С Богом без Церкви

Оценить
Многие и многие черты, шаги, намерения РПЦ, и прежде всего, сугубая закрытость, затворенность, война с любым видом инакомыслия, экуменизма, говорят не о силе ее, но о слабости.

Больше десяти лет назад я писал: «Дело идет к закату, а я все так же далек от Церкви. Хочу верить, не от Бога, верю. Но прекрасно знаю аргументы против своей, весьма не новой, позиции: с Богом без Церкви. Главный из них, как понимаю, тот, что нельзя постоянно быть одиноким в обращении к Всевышнему, – требуется состояние литургии».

Увы, с тех пор все больше стало причин не приближаться к РПЦ.

Когда я впервые забрел в храм школьником, удручающе подавила пышность службы, театральность одеяний, обилие золота, огней, невразумительная выспренность церковнославянского языка. Казалось, взрослые собрались играть в какую-то торжественную игру, стесняются этого, и поэтому, как дети, обставили игру картинками, свечками, нарядами. Читая много лет спустя роман Толстого «Воскресение», я живо вспомнил свои первые впечатления от православных обрядов.

Мне не приходилось бывать в мечетях во время службы, в синагогах. В католических храмах я был несколько раз в России и Польше. Там нет золота, но много темного резного дерева, и главное, есть звуки органа, и если вся подлинная музыка от Бога, то лучше посредника, чем орган, человек не придумал. У лютеран довелось побывать в небольшой немецкой евангелической церквушке, где проповедь читал прихожанин, ученый. Было чисто, пристойно и скучно, как на лекции.

Так что надо стучаться в наш православный храм, но идти туда с чистым сердцем, открытой душою. Ладно: игнорирую моду, ищу красоту в убранстве, стараюсь не обращать внимания на отсутствующий холодный взор священника, но ведь еще много contra осталось, и прежде всего – все более агрессивное поведение РПЦ.

Наверстывая за годы гонений, РПЦ, мало считаясь с евангельскими заветами, то и дело норовит отбирать некогда принадлежавшие ей культовые (и не только культовые) здания, причем не у сильных мира сего, а у музеев, детских спортивных школ и т.д. В Саратове давно муссируется идея восстановить взорванный в 30-е годы храм Александра Невского. Но ведь на месте уничтоженного храма много лет находится благоустроенный, единственный в центре, бесплатный общедоступный стадион.

Множатся примеры безобразного даже и для мирского человека пьяного хулиганства, попадающие под УК случаи поведения людьми в рясах, все эти гонки на иномарках и проч. По части увлеченности мирскими благами чиновники в рясах дадут фору чиновникам в цивильных одеждах – разве саратовцы не видят, на каких роскошных авто передвигаются Лонгин и его заместители?

Телеканал «Союз» то и дело призывает телезрителей к пожертвованиям. Даже симпатичный разговорчивый о. Дмитрий Смирнов недавно стал прямо-таки срамить с экрана православных за то, что не жертвуют на «Союз», которому-де даже приличную выгородку для его передачи не на что поставить, так как РПЦ еле-еле сводит концы с концами.

Да и сама погоня именно за количеством храмов, возвращаемых или возводимых, мало, по моему убеждению, соответствует числу подлинно верующих людей, взращенных под множащимися куполами, но никогда не бравших в руки Евангелие. Мой знакомый, взяв на себя роль крестного отца, был обязан посетить курс наставительных уроков для исполнения этой роли. И что ж, изо всех будущих крестных отцов читал Евангелие лишь он один.

Не привлекают и методы борьбы с иноверием: апелляция к городовому, как говаривали в старину. Мне не слишком нравились бойкие протестантские проповедники, заполнившие одно время наши телеэкраны, с их жизнерадостной пропагандой очень уж удобной, компактной, приспособленной к цивилизованному житью веры в Христа, или вдруг заплясавшие на улицах кришнаиты. Но к лицу ли Церкви гонения за религиозное инакомыслие, словно бы презрела она многовековой опыт, начало которого стоит принять от гонений на первых христиан, продолжить святой инквизицией и так далее, вплоть до деяний советского режима? Многие и многие черты, шаги, намерения РПЦ, и прежде всего, сугубая закрытость, затворенность, война с любым видом инакомыслия, экуменизма, говорят не о силе ее, но о слабости.

Случайно ли, что разбираться с общественностью в РПЦ поручено Всеволоду Чаплину, – не говоря уж о речах, чего стоит его всегда угрожающий взор? А еще: ни один из современных высокопоставленных чиновников так не напоминает стальным взглядом и металлическим тембром голоса их советских предшественников, как Гундяев.