Штрафов бояться – в лес не ходить!
Обычные прогулки в лесу россиянам могут влететь в копеечку. С этим абсурдным объявлением пару недель назад выступило официальное издание федерального правительства – «Российская газета». Речь в публикации шла о новом законопроекте, который уже находится на рассмотрении в Госдуме и в котором предусматривается ужесточение наказания за посещение леса в пожароопасный период. Правда, впоследствии выяснилось, что официальный печатный правительственный орган несколько преувеличил безумие российской власти.
Либо деньги, либо ноги?..
В статье «Туши костер. За прогулки в лесу будут штрафовать» «РГ» красочно рассказывала о том, что буквально с осени текущего года не только разведение костра в лесу во время официально объявленного пожароопасного периода, но и обычная прогулка по лесной опушке может обернуться немалым штрафом. Так, за нахождение в лесу, как сообщает издание, «нарушителю» придётся заплатить до 1000 рублей. А разведение костра обойдется ему в 1500–2000 рублей. Штрафы для юридических лиц, как всегда, выше: нахождение в лесу в пожароопасный период равно 3–5 тысячам рублей, а разведение костра грозит им штрафом от 50 до 130 тысяч рублей.
Контроль за соблюдением новых требований законопроект возлагает на лесничих. Они смогут не только задерживать граждан, которые нарушили требования лесного законодательства, и доставлять их в правоохранительные органы, но и изымать у них «орудия правонарушений».
Эта публикация в «Российской газете» наделала много шума, была прямо или косвенно процитирована многими российскими СМИ. Её разобрали на предложения, детально проанализировали и повеселились. Например, над пунктом об изъятии орудий правонарушения у граждан, гуляющих в лесу, вдоволь поглумились СМИ, менее лояльные к изобретениям властей. Было подмечено, что главным орудием правонарушения у человека, решившего побродить по лесу, являются его ноги. И слава богу, мол, пока «изъять» ноги у граждан в нашей стране просто так, не нарушив Конституции, невозможно. Но, как говорится, ничто не вечно...
Не допустить – лучше, чем исправлять
Но если говорить о законодательной инициативе серьёзно, то для этих ограничительных мер есть веские причины. По данным Рослесхоза, девять из десяти лесных пожаров в России возникают именно по вине так называемых прогуливающихся. Так что ужесточать наказание, дабы ограничить посещение лесов в неблагоприятный для прогулок период, всё же имеет смысл.
Саратовские лесники с этим согласны на сто процентов. Как отметили представители районных лесничеств Саратовской области, лесные пожары – явление очень коварное: нередко огонь вплотную подбирается к населённым пунктам и даже заходит в них. В лучшем случае жители поселений будут мучиться от дыма горящего леса, в худшем – потеряют свои дома, что уже случалось не только на территории нашего региона, но и в других субъектах РФ. Кроме того, как говорят лесничие, тушить горящий лес очень и очень тяжело. И самым эффективным способом борьбы с лесными пожарами они считают их предупреждение. Ужесточение штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, по мнению саратовских лесников, вполне себе работающий инструмент.
Лишняя головная боль
Но даже саратовские лесники не очень поняли, зачем для этого нужен новый закон. Мы – тоже. Поэтому попытались разобраться вместе.
В публикации «РГ» о том, что именно за проект какого именно закона рассматривают депутаты, не было сказано ни слова. Поэтому главный лесничий Вольского района Сергей Яковлев заявил «Газете недели», что если речь идёт о каком-то новом самостоятельном нормативном акте, то затея эта бессмысленна и бесполезна.
«Я не очень понимаю формулировки «штрафовать за прогулки в лесу». Это неправильно и невозможно. Есть Лесной кодекс, в котором чётко прописано, что лес – это общественное достояние, и доступ в него открыт всем и каждому в любое время дня и ночи. Так что если вводить новые штрафы за прогулки по лесу, то нужно менять и Лесной кодекс, – говорит Сергей Геннадьевич. – Другой вопрос – это ограничение посещения леса в пожароопасный период. Но эти ограничения тоже достаточно чётко регламентированы другими нормативными актами. Есть правила пожарной безопасности в лесах и постановление правительства № 417. Есть статья 8.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В них всё написано – и про то, что можно, а чего нельзя делать в лесу, и про штрафы за нарушения. Так что новый закон сути дела не изменит, а вот головной боли, я думаю, добавит. Хотя с тем, что штрафные санкции нужно увеличить, я бы согласился. И с расширением полномочий лесничих...»
По словам нашего собеседника, в лесничествах сейчас весьма ограничены ресурсы. Не хватает ни техники, ни людей.
«У нас недостаточно сил и средств не только для тушения лесных пожаров, но и для выявления нарушений, способных привести к возникновению пожара, – говорит Сергей Яковлев. – В Вольском лесничестве 54 гектара леса. А полномочия составлять протоколы есть только у шести человек. Конечно, этого количества инспекторов недостаточно. Когда-то в лесничестве 40 человек работало. У нас нет транспорта, да и кроме составления протоколов и проведения воспитательно-разъяснительных бесед мы ничего не вправе сделать. Постановления о наложения штрафа выносятся министерством лесного хозяйства области...»
Общая мысль, единое мнение
Мнение саратовского лесничего оказалось созвучно с мнением других экспертов, которых тема новых штрафов за прогулки в лесу тоже не оставила равнодушными.
Экологи, например, считают, что законопроект, рассматриваемый Госдумой, не будет иметь должного эффекта просто потому, что за всеми нарушителями уследить физически невозможно. В конце концов, во многих регионах проселочные дороги или тропинки, по которым люди, например, идут утром на работу к железнодорожной станции, проложены через леса. А значит, граждане, которые спешат на электричку, проходя сквозь лес, так как другой дороги нет, автоматически становятся нарушителями закона.
Пожарные высказали мнение, что туристов есть смысл штрафовать лишь при введении особого противопожарного режима. А представители спортивного туризма предположили, что для того, чтобы новый закон заработал, нужно ввести и механизм регистрации случайных отдыхающих.
Не так страшен чёрт…
Что тут к чему, стало более-менее понятно после беседы с заместителем министра лесного хозяйства Саратовской области Василием Ромашовым. Он пояснил, что обсуждаемый в Госдуме законопроект – это просто пакет поправок в статью 8.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП).
«Законопроект, о котором идет речь, всего лишь уточняет существующие формулировки, не вводя принципиально новых запретов и несущественно повышая штрафы», – объясняет замминистра. И действительно, в новой редакции статьи 8.32 появился только один дополнительный пункт. Тот самый, что и вызвал саркастическое возмущение российской общественности. Новая редакция статьи 8.32 КоАП РФ запрещает «пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств», а также проведение в лесах определенных видов работ «в период действия ограничения на такие действия». Размеры штрафов для ослушавшихся физических лиц – 300–1000 рублей, должностных лиц – 3000–5000 рублей, юридических лиц – 30000–50000 рублей.
Василий Ромашов при этом уточняет, что запрет на пребывание касается не всей территории леса, а только определённых зон. Например, хвойного молодняка. «Вообще существует пять классов пожарной опасности в лесу, – говорит Ромашов. – Ограничения на пребывание граждан в лесах вводится, только когда объявляется 4-й или 5-й класс и сроком не более чем на 21 день. Как только класс пожарной опасности меняется, ограничения тут же снимаются».
Кстати, 16-го мая текущего года региональное министерство лесного хозяйства уже вводило ограничение пребывания граждан в лесу. В тот период на территории Саратовской области был объявлен четвертый класс пожарной опасности. А в двух районах – Александрово-Гайском и Красноармейском – пожарная опасность достигала чрезвычайного пятого класса. Согласно приказу областного минлесхоза, на 21 день в лесу под запретом были: проведение культурно-массовых мероприятий, проезд транспортных средств, кроме проезда по дорогам общего пользования и проезда для обеспечения охраны лесов, пребывание граждан в лесу, кроме тех, кто в нём работает, ну и конечно, разведение костров, сжигание мусора и т. п.
Так что ничего нового по сути поправки в КоАП не принесут. Ну, кроме размера штрафов.
Страховка от неадекватных
Василий Ромашов в беседе с корреспондентом «Газеты недели» отметил также, что поправки, вносимые в КоАП, рассчитаны больше на предупредительный характер воздействия и принимаются скорее для подстраховки на случай неадекватной реакции некоторых граждан.
«Я вообще считаю, что в такую сильную жару, когда уровень пожарной опасности достигает 4-го или 5-го класса, людям в лесу и делать-то нечего. Да нормальные люди и не пойдут в лес, а скорее предпочтут отдых у воды, на реке, на Волге. Но безумцев, хулиганов, невоспитанных и равнодушных к окружающему миру людей у нас тоже хватает. А потому ужесточение правил поведения при чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами или экстремальными погодными явлениями, и строгое наказание за их нарушение просто необходимы», – говорит замминистра лесного хозяйства области.