Памятник архитектору Мюфке

Оценить
В саратовских коридорах чувствовался размах и оптимизм строителя

Уже более десяти лет над одной из клумб на территории клинической больницы медицинского университета возвышается камень с надписью: «Здесь будет установлен памятник архитектору Карлу Людвиговичу Мюфке, по проекту и под руководством которого в 1926 году началось строительство клинического городка». Но Мюфке давно уже сам воздвиг себе памятник: здания, построенные по его проектам и под его руководством, доныне успешно служат саратовцам.

Карл Людвигович Мюфке родился в январе 1868 года в семье воронежского провизора – аптекаря. Окончив Воронежскую гимназию, учился на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Петербурге. По существовавшей в Академии традиции как один из лучших выпускников был командирован для усовершенствования за границу. В течение года он знакомился с памятниками архитектуры в Италии, Франции, Германии, Австрии.

По возвращении в 1897 году Карл Людвигович начал службу в подведомственной Академии художеств Казанской художественной школе. В Казани ему пришлось пережить и радостные, и горькие дни – счастливый брак с Натальей Арбузовой, рождение двух детей и кончину 28-летней жены от неизлечимой болезни. Нужно было найти в себе силы жить, творить, воспитывать детей. И здесь судьбоносным для Мюфке стало приглашение переехать в Саратов, где предполагалось строительство зданий для только что открывшегося университета. Карл Людвигович и был назначен на пост архитектора-строителя университета.

Мюфке подготовил проект первого здания – института экспериментальных медицинских наук. Проект был послан на утверждение в строительный комитет министерства просвещения. И там устроили волокиту, потом предложили проект министерского архитектора Шишко, представлявший собой видоизмененный проект Мюфке. Чтобы не тратить силы и время на препирательство с министерством, ректор университета Василий Иванович Разумовский согласился на проект Шишко. В июне 1910 года началось строительство первого корпуса.

С неменьшими трудностями прошел преграды, творимые министерскими чиновниками, и проект Анатомического театра. Опять предлагался министерский вариант. Профессор Владимир Дмитриевич Зёрнов писал: «В проекте архитектора министерства (представляющем списанный и измененный наш) много существенных дефектов и нарушений тех условий, которые мы предъявляем к специальным анатомическим зданиям». «К Мюфке, – свидетельствует Зёрнов, – подошел один из министерских инженеров и откровенно сказал: «Послушайте, надо же «поделиться». Карл Людвигович был крайне возмущен такой развязностью и не стал, конечно, дальше разговаривать». И все же проект Мюфке утвердили.

Без всяких задержек прошел проект физического института, поскольку изначально над ним потрудился министерский архитектор. Однако в проекте имелась масса недостатков. Доработку проекта и руководство возведением здания взял на себя Мюфке. План размещения зданий университета, озеленения его территории, разбивки цветочных клумб, фонтан были разработаны также Карлом Людвиговичем. Таким образом, архитектурный ансамбль университета по праву можно считать детищем Мюфке.

Прибывший в Саратов осенью 1917 года первый декан юридического факультета Георгий Густавович Тельберг (см. газету от 21.05.2013) вспоминал: «Когда я подъехал к университету, посмотрел на эту группу новых зданий, совсем не похожих на традиционный стиль наших старых официальных построек, когда я вошел через просторный нарядный подъезд в глубь университетских помещений, прошелся по светлым, широким коридорам с цветными мраморными колоннами, меня невольно охватило какое-то светлое настроение: в этом храме науки не было той мрачности и тесноты, которые характеризуют здания наших старых университетов. В саратовских коридорах чувствовался размах и оптимизм строителя».

Еще одним детищем Мюфке можно считать комплекс клинической больницы медицинского университета, которую многие саратовцы по старой памяти называют 3-й Советской больницей. Здесь в 1913 году была заложена хирургическая клиника, а вслед за ней – терапевтическая.

Наконец, в мае 1915 года началось строительство клиники уха, горла и носа, средства на которую пожертвовал профессор Николай Петрович Симановский (см. газету от 13.03.2012). Две первые клиники возвели до начала Первой мировой войны, а третья в военных условиях строилась три года. В 1926–1928 годах Мюфке руководил восстановлением всех университетских зданий, поскольку период революции, гражданской войны и последующей разрухи отразился на них не лучшим образом.

Годы строительства университета совпали со счастливыми изменениями в личной жизни Мюфке. Он встретил Анастасию Михайловну Ногину, ставшую его второй женой, а также другом и воспитательницей его сыновей. К сожалению, последние годы жизни Мюфке оказались очень горестными. Оставленный детьми, женой, друзьями, он занимался художественной вышивкой и продавал свои изделия на рынке через посредников. 13 февраля 1933 года Карл Людвигович скончался от голода и вызванной им болезни. Похоронен на Воскресенском кладбище.