, просивший не называть его имени, в частной беседе отметил, что «никто уже классиков не понимает, все это от современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то прочтут».

«Осовременивание»... Улицкая и Пелевин – это прекрасно, я сама люблю этих авторов, но проблема в том, что они рассчитаны на подготовленную аудиторию. На людей, которые понимают те скрытые цитаты, что заложены в тексте, понимают, где литературный стеб, а где чистая монета. На театральном факультете мы сначала целый год занимались классическим танцем, станком, и только со второго курса нам добавили современный танец. Потому что сначала надо изучить основу, изучить принцип и только потом «начать вить кружева». Не будет толку от прочтения «Generation П», если не понимать, крах чего описан в романе. Это не осовременивание. Это упрощение. А про Лукьяненко я вообще ничего говорить не хочу... Можно еще Донцову ввести, в цикле «Энциклопедия русской жизни».

Почему мы на каждом углу орем про великую русскую культуру и в то же самое время хотим ее так грубо «прополоть»? Или наши дети глупее нас? У меня дома были и будут книги русской классики, и мои дети обязательно их прочтут, вне зависимости от требований школьной программы. Пусть это будет мой маленький домашний тоталитаризм.

Только я не удивлюсь, что скоро появится какой-нибудь списочек «вредной» литературы для школьника. «Гроза» Островского – пропаганда распущенности и суицида, «Ромео и Джульетта» – о боги, это вообще педофилия и чрезмерная жестокость! Охоту на ведьм у нас в стране устраивают очень легко, даже если никаких ведьм на горизонте не предвидится. Знаете такую страну Германию? Там жил один нехороший человек, который кроме всего прочего жег на площадях книги? Помните?

Как говорил герой фильма «Кин-дза-дза», «весь это горький катаклизм, который я здесь наблюдаю...» Все это меня очень волнует. У меня ребенок.

Мы же не просто биологические существа с головой, в которую можно есть, мы наделены разумом и душой. И не надо это упрощать до уровня «прикольно – не прикольно».

Хотя для обслуживания газовой трубы этого вполне достаточно.