Метеорит для пенсионера

Оценить
Вы уже задумались о своей пенсии? Нет? Тогда мы идем к вам! Таков девиз негосударственных пенсионных фондов, которые так и жаждут прибрать к рукам ваши денежки. В справедливости этого утверждения я недавно убедился на своей шкуре.

Вы уже задумались о своей пенсии? Нет? Тогда мы идем к вам! Таков девиз негосударственных пенсионных фондов, которые так и жаждут прибрать к рукам ваши денежки. В справедливости этого утверждения я недавно убедился на своей шкуре. Причем методы работы некоторых фондов не только вызывают сомнения в их законности, но и подрывают доверие к НПФ в принципе.

Воскресенье, примерно 11 утра. Я только проснулся, умылся, отжался, наступил на кота, как поет «Сплин». Сделал магические махи руками и ногами, и только потянулся к кнопке включения чайника, как раздался звонок в дверь. Причем, не в домофон, а именно в дверь. Значит, в подъезд этот незваный мудрый гость уже как-то попал. «Кто бы это мог быть?» – думаю по пути в коридор. Выборы вроде нескоро, то есть для разноса по домам макулатуры – с крупным планом улыбающихся морд любителей давать обещания – еще рано. Наверное, договор на подключение интернета.

Открываю дверь – на пороге молодая девушка с папкой в руке. Улыбается. Здравствуйте, говорит. День добрый, отвечаю, чем обязан? Представляется сотрудницей Пенсионного фонда России и деловито интересуется, есть ли дома жители России в возрасте от 20 до 45. Ну, я есть. А вы уже заключали договор обязательного пенсионного страхования? Получали письмо из Пенсионного фонда? Нет, говорю, не заключал. Да, получал. А вы знаете, что с нового года все ваши пенсионные накопления сгорят, если вы не заключите договор? Нет, не знаю и знать не хочу, отвечаю. Потому как мне по барабану, какая у меня будет пенсия и будет ли вообще. В ответ девушка выливает на меня целый поток информации, из которого я улавливаю только «пенсия», «сгорит» и «реформа».

В этот момент у меня уже начинает закипать чайник. Тот, что на кухне. Первой мыслью было послать незваную гостью к соседям или еще куда подальше, но природное любопытство и журналистское чутье взяли свое. Да и девушка, видно, бывалая. Поняв, что ее не посылают, припускает с места в карьер. Можно войти, говорит, я вам все объясню? А то, мол, неудобно на лестничной клетке. Холодно. Я оценивающе осмотрел девушку с ног до головы: маленького роста, миловидная, с виду никакой опасности не представляет. Со мной, если она не чемпион России по восточным единоборствам, не справится. Я уже примерно догадывался, что она будет рассказывать, но мне стало интересно, как она будет это делать.

Проходим на кухню, садимся. Девушка весело и задорно повествует про то, что такое пенсия, что она делится на две части: страховую и накопительную. Я ее прерываю. Это я знаю, говорю. Давайте ближе к делу. Тут она очень убедительно начинает рассказывать сюжет триллера под кодовым названием «Пенсионная реформа». Согласно этому триллеру (далее – читать вслух, растягивая слова и с зажатым пальцами носом.Прим. авт.), на Россию надвигается огромный «астероид», в его роли выступает очередной закон, принятый нашими депутатами. По этому закону те, кто не распорядился накопительной частью пенсии, ее потеряют. Совсем. И когда выйдут на пенсию, будут получать гораздо меньше. Да-да. В доказательство своих слов девушка показывает всевозможные газетные вырезки и ксерокопии.

Дальше по сюжету появляется герой-супермен, который решает помочь несчастным жителям планеты избежать этой катастрофы. Роль героя, по словам девушки, исполняет Пенсионный фонд РФ. Так вот, герой решает не тратить время зря – население страны хоть и вымирает с завидной скоростью, но пока еще не маленькое, и распространяет своих адептов, чтобы те предупредили жителей страны о надвигающейся опасности и помогли им спастись и спрятать свои сбережения в надежном месте (почти как с сосиской в мультике про котенка по имени Гав). Один из таких адептов как раз передо мной, гордо заявляет девушка.

Я, конечно, человек, доверчивый, по своей профессии привык работать с разными источниками информации, но больше верю документам, чем людям. Прошу показать удостоверение. Девушка, судя по всему, обиделась, но документы достала. Правда, вместо удостоверения сотрудника Пенсионного фонда это была доверенность от некоего негосударственного пенсионного фонда «СтальФонд» и паспорт, удостоверяющий, что эта доверенность выписана на нее. Что же вы меня обманываете, говорю. Никакой вы не адепт, права не имеете... Та с жаром начинает объяснять, что работает она в пенсионном фонде, но для нынешней работы им выдают вот такие доверенности, в которых указано, что она представляет интересы «СтальФонда». Никаких других документов, что она имеет отношение к ПФР, девушка не показала.

Делаю вид, что поверил ей. Допустим. Что дальше? Возвращаемся к фильму. Чтобы спастись от ужасного «астероида», россиянам нужно заключить договор с негосударственным пенсионным фондом «СтальФонд» – и тогда будет всем счастье.

Я знаком с этой практикой, поэтому помню, что наша пенсия состоит из трех частей – базовой, накопительной и страховой. И знаю, что в предложенном девушкой ничего предосудительного нет – по закону, с 2008 года 22% от наших официальных зарплат перечисляется в Пенсионный фонд. Большая их часть (16%) идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А шестью процентами (это и есть накопительная часть) мы можем распоряжаться: либо передать их в негосударственный пенсионный фонд, либо в частную управляющую компанию, либо оставить в государственной УК, которой по умолчанию выступает Внешэкономбанк. Если ничего не делать со своей накопительной частью (как делают большинство жителей), то она останется в управлении ВЭБ и, как правило, обесценивается, так как доходность государственного фонда обычно не превышает инфляцию. В случае с НПФ и доходность больше, и риски.

Пока я все это вспоминал, девушка уже достала договор на перевод моей накопительной части в НПФ «СтальФонд». Почему же, говорю, я обязательно должен передать свои деньги именно в этот фонд? Почему вы мне не даете выбора? Есть же фонды и с большей доходностью? Девушка терпеливо объясняет, что ПФР считает этот фонд наиболее перспективным и бла-бла-бла. К тому же через год я смогу запросто написать заявление и поменять фонд.

Девушка ушла, а осадок остался. Формально то, что она делала, – законно. Пришла, предложила заключить договор о переводе пенсии в НПФ. Но какими методами! Ее слова были основаны на двойной лжи. Во-первых, никакого отношения к государственному пенсионному фонду она не имеет, а попросту вводит жителей в заблуждение, чтобы придать своей деятельности хоть какой-то авторитет и втереться в доверие. Во-вторых, ее увещевания о том, что мы скоро потеряем накопительную часть, сильно извращены.

В ноябре прошлого года Госдума страны приняла закон, по которому в течение 2013-го мы должны решить, какую часть страхового платежа направлять на формирование накопительной пенсии – 6%, как сейчас, или только 2%. Те, кто не сделают это до конца года, автоматически получат в накопительную часть только 2 %, остальное перейдет в солидарную часть, то есть уйдет на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Но вся соль состоит в том, что пока правильный выбор сделать невозможно. Разработка нового механизма выплаты пенсии еще не закончена – ее планируется завершить только к сентябрю этого года. А поэтому определить то, какой вариант лучше, сейчас нельзя.

Учитывая, что наши зарплаты оставляют желать лучшего, а многие получают деньги в конверте, то отчисления в ПФР минимальны. Мало кто знает о возможности распоряжаться накопительной частью пенсии. Еще меньше народа этой возможностью пользуются. Поэтому очевидно, что негосударственные пенсионные фонды готовы на все, лишь бы привлечь под свое крыло новых клиентов. Но методы, которые они используют, вызывают только отвращение. Интернет пестрит негативными отзывами людей, которые тоже столкнулись с обманом при оформлении договоров с этим фондом.

Напоследок совет – если к вам пришли такие агенты, не выгоняйте их. Впустите в свою квартиру, незаметно включите диктофон и дайте высказаться. При желании их действия можно квалифицировать как статью 159 УК РФ – мошенничество. Ведь это не что иное, как «приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием».