Берегись автомобилей, особенно большегрузных!
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Громов этим летом было предостаточно. Затопленные дороги, засоренные ливнёвки, непробиваемые пробки на дорогах, снесенные крыши – всё это случилось в Саратовской области только за один летний месяц. Месяц, который был необычно для нашего региона изобилен дождями и грозами.
Предположим, частые летние дожди в Саратове – дело не совсем привычное. Но пробки, аварии, связанные даже с мелким форс-мажором, – это абсолютно типичная картина для областного центра. Да, растет благосостояние населения и уровень его, населения, обеспеченности автотранспортом.
Несмотря на бушующий экономический кризис полки магазинов заполняются товарами, строительные работы идут и по периметру Саратова, и в самом его центре. То есть по городу, с его не приспособленными для интенсивного трафика улицами, не прекращается движение автомобилей. Причем не только легковых. Огромные большегрузы, фуры с прицепом, тяжелые грузовики на городских магистралях – это обычная картина.
Правда, еще в декабре городская администрация запретила въезд в город большегрузных автомобилей. Видимо, мы пытаемся перенять практику цивилизованных стран, когда внутри более или менее населенных пунктов грузы транспортируют малотоннажные автомобили. И делают это ночью. То есть в то время, когда основной транспортный поток сходит на нет.
Но запрет запретом, а экономическую выгоду еще никто не отменял. Водители большегрузов, экономя время и топливо, находят способ обходить запреты и договариваются со стражами порядка. Не исключено, что делают они это с благословления своих хозяев.
С любой стороны – под горку
Практически все въезды в город опасны
«Кругом горы, внутри воры» – была когда-то такая загадка про город Саратов. Так получилось, что Саратов расположен на гористой местности. Чтобы попасть в центр, практически со всех въездов в город надо спуститься с горы. Исключение составляет разве что путь из Ленинского района.
Чтобы приехать в центр из, например, Усть-Курдюма, Юбилейного поселка и так далее, надо спуститься по улице Симбирской. Или по улице Танкистов. Со стороны Заводского района путь в Саратов лежит по крутому спуску с Алтынной горы. Спускаться надо и при въезде в город со стороны Кумысной поляны.
Все эти спуски, понятно, представляют собой опасность.
И чем дальше, тем больше. Потому как потоки машин растут, автопром развивается, мощность автомобилей – тоже. А ума, культуры вождения не прибавляется.
Изрядную роль во всё растущем числе аварий играет и банальное желание нажиться. Хозяев транспорта, которые пытаются выжать из своей собственности все соки и не заботятся о такой «ерунде», как профилактический ремонт, контроль за здоровьем водителей. Водители тоже стараются заработать побольше и потому стараются сэкономить на расстояниях, бензине и много еще на чём.
Есть еще и стражи порядка на дорогах, которые в некоторых ситуациях закрывают глаза на явные нарушения. В итоге в любой момент может случиться страшное.
Юг
То, что в Саратовской области каждый день случаются сотни дорожно-транспортных происшествий, – не секрет. Примерно половина ДТП происходит по вине водителей. И это тоже не тайна. Еще изрядная часть аварий – на совести дорожных служб, которые не в состоянии привести дороги в порядок. Сегодня мы вспомним наиболее резонансные аварии, те, которые «прославили» Саратов на всю страну.
13 мая 2012 года в результате автокатастрофы на Алтынной горе в Саратове погибли три человека, еще двое пострадали. Авария произошла при въезде в Саратов, неподалеку от поста ДПС: столкнулись три автомобиля – КамАЗ, «Волга» и ВАЗ-21099. Все погибшие находились в «Волге».
Автомобиль КамАЗ спускался с Алтынной горы и перед въездом в Саратов выехал на встречную полосу движения, по которой двигалась «Волга». В результате обе машины вылетели в кювет. Также в аварии пострадал автомобиль ВАЗ-21099. КамАЗ вёз груз из Москвы в Саратов. Предварительной причиной ДТП является отказ тормозов у большегрузного автомобиля.
Для тех, кто плохо знаком с географией Саратова, поясним. Съезд с Алтынной горы – весьма неприятное место. Спуск крутой и длинный, с обеих сторон огражден отбойниками. А вот полосы между собой никак не разделены. Как правило, одна полоса находится в худшем состоянии, чем другая. Потому водители, которых понять можно, стараются часть пути проделать по менее поврежденной полосе. Так и происходят выезды на встречку.
Есть еще одна проблема – она, как правило, обостряется зимой и в дождливую погоду – автомобили может понести. Но если легковой транспорт в силу небольшой массы может затормозить, уткнувшись в отбойник или другой, более исправный автомобиль, то с большегрузами ситуация иная.
Тяжеленные машины несутся вниз, сметая всё на своем пути. На Алтынке так было неоднократно. После первой аварии заговорили о необходимости оборудования карманов-уловителей. Это специальные сооружения на обочинах дорог с крутым спуском. Карманы заполняются песком, и в случае форс-мажора водитель может вывернуть руль, увязнуть в песке и остановить автомобиль.
После второй или третьей аварии карманы соорудили.
Север
16 июня 2011 года гружёная фура с прицепом на бешеной скорости таранила авто, остановившиеся на красный сигнал светофора на улице Симбирской. Первый удар пришелся на ВАЗ-2113. Грузовик наехал на легковушку и подмял ее под себя. При этом КамАЗ не остановился, а продолжал тащить ее дальше. По пути он разбросал еще четыре машины и выскочил на перекресток с Соколовой. В этот момент здесь сворачивал маршрутный автобус № 2Д с 30 пассажирами...
Столкновение было такой силы, что тяжелый пассажирский «мерседес» с людьми вылетел на обочину и врезался в дерево. Но фура так и не остановилась – волоча под капотом «тринадцатую», грузовик проехал еще 100 метров. А когда КамАЗ всё же затормозил, легковушка вспыхнула. За доли секунды пламя перекинулось на грузовик.
Огонь тушили с помощью случайно оказавшейся рядом поливальной машины. Но спасти пассажиров «тринадцатой» не удалось. В ней находились трое молодых мужчин. Кроме того, в аварии погиб 72-летний пешеход. КамАЗ сбил его насмерть, когда пенсионер переходил через дорогу.
Вообще, улица Симбирская – очень опасное место. С обеих сторон от дороги стоят дома частного сектора. Справа по ходу машин, а на улице Симбирцева движение одностороннее, расположено подобие сквера. То есть дома расположены не вплотную с дорогой, а отделены от проезжей части зеленой зоной. Эта зона спасла многие жизни, потому как аварии на Симбирской – дело регулярное.
В июле 2005 года КамАЗ ударил «десятку» и врезался в столб.
В августе 2005 года КамАЗ с прицепом врезался в дом.
В августе 2005 года КамАЗ с мукой снёс тополь.
В марте 2006 года КамАЗ разбил 7 машин.
В августе 2006 года КамАЗ с отказавшими тормозами сбил человека.
В феврале 2007 года МАЗ «собрал» 8 машин.
После страшной аварии 2011 года на въезде на Симбирской постоянно дежурит пост сотрудников ГИБДД. Или почти постоянно. Но большие машины на этом опасном спуске встречаются.
Запад
10 мая 2010 года утром на Новоузенской (пересечение с улицей Миротворцева) фура DAF, спускавшаяся с Кумысной поляны, не смогла затормозить перед перекрестком и столкнулась с 17 автомобилями. Сотрудники ДПС отметили, что водитель в попытке избежать аварии повернул направо и частично заехал на газон. Чудом не попав в опору ЛЭП, фура пронеслась по зеленой зоне, по касательной задевая и раскидывая колонну автомобилей, остановившуюся перед светофором. Три машины, участвовавшие в аварии, не подлежат восстановлению. Грузовик пролетел целый квартал и смог остановиться только на следующем перекрестке около Большой Садовой. Шофер фуры проигнорировал знаки, запрещающие большегрузному транспорту проезд. Один из участников ДТП сказал, что «всё произошло в мгновение». Сзади послышались звуки ударов, и водители начали пытаться съезжать на встречную полосу. К счастью, она была пуста, что повлияло на количество пострадавших – их минимум. Авария повлекла смерть двух женщин. Четверых с тяжелыми травмами госпитализировали.
Улица Новоузенская – очень узкая. Качество дорожного покрытия там вполне приличное, но крутизна спуска это достоинство улицы нивелирует. Перекресток Новоузенская – Большая Садовая очень оживленный. Много общественного транспорта, очень интенсивный трафик – рядом находится крупнейшая больница Саратова, политехнический и корпуса медицинского университета. Короче, относиться к этому месту надо предельно внимательно и осторожно. И уж ни в коем случае не разрешать там движение машин крупнее «Газели».
Северо-запад
Эта авария – самая свежая. 24 июня с. г. после невероятного ливня повсеместно по городу образовались пробки. Одну из них разметал гружённый щебнем китайский грузовой самосвал «Howo». Водитель не справился с управлением, и тяжеленная машина понеслась вниз по улице Танкистов, сметая всё на своем пути. Всё – это 37 автомашин, в том числе пассажирский автобус, из которого буквально за считанные минуты до аварии были эвакуированы пассажиры. Тем не менее, 22 человека пострадало. К счастью, обошлось без летальных исходов. Но моральный и материальный ущерб пострадавших в аварии подсчитать сложно.
Усугубить ситуацию не позволил КамАЗ МЧС, который оказался на пути несущегося грузовика. Водитель КамАЗа поставил автомобиль на ручной тормоз, и тяжелая машина остановила «Howo».
Улица Танкистов – достаточно просторная. Но обремененная трамвайными путями и имеющая два серьезных поворота. Качество покрытия – от жуткого до вполне приличного в зависимости от времени года. Без постоянной тренировки ездить по ней неприятно и в хорошую погоду при абсолютной видимости. А в темноте по глубоким лужам – и вовсе страшно.
«Пора вспомнить простые правила защиты от дурака»
О том, что нужно делать, чтобы снизить в городе количество аварий с участием грузового транспорта, мы спросили представителей власти, бизнеса и госавтоинспекции
Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы, член постоянной комиссии по промышленности, транспорту, связи, торговле:
НИКАКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ У НАС НЕТ, ОДНА ПОЛИЦЕЙЩИНА
Ответственность за безопасность на дороге по закону о местном самоуправлении лежит на ГИБДД и администрации города. Но вся проблема заключается в том, что приоритеты в этом вопросе расставляются неправильно. Приведу пару примеров.
Все знают, что ГИБДД расшифровывается как «государственная инспекция безопасности дорожного движения». Но вместо того чтобы следить за безопасностью, сотрудники инспекции взяли на себя карательные и фискальные функции. Главная задача ГИБДД – собрать как можно больше денег.
Вот на улице Степана Разина изменили правила: движение было односторонним, стало двусторонним. Вместо того чтобы провести информационную работу, сотрудники ГИБДД встали за дорожным знаком подальше и давай водителей штрафовать.
Или вот на Вольской между Челюскинцев и Московской проводят эвакуацию. Совершенно глупый знак там висит – «остановка запрещена». Машины, оставленные вдоль дороги, никому не мешают, так как там полос для движения достаточно. Но нет, инспектор трудится в поте лица, эвакуирует. Рядом с этим местом – на Московской, там, где оборудованы карманы – машины бросают как попало, перегораживают пешеходный переход, создают пробки. Однако эти транспортные средства никто не трогает, потому что их эвакуировать сложнее.
Недавно появился знак и на Челюскинцев от Горького до Вольской. Весь день там теперь занят работник ГИБДД. Бдит. Зато в тех местах, где инспекторы действительно нужны, там их нет. А потом, если что случится, в ГИБДД жалуются на нехватку кадров. Повторюсь, всё дело в приоритетах. Нашим инспекторам только бы народ подловить, на дорогах побольше камер наставить и штрафов наколотить. И пока так будет продолжаться, ситуация не изменится. Никакой профилактики у нас нет, одна полицейщина. Если по городу расставить посты, которые за безопасностью следили бы, а не кассу делали, аварий было бы меньше. Ни один человек в здравом уме не будет нарушать правила, если видит сотрудника ГИБДД, потому что, во-первых, проезжая мимо них, водители даже приосаниваются, во-вторых, штрафы сейчас большие.
Еще один пример, который касается неправильных приоритетов у чиновников. Нищий муниципалитет каждый год отщипывает от себя по 100 млн рублей на контрольные и фискальные мероприятия. Вместо того чтобы установить светофоры, обустроить пешеходные переходы, отремонтировать дороги, чиновники тратят деньги на видеокамеры.
Может быть, пора вспомнить уже простые правила защиты от дурака – не наказывать после аварии, а постараться ее предупредить. Но для этого нужен целый комплекс мер, а у нас с комплексным подходом проблемы.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, генеральный директор Саратовоблжилстроя:
НА «ГАЗЕЛИ» КИРПИЧ НА СТРОЙКИ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ПОВОЗИШЬ
В основном все аварии с участием больших машин происходят на дорогах с крутыми спусками, да и причины аварий везде одни и те же: отказ тормозов, заносы при гололедах, неопытность водителей. Поэтому ограничения движения на этих участках с шести утра до десяти вечера в дневное время, однозначно, нужны. Еще для перемещения потоков тяжелого транспорта необходимо выделять какие-то отдельные улицы.
На улицах, где спуск большегрузов будет разрешен, нужно принять все меры для предотвращения аварий с их участием. Подумать, что удобнее и безопаснее – карманы, как это когда-то предлагалось на спуске с Алтынки, или жестко замоноличенные в асфальтобетонные покрытия заграждения, которые возможно было бы сделать в условиях той же улицы Танкистов. Хотя и заградительные сооружения в иной ситуации могут не спасти – если они будут закрыты легковым транспортом, стоящим в пробке. Однако в любом случае заграждения дадут шанс на то, что грузовик «соберет» не 30 машин, а одну-две.
Что касается инициативы об ограничении дневного передвижения автомобилей свыше 3,5 тонн. Надо понимать, что коснется оно не только здоровых фур, которые, к великому несчастью, в последнее время вызывают большое число трагедий, но и достаточно большого количества технологического транспорта, в том числе обслуживающего население. Это, например, автомобили почтовой связи марки ЗИЛ, автомобили, которые развозят продукты по мелкооптовым торговым сетям. И я уже молчу о том, что промышленность и стройки тоже в основном используют в своей деятельности грузовые машины. На «Газели» кирпич или раствор, к сожалению, не повозишь.
Строители и заводы строительных материалов работают в дневное время, и грузовой поток, задействованный ими для перевозки грузов, достаточно большой, по разным оценкам он составляет около полутысячи машин. Эти машины ездят в том числе и в центр города. Переход на работу полностью в ночное время потребует больших организационных мероприятий, он коснется увеличения числа водителей и людей, занимающихся сбытом, так как в рамках Трудового кодекса невозможно постоянно работать во вторую и третью смену. Также необходима будет определенная разъяснительная работа, потому что заводы по производству кирпича ночью товар не грузят. В итоге переход значительной массы людей на работу в ночную смену потребует повышения им зарплат. Всё это приведет к удорожанию стоимости жилья, и в первую очередь жилья экономкласса, являющегося более материалоемким и требующим более тяжелого транспорта.
Я считаю, что на сегодняшний день ограничения проезда грузовых автомобилей действуют у нас в городе достаточно эффективно. На многих улицах висят запрещающие им проезд знаки. Многочисленные рейды, которые проводят сотрудники ГИБДД, в общем-то, фиксируют, что на этих улицах подобные автомобили не встретишь. За исключением случаев, когда в городе выполняются работы по благоустройству или вывозу мусора. Кстати, мусоровоз тоже больше 3,5 тонн весит.
Дмитрий Колчин, глава ГИБДД Саратова:
ПРОРАБАТЫВАЕМ ВОПРОС ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ВЪЕЗДА В ГОРОД ТРАНСПОРТА СВЫШЕ 3,5 ТОНН
В Саратове в дневное время действуют ограничения на въезд транспортных средств с прицепами и полуприцепами. Машина, которая «прославилась» на улице Танкистов, к этой категории не относится. Чтобы снизить аварийность с участием больших машин, мы сейчас прорабатываем вопрос об ограничении въезда в Саратов транспорта свыше 3,5 тонн. Чтобы было понятно: под запрет не попадут лишь грузовые «Газели», а вот ЗиЛы, МАЗы, ГАЗы вынуждены будут искать альтернативные пути.
Запрет коснется въезда в город со стороны Алтынной горы и Усть-Курдюмского тракта. На Усть-Курдюмском тракте есть три спуска. Это улицы Симбирская, где было уже несколько серьезных происшествий, Танкистов, которая крупными ДТП до недавнего случая не славилась, а также весьма проблемный спуск от рынка строительных материалов в Затон.
Техническое задание на эти цели мы уже выдали. На установку дополнительных знаков на въездах в город потребуется время. Что касается сроков, возможно, они займут неделю.
На каждом направлении мы обязательно выставим посты. Кстати, сейчас мы держим круглосуточный пост на Алтынной горе и ежедневный – с семи утра до одиннадцати вечера – на Симбирской. И могу вас заверить, что ни одна машина, относящаяся к категории «автопоезд», мимо них в город не проезжает.
В качестве альтернативы закрывающимся маршрутам мы рассматриваем въезд в город транспорта весом более 3,5 тонн через Вольский и Петровский тракты. Их можно считать относительно безопасными – ни крутых спусков, ни крутых подъемов там нет.
На уровне администрации города мы также прорабатываем вопрос о полном запрете на въезд в город грузового транспорта. Мы посчитали, что ограничение на передвижение необходимо ввести с семи утра до девяти вечера, чтобы машины для подвоза продуктов и товаров передвигались по городу только в ночное время. По такой схеме, например, работает Москва. Но есть трудности: Москва, как субъект, может принимать такие законы, Саратов – муниципальное образование, и подобные запреты мы самостоятельно вводить не можем. Нам необходимо найти поддержку на уровне правительства области. Пока по этому вопросу мы работаем с юристами.
Дмитрий Федотов, заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству:
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИЗНЕСА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТРАТА
Зимой мы ввели временное ограничение на въезд в Саратов автопоездов в дневное время. Сейчас рассматриваем возможность сделать временное ограничение для этой категории транспорта постоянным. На тех участках, где имеются большие перепады высот, движение грузового транспорта планируем запретить полностью. Такое решение не всем понравится, но вопрос касается безопасности. Большегрузный транспорт на небольших улицах Саратова создает большие проблемы.
С одной стороны, большие машины – это экономически выгодно, поэтому они востребованы многими организациями, например крупными сетевыми магазинами, строительными предприятиями. С другой стороны, такие машины создают заторы и аварийные ситуации, ведь когда бизнесмен считает, что ему выгодно, а что нет, вопросы безопасности дорожного движения он в расчет не берет, он обращает внимание только на экономическую составляющую. Саратов расположен на горах. И в городе есть действительно опасные участки. Самые известные – въезд со стороны Волгоградского тракта и спуск на Симбирской. Теперь к этим участкам, видимо, добавится и съезд на Танкистов.
Вопрос о запрете передвижения мы прорабатываем серьезно, потому что любое решение должно находиться в рамках законодательного поля, а не в рамках пожеланий, пусть даже благих. Совсем прекратить движение большегрузных машин мы не можем, законодательство нам этого не позволяет, да, наверное, это и не совсем правильно. Но ограничением их перемещения в часы максимальной интенсивности дорожного движения, то бишь днем, мы займемся.
Насчет логистических центров, которые могли бы разгрузить город. Они в Саратове и в Энгельсе есть, причем как маленькие, так и большие. Но переполненными их назвать нельзя – так как, повторюсь, с точки зрения бизнеса это дополнительная трата денег. В общем, вопрос о строительстве логистических центров нужно задавать бизнесу, так как власть этим не занимается, она может только косвенно поспособствовать этому. Если запрет будет введен, простой большегрузов в течение дня будет невыгоден, востребованность логистических центров, естественно, повысится, и в эту сферу потечёт капитал. Появятся новые кафе, центры отдыха водителей, логистика заработает.