Продолжение следует. А лучше бы отстало

Оценить
Реальные, не киношные сиквелы больше смахивают на возмездие Судьбы... Вам нравится смотреть на знаменитую фигуристку, которая решила уделать Америку за счет российских сирот, а теперь повсюду хнычет, что ее перестали уважать?

В кинематографе есть понятие «сиквел»: это когда историю, которая сделала приличные сборы (и, стало быть, имеет неплохой коммерческий потенциал), срочно доснимают – любым способом, с теми же исполнителями. И пока зритель несет свои деньги в кассу, изначальная история будет тупо обрастать продолжениями.

В жизни тоже есть свои сиквелы, которые у всех на виду. Возьмем, к примеру, старину Портоса. После распада мушкетерского братства он впал в такой жуткий запой, что однажды, не приходя в сознание, попросил у русского царя паспорт, немедленно его получил и теперь (так до сих пор и не выйдя из запоя) руководит кружком художественной самодеятельности где-то в Сибири.

Бесприданница Лариса Огудалова, вопреки Островскому, не погибла: пуля просвистела мимо. Героиня, правда, постарела, подурнела, злоупотребляет косметикой, больше не поет про любовь, зато нашла свое счастье в Останкино, где ведет программу «Давай поженимся».

Бывший обидчик Ларисы, Сергей Паратов, сделал блестящую карьеру: он обложил данью все, что издает звуки, – от органов до детских пищалок, от шотландских волынок до уличных шарманок. Время от времени Паратов с Ларисой встречаются в ресторане «Седьмое небо» и с умилением слушают, как хор цыган-гастарбайтеров под фонограмму – процент уплачен! – исполняет жестокий романс «Мохнатый шмель» (музыка народная, слова пчеловода Ю. Лужкова).

Или вот бандит Крымов из фильма «Асса». Он, представьте, тоже уцелел в 90-е годы, хотя и сменил профессию: теперь он не грабит и не убивает, а работает депутатом. В прошлом году наш герой дорос аж до руководителя предвыборного штаба самого Лорда Волдеморта (о том, благодаря какой именно магии Тот, Чье Имя Не Называют набрал свои проценты, мы с вами прекрасно знаем). Как вы думаете, что бы сказал Глеб Жеглов, кабы увидел нынешнего Крымова в компании его коллег по палате? Боюсь, сказал он бы то же самое, что и раньше: о том, кому, где и сколько надлежит сидеть. Посмеялись бы в ответ соратники депутата Крымова, а потом бы навесили на Глебушку Егорыча срок за оскорбление их кристально чистых натур...

Тяга к сиквелам в нас заложена природой: потому-то, например, окупился в прокате образцово-убогий фильм «Ирония судьбы-2» (настолько убогий, что даже Сергей Безруков – по контрасту с главным героем и главной героиней – там выглядел не так уж плохо). Мы инстинктивно хотим знать дальнейшую судьбу знакомых персонажей и одновременно боимся, что судьба будет печальной. Так обычно и случается: жизнь куда грустнее, чем искусство.

Увы, реальные, не киношные сиквелы больше всего смахивают на овеществленное возмездие Судьбы: дистанция между вчерашним героем и нынешним его альтер-эго может быть до отвращения огромна. Вам нравится смотреть на некогда знаменитую фигуристку, которая в общем патриотическом порыве решила уделать Америку за счет российских сирот, а теперь повсюду хнычет, что ее перестали уважать? Вам приятно наблюдать, как бывший хоккейный бомбардир (никого и ничего не боявшийся на ледяном поле) ныне уже совсем неотделим от суконно-серого большинства «слуг народа»? Вас развлекает суетливость бывшего космонавта, который подписывает «коллективку» против человека, который и так уж давно в лагере?

То-то и оно, что нет. «Душераздирающее зрелище» – сказал бы ослик Иа-Иа.

Говорят, что после грандиозного успеха «Титаника» не один продюсер ломал голову над идеей сиквела. К счастью, никто не набрался наглости, не вытащил из океанской пучины Леонардо Ди Каприо и, обсушив, не командировал в фильм-продолжение. Иначе, скорее всего, картина бы многократно окупила свое производство. Хотя почти наверняка ни малейшей художественной ценности фильм бы не имел.

Но какая разница? Никого не греет мысль о том, что все в мире конечно. Мало кому хочется остановиться, оглянуться, задуматься, вовремя поставить точку. Большинство предпочитает запятую.

Даже если после запятой идет совсем уж черт те что.