Суд в поддержку

Оценить
Налоговые органы охотятся на монтекристо

Мы живем во времена стабильности. Никаких девяностых, с их главной проблемой неотрегулированности работы государственных органов, вроде нет. Первые лица власти – юристы по образованию. А вокруг бардак. Или некомпетентность. Или зарегулированность всего и вся до такой степени, что не поймешь, где правый, где виноватый, кто без умысла ошибся, а кто воспользовался брешью в законодательстве. И жизнь без юридической поддержки всё больше напоминает балансирование на проволоке, натянутой над пропастью.

Тот, да не тот бюджет нагло задолжал стройфирме за услугу

Государственное учреждение здравоохранения «Перинатальный центр» задолжало ООО «Стройгород» 376 342 рубля. Не хотело платить государственное учреждение, ссылаясь на то, что у него нет денег, потому что ему их не перечисляет бюджет. ГУЗ «Перинатальный центр» – учреждение регионального уровня, и значит, можно предположить, что речь в данном случае идет о деньгах областного бюджета. Пресс-секретарь арбитражного суда Саратовской области Екатерина Михайлова, передавая в СМИ пресс-релиз, на этой детали не останавливается, хотя она важна, потому как исполнительская бюджетная дисциплина характеризует определенный уровень власти.

В материалах арбитражного дела между тем сказано, что «Государственное учреждение здравоохранения Перинатальный центр является государственным учреждением, деятельность которого осуществляется при финансировании из федерального бюджета, денежными средствами из иных источников ответчик не располагает». И если верить этой информации, то придется признать, что это федеральные деньги заблудились где-то в пути. Не исключено, что залежались, например, на счетах министерства здравоохранения области, которое было приглашено в суд для разбирательства третьим лицом. Но исследовать данное предположение арбитражный суд Саратовской области не стал.

В подтверждение своей правоты Стройгород представил в суд акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат, с подписями полномочных представителей сторон и печатями. Из бумаг следовало, что в декабре 2012 года подрядчик взялся ремонтировать помещение родильно-операционного блока на улице Рабочей. А заказчик обещал оплатить выполненные работы максимум через 30 дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Такой акт был подписан в январе 2013 года. Но и к лету работы не были оплачены.

Суд отклонил довод ответчика о том, что задолженность возникла ввиду отсутствия финансирования со стороны бюджета. Ответчику было указано, что оплата выполненных подрядных работ не может быть поставлена в зависимость от сроков финансирования за счет средств бюджета расходов заказчика. Ничего не сказано об этом ни в ГК, ни в БК. Так что ООО «Стройгород» недавно получил удовлетворение. По крайней мере моральное. Потому что деньги-то всё равно строители получат, только когда роддому из бюджета перечислят средства на оплату этого исполнительного листа.

А были ли миллиарды? И кто их просмотрел?

Жило себе, добра наживая, предприятие ООО «Монте-Кристо». О сфере его деятельности пресс-секретарь арбитражного суда Саратовской области Екатерина Михайловна не сообщает. Рассылает без подробностей по СМИ только основной смысл из ряда вон на самом деле выходящей судебной истории о том, как на предприятие ополчились налоговые органы, заявив о своих правах на 7 или даже 8 миллиардов рублей, недоплаченных в бюджет. Предприятие это могло заниматься, например, организацией праздников и вечеринок, деятельностью в области права, бухгалтерского учета и аудита да консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием или вообще чем-то совершенно иным. Нет пока в России моды на прозрачные предприятия. А Интернет про «Монте-Кристо» выдает еще такую сферу деятельности, как торговля подслушивающими устройствами.

В отсутствие достоверной информации о сфере деятельности «Монте-Кристо» в голове начинается вообще неразбериха. Потому что, как следует из материалов дела, размещенных на сайте арбитражного суда Саратовской области, сначала предприятие, у которого всего один учредитель, хотело просто самоликвидироваться, само себя обанкротив. Потом раздумало и просто сменило юридический адрес с Саратова на Новосибирск. Но тут на беглеца не пойми откуда начали накидывать лассо непонятные кредиторы. Иногородний банк, налоговая инспекция из Новосибирска, налоговые службы Московской области и города Ногинска.

А арбитражный суд Саратовской области, которому на самом деле не интересно, в каком регионе по-настоящему работает предприятие и чем конкретно оно занимается и занимается ли вообще, решил в любом случае оставить дело себе, но встать на сторону налоговой инспекции… из Новосибирска. И сделать ее в заведенном деле о банкротстве основным кредитором, который будет гонять саратовское предприятие «Монте-Кристо» по всему свету, выбивая из него налог на прибыль в сумме 225 млн рублей (большая часть пойдет в бюджет Новосибирской области), налог на добавленную стоимость (около 1,5 млрд рублей), акцизы (более 5 млрд), которыми тоже пополнится федеральный бюджет и казна Новосибирской области, и пени за несвоевременную уплату налогов примерно в 1,5 млрд рублей.

Теперь скажите на милость, как предприятие с говорящим именем литературного героя в названии, могло задолжать государству за год-два сумму, сопоставимую с собственными налоговыми и неналоговыми доходами Саратова за год? Чем оно занимается? Нефть ворованную продает? Оружием торгует? Что за этими цифрами налоговых долгов в 7–8 млрд рублей стоит на самом деле? Чрезмерные аппетиты налоговых органов, которые давно перестали видеть берега? Небрежность специалистов саратовского суда, которые ошиблись с подсчетом нулей? Или недосмотр правоохранительных органов Саратовской области, у которых под боком с августа 2010 года по июнь 2011 года припеваючи жил (или только был зарегистрирован?), наплевав на бюджет, жирный налоговый резидент, а они и в ус не дули? У меня нет ответа. И лучше бы я эту историю про бизнес, суды и налоговые органы вовсе не знала.

Банк еще как пригодится*

Даже разговор на эту тему портит нервные системы

«Суды устали от налоговых споров, – говорит юрист банка «Агророс» Светлана Голомазова. – А пострадавшие от налоговых претензий предприниматели зачастую в принципе не знают, что по большей части претензии налоговиков обжалуются не только в суде. Мало кто знает о возможности приостановить действие решения налогового органа и не оплачивать сразу выставленные налоговой денежные требования, по крайней мере до вступления в законную силу решения суда по данному вопросу».

Поговорите, особенно за рюмкой чая, с руководителями небольших юридических лиц, а еще лучше с «ипэшниками» – они сталкиваются постоянно с налоговыми претензиями. Проверки выездные и невыездные и даже предупреждение об этих проверках чреваты неврозами. Потому что специалисты налоговых инспекций живут по принципу, что невиновных в предпринимательской среде нет. Там засели сплошь преступники. Для которых статья всегда найдется. И практически всегда, представьте себе, находится. «Налоговое законодательство очень противоречивое. Сплошь и рядом разночтения между Налоговым кодексом, законодательством, регулирующим гражданские отношения, разъяснениями и рекомендациями налоговой службы и судебной практикой. И если у небольшого предприятия нет грамотного юриста, он всегда – жертва этих силков, расставленных законодателями. Потому что наши российские люди и предприниматели – наиболее смелые и продвинутые из них – не понимают, что результаты проверок можно сделать головной болью проверяющих. Просто требуется конструктивно поработать с актом по итогам проверки. – Светлана Голомазова рассказывает про неизвестно откуда берущиеся доначисления, штрафы, пени на них. – Суммы-то немаленькие выходят. Но они, как правило, держатся на малюсеньких крючках. Подвешены к законодательству одной ссылкой на одну статью. Предприниматели, всё еще привыкшие экономить на юридической службе, просто идут по этой ссылке. И видят подтверждение правоты проверяющих. Да, видят на самом деле – я нарушил закон, я преступник, придется отвечать. Ну, в лучшем случае в сердцах покроют тех, кто сочинял законы. Но сбросом эмоций дело не исправишь. Нужно просто остудить голову и осознать, что в настоящее время Россия сделана под юристов. Именно они меряются между своей компетентностью, своими связями и упорством в отстаивании интересов клиентов».

Сделать клиента по-настоящему важным для юриста может какая-то репутационная сверхзадача. И здесь банк «Агророс» попал в точку, предлагая клиентам не только банковские, но и юридические услуги. Агроросовская юридическая помощь рассчитана не только на банковских клиентов, но и для более широких масс. Обратиться может любой. Очевидно ведь, что не каждый может позволить себе штатного юриста, а обращение за юридическими услугами к малознакомым специалистам не дает гарантии успешного решения вопроса. Перечень предлагаемых к получению прямо в банке «Агророс» юридических услуг достаточно большой, но не исчерпывающий:

• регистрация предприятий;

• закрытие ИП;

• изменение учредительных документов;

• исковые заявления;

• претензии, жалобы;

• сопровождение сделок с недвижимостью;

• брокерская помощь в оформлении кредитных документов.

Правда, всё за разумные деньги и с гарантией качественного исполнения.

– Ну, например, к вам придет человек, который продает квартиру. Сколько возьмете за составление договора купли-продажи?

– 500 рублей, если всё без подводных камней, – поясняет Светлана, которая и отвечает за новую банковскую услугу.

– А про подводные камни в уже составленном кем-то договоре, который требуется подписать, расскажете?

– Ну конечно, проанализируем и дадим свои замечания и рекомендации за те же 500 рублей. Эта услуга, кстати, может обернуться серьезными деньгами, – и юрист рассказывает историю из жизни, когда подрядная организация провела по договору ремонт внутреннего нежилого помещения, используя материалы заказчика. В договоре были оговорены срок окончания работ, сумма и сроки оплаты. Когда работы подходили к концу, заказчик, расхваливая подрядчика, попросил его задержаться на объекте и сделать дополнительные работы по отделке фасада, предупредив, что потом оплатит все сделанные работы. Подрядчик и фасад отремонтировал материалами заказчика. И получил урок на всю оставшуюся жизнь. Потому как оплачивать сделанный объем работ заказчик отказался. И имел формально на такой отказ право. Потому как дополнительные фасадные работы не оговаривались договором, а ремонтные работы были закончены позже срока, указанного в договоре. Юристы объяснили подрядчику, что нужно было продлить срок договора, увеличив объем работ и сумму оплаты.

– Дело даже не в том, что до честных отношений между заказчиком и подрядчиком нам еще жить да жить в России. Это только кажется, что любой просто внимательный человек может проверить любой документ, что любой исполнитель письменно исполнит устное задание правильно. Мы в банке частенько сталкиваемся с неправильно поставленными закорючками в документах, до исправления которых мы не имеем права по закону ни кредит выдать, ни расчетный счет открыть. Вот в одном документе одного и того же предприятия оно будет называться «Ромашка-василёк», а в другом «Василёк-ромашка». И пойдут у директора загвоздка за загвоздкой и в отношениях с банком, и с партнерами. А налоговые органы часто ошибаются. Даже если только в кавычках, это уже ошибка, создающая серьезные препятствия. Но спасать свою горящую сделку и свой бизнес предпринимателю придется за свой счет. И потому хорошо бы делать это там, где уже есть расчетный.

Партнером банка «Агророс» в части оказания юридической помощи является ООО «Правильный учет». Подробнее – на сайте ЗАО «Банк «Агророс» (www.agroros.ru) и сайте ООО «Правильный учет» (www.pravosaratov.ru, тел. 45-48-72).

Банк «Агророс»

 


* На правах рекламы