Не хочу оправдываться за Саратов

Оценить
Кто-то путает наш город с Самарой. Кто-то пишет о непролазной грязи и отсутствии дорог... Обидно мне стало, знаете. Неужто о нашем городе ничего хорошего нельзя вспомнить?

Когда к тебе приходят гости, хочется, чтобы от посещения твоего дома у них остались только самые приятные воспоминания. Когда приезжают гости из другого города, это желание распространяется и на свой город. Хочется ведь, чтобы люди уезжали домой с желанием приехать к нам снова, а не забыть в ужасе само название города.

К чему я об этом заговорил? На прошлой неделе многие саратовские новостные сайты и блогеры обсуждали опрос, который устроил Артемий Лебедев в своем «Живом Журнале». Он интересовался, с чем у его читателей ассоциируется город Саратов.

Я уже привык читать или смотреть интервью с заезжими гастролерами, которые на вопрос вроде «Как вам наша провинциальная публика по сравнению со столичной?» как один отвечают: «Ну что вы, Саратов – никакая, по сути, не провинция, здесь такая избалованная публика, и вообще ощущение, что мы находимся в столице». Понятно, что это больше похоже на жест вежливости, особенно если учесть, что в большинстве случаев они видят город из окна машины по дороге с вокзала на площадку и обратно. Поэтому было очень интересно, что думают об этом простые граждане, побывавшие у нас либо наслышанные о нашем городе от своих знакомых.

Так вот, комментариев набралось так много, что прочесть их все не представляется возможным. Но, пролистав первые несколько страниц, я не смог обнаружить ни одного хвалебного отзыва. В лучшем случае – нейтральные: герб, Волга, холодильники, «в деревню, к тетке, в глушь», «огней так много золотых» и группа «Комбинация». Ну (это уже я пытаюсь представить, что еще может быть общеизвестным), следует добавить певицу Валерию (хотя она и из Аткарска, но регион-то один), актеров Олега Табакова и Олега Янковского и гимн Олега Газманова. Из символов – мост, консерватория.

Кто-то путает наш город с Самарой. Кто-то пишет о непролазной грязи и отсутствии дорог... Обидно мне стало, знаете. Неужто о нашем городе ничего хорошего нельзя вспомнить? Я начал перебирать в голове отзывы своих иногородних знакомых.

Музыкант из Сибири был впечатлен архитектурой старых домов в центре города, однако с сожалением отметил их удручающее состояние. Ну, и дороги, конечно (это ему еще повезло, что он зимой у нас не бывал). Друзья моего знакомого, приехавшие из Казани и случайно встреченные мной на улице прошлой зимой, долго не могли подобрать челюсть от изумления, увидев огромную снежно-ледяную гору на Театральной площади. А я, в свою очередь, долго не мог им объяснить, что это такое и зачем. На мои вопросы о том, как решается проблема снега и льда в их городе, они ответили, что всех подробностей не знают, но ни в Казани, ни в других городах, где им приходилось бывать, такого они не встречали. У нас, говорят, дороги чем-то обрабатывают, и в любую погоду можно ходить спокойно.

Мой однокурсник, несколько лет проживший в Москве и затем вернувшийся обратно, долго не мог заново привыкнуть к работе общественного транспорта. И речь шла даже не о бесконечных пробках (москвичам к ним тоже не привыкать) и не о духоте и давке в герметично законопаченных автобусах. Дело в том, сказал он, что в столице общественный транспорт стабильно работает примерно до часу ночи, и нарушить график могут разве что пресловутые пробки. А в Саратове после девяти, а иногда и восьми вечера задача уехать домой превращается в увлекательную игру «кто успеет». И касается это не только автобусов (которые вообще непонятно по какому графику ходят) – буквально на днях я сам между восемью и девятью часами вечера минут сорок не мог сесть на трамвай № 3 в Мирном переулке, поскольку все они почему-то шли в депо.

Да чего уж там говорить, если в прошлом году даже премьер-министр страны не смог проехать по дороге за городом, которую размыло из-за дождя. И не преминул сообщить об этом перед многочисленными телекамерами. Вот уж всенародная слава...

Часто можно слышать призывы: мол, чем критиковать и ворчать, взял бы каждый гражданин да прибрался на своей территории – почистил снег или подмел двор, убрал мусор, отмыл подъезд и лифт. Что ж, если речь идет о тех, кто сам здесь намусорил, то это, наверно, справедливо: нагадил – убери за собой. А если имеется в виду, что каждый горожанин должен вставать в 5 утра и перед основной работой потрудиться еще и дворником... Я знаю множество людей, которые не разбрасывают мусор мимо урны, не плюют на асфальт и не используют подворотни в качестве туалета (кстати, насчет подворотен – как у нас там дело обстоит с общедоступными туалетами в городе?). И не понимаю, почему они должны убираться за теми, кто все это как раз и проделывает, тем более что они регулярно платят налоги и имеют право на определенный уровень комфорта проживания. Да и просто профессии у них другие.

А если каждый начнет вместо своей работы убирать близлежащие территории, пристраивать бродячих собак и ремонтировать подъезды – у нас не останется ни рабочих, ни врачей, ни продавцов, ни журналистов, ни спортсменов, ни преподавателей. Будет город коммунальных работников.

Или вот еще пример. Мой друг живет на 1-й Дачной. Каждую зиму довольно крутой подъем превращается в площадку для съемок экстремального реалити-шоу на выживание. Потому что по пешеходной дороге идти невозможно из-за чудовищного гололеда (боюсь представить, сколько человек уже получили различные травмы, пытаясь дойти до дома или до остановки). Можно идти по проезжей части – тут состояние дороги более-менее приемлемо. Но по проезжей части, как вы понимаете, в обоих направлениях ездят автомобили. И если ты решился-таки разделить с ними дорогу, то, увидев приближающуюся машину, необходимо заранее прикинуть, куда можно отскочить, чтобы пропустить ее. А это сделать тоже не всегда легко, потому что водители объезжают «островки» наледи, и из-за этого машины на дороге выписывают такие фигуры, которым еще, наверное, и названия-то не придумали.

Когда – помните? – где-то в конце января – начале февраля образовался первый гололед, даже в центре города ходить было невозможно. Ну, с утра – понятно, экстренная ситуация. Но прошел день, второй, а рабочих, чистящих дорогу, лично я смог увидеть только к вечеру второго дня. Может, конечно, до этого они убирались где-то еще, но с кем я ни говорил на эту тему, никто мне этого подтвердить не смог.

Саратов – мой родной город, я здесь родился и вырос, и я его очень люблю. Как и у всякого саратовца, у меня есть множество «своих» мест, с которыми что-то связано. Тем неприятнее мне слышать такие вот отзывы о своем городе – ведь гости сравнивают его с теми городами, где уже побывали или в которых живут сами.

И, право слово, очень обидно, что порой у некоторых земляков при ответе на вопрос, откуда вы, сама собой возникает оправдывающаяся интонация (мол, извините, так уж получилось, ни в чем, что вы знаете о моем городе, я не виноват). Но как сделать так, чтобы мнение о моем родном городе (а значит, в первую очередь сам город) изменилось в лучшую сторону, я не знаю...