Учиться нигде не поздно

Оценить
Из всех немецких школьников только 15% оканчивают гимназии. Из них далеко не все решаются стать студентами. А из всех студентов выпускниками вуза становятся 30-40%. Проще получить высшее образование в России, а где лучше – каждый решает для себя.

Придумать свое или позаимствовать чужое? Азиаты мы или европейцы? Западники или славянофилы? Окно или занавес? Вся эта каша-малаша варилась в моей голове на протяжении многих лет, как только речь заходила о Болонском процессе. Но в прошлом году мне удалось подглядеть его воплощение и «у нас», и «у них».

На факультете иностранных языков СГУ специалитет сменился бакалавриатом в 2011-2012 учебном году. Бывший педагогический институт держался до последнего. И, судя по европейскому опыту, правильно делал. В Германии государство не позволяет обучать нужных ему специалистов в кратчайшие сроки. Учителя, медики и юристы грызут гранит науки около пяти лет лишь для того, чтобы сдать первый государственный экзамен. Но на этом настоящая учеба только начинается: два года будущие государственные служащие (Beamte) одновременно работают, посещают занятия-семинары, пишут что-то вроде докторской и готовятся ко второму государственному экзамену. Россия – Германия 4:7. Это я о количестве. Теперь о качестве.

Европейцы насчитывают шесть уровней владения иностранным языком (CEFR). И если раньше российские студенты-специалисты за время учебы поднимались со второго-третьего на пятый за пять лет, то сейчас бакалавры должны пройти этот путь за четыре года. Успеют?

Чтобы точно успели, программу сжали. Но оставили физкультуру, БЖД и экономику, в рамках которой моей группе преподаватель социологии целый год рассказывал марксистскую теорию. Оставили и информатику, точнее, «использование современных информационных технологий в учебном процессе». Звучит красиво, на деле – прописные истины, которые знакомы каждому, у кого есть компьютер. Оптимизация прошла успешно.

В Европе же программа обучения намного гибче. Единственный фактор, определяющий учебу любого студента – это очки, пункты или кредиты (credit points). За три года обучения необходимо набрать 180 очков, чтобы получить диплом бакалавра. В зависимости от сложности предмета за успешно сданный экзамен можно получить 3-9 пунктов. Предполагается, что для получения одного кредита студент должен проработать над предметом не менее 25 (чаще 30) часов. В это время включены лекции, семинары и самостоятельная работа. Также пункты можно заработать на практике (8 очков) и последнем модуле, который включает в себя написание и защиту бакалаврской работы (15 очков).

Особенно приятно, что страна, где ты собираешь пункты, не важна. Здесь никого не удивишь участием в программах обмена, которыми активно пользуются не только филологи, но и естественники. Часто, уезжая за рубеж, подтягивают французский, испанский и итальянский. Но лидером, безусловно, остается английский, который понадобится во время обучения на мастера, так как практически на всех отделениях и преподают, и сдают экзамены на языке международного общения. При этом все пункты, заработанные во время программы в чужом вузе, признаются дома без бумажной волокиты. Студенты отделения переводчика вообще учатся в домашнем вузе меньше, чем «в гостях», и выпускную квалификационную работу пишут, как правило, в стране изучаемого языка.

В любом случае, как, когда и в каком порядке собирать пункты, каждый решает сам. Для сомневающихся всегда есть примеры учебных планов. Для уверенных в себе – возможность закончить все обучение за три-четыре семестра. А для ленивых, работающих или недавно ставших мамой, – опция «растянуть бакалавриат на пять или даже больше лет».

В вопросах времени европейский студент вообще сам себе хозяин. Во-первых, для успешного окончания вуза достаточно изучать пять-шесть предметов в семестр. Это значит, что в стенах аудитории он должен проводить всего лишь 15-18 часов в неделю. Иногда меньше, так как не к каждой лекции прилагается семинар (Tutorium).

Вот только покидать университетский городок (Campus) немецкие студенты не спешат. Почему? Потому что в каждом корпусе оборудованы места для самостоятельных занятий (стул, стол, Wi-Fi до 300 Мбит/с). Потому что на территории университета более 50 библиотек с новейшими фондами. Потому что вкусно и недорого поесть можно в столовой, которая вмещает три тысячи человек одновременно. Потому что при желании на кампусе можно найти кухню, диванчик, где можно поспать, и даже душ. Потому что на своем же факультете можно найти хорошо оплачиваемую работу, связанную с твоей будущей специальностью. Потому что для студента здесь созданы все условия. Только учись.

А учиться придется тщательно и много, потому что свобода всегда предполагает ответственность. И никто не поставит тебе оценку просто за присутствие, коньяк или красивые глаза. Отсюда и качество знаний, и квалификация выпускаемых специалистов. Также этому способствует рейтинговая система оценок. Только лучшие десять процентов студентов получают высший бал – 1. Следующие 25 могут рассчитывать на 2 балла. Следующие тридцать процентов получат только 3. Остальные довольствуются низшей оценкой – 4. Как правило, на каждом экзамене есть и необходимый минимум – количество пунктов, которое нужно набрать, чтобы получить причитающиеся кредиты.

Пытаться сдать каждый экзамен можно не более трех раз. После третьей проваленной попытки двери этого вуза закрываются для студента навсегда. Единственная возможность остаться в родных стенах – поменять факультет. Кроме того, получить допуск к экзамену не всегда просто, так как он часто зависит от посещаемости (не более двух пропусков в семестр) и выполнения домашних заданий.

В результате из всех немецких школьников только 15% оканчивают гимназии – единственные общеобразовательные заведения, после которых можно поступать в вуз. Из этих 15% далеко не все решаются стать студентами. А из всех студентов академиками (выпускниками вуза) становятся 30-40%. Так что проще получить высшее образование в России, а где лучше, каждый решает для себя.