Всё – для «кошельков с ногами»
Как-то раз ночью жители одного североамериканского городка собрались на площади перед свежепостроенным гипер-мега-супермаркетом и… спалили его дотла. Как казалось горожанам, торговый комплекс влияет на их умы, заставляя снова и снова приходить туда и покупать, покупать, покупать... Каково же было удивление американских граждан, когда на следующий день гипермаркет начали отстраивать заново. Как оказалось в дальнейшем, без мистики в этом деле не обошлось.
История эта рассказана в одном популярном пародийном североамериканском мультсериале. Однако существующие в реальности гипермаркеты влияют на умы потребителей не меньше выдуманных, только в жизни всё гораздо прозаичнее и обходится без мистики. Розничным продавцам остаётся только смотреть, как богатые торговые дворцы тянут к себе клиентов, наподобие того как космическая чёрная дыра засасывает звёзды. Ведь их скромные бюджеты позволить себе такой грандиозной битвы за умы потребителей, увы, не могут.
Наука + торговля = прибыль
Зачем нужна мистика, если есть наука? Правильно применяя имеющиеся знания, можно привлечь посетителей так, как, пожалуй, не снилось никакому африканскому колдуну. Оставим слухи о том, что корпорации стимулируют участки мозга граждан, распыляя в торговых залах некий секретный химический состав. Вполне естественный запах свежеиспечённой булочки способен заставить вас ринуться в отдел выпечки со скоростью, приближающейся к первой космической. А нарочито небрежно сваленные в огромную кучу компакт-диски с надписью «Sale» («Распродажа») сами заставят потянуть руки к лотку... забыв, что диски вы не покупаете уже как пару лет, предпочитая скачивать желаемый медиаконтент из Интернета.
Другое дело – как для начала заманить покупателя в торговый центр, едва переступив порог которого, посетитель моментально попадётся в цепкие руки маркетологов? Как не уступить конкурентам?
В цивилизованном мире, где искусство коммерции беспрерывно оттачивалось столетиями, эти технологии проработаны так, что дух захватывает. Если покопаться в Сети, удивиться можно от души.
В тех же Штатах один из крупнейших торговых центров, благодаря обилию расположенных в нём аттракционов, больше напоминает парк развлечений. В другом «универмаге» клиентов пытаются заинтриговать крупнейшим в мире крытым водным парком и бассейном. В третьем центре торговли, расположенном посреди пустыни, для «кошельков с ногами» запускают искусственные метели.
В городе-мечте Дубае капиталисты пошли ещё дальше, оборудовав при местном торговом центре крытый горнолыжный курорт – с трассами, спусками и даже отелями. Идея не отпускать посетителей раньше времени домой, дав им возможность переночевать «не отходя о кассы», была реализована и в других торговых комплексах мира.
Даже сама форма торгового центра призвана играть на руку предприимчивым инвесторам: кто-то строит причудливую крышу, где-то роль крыши исполняет гигантская палатка, а в одном из польских городов под центр продаж на две сотни мест переделали старую пивоварню, сохранив при этом прежнюю архитектуру.
Торговля по-нашему
Саратов – это, конечно, не Дубай, не Лас-Вегас и даже не город в Польше. Здесь внимание посетителей привлекается куда более скромными способами.
Маслобойный завод купца Шумилина простоял на саратовской земле около полутораста лет, но пережить перипетий реформы отечественной экономики так и не смог. В 2010 году, после остановки производства, на месте завода открылся новый торговый комплекс. Повторить судьбу польской пивоварни саратовской маслобойне было не суждено: старое здание (являвшееся, согласно некоторым источникам, «шедевром промышленной архитектуры») снесли. Для нужд универмага построили новое – надо признать, симпатичное – c декоративными колоннами, арками, башенками и прочими «архитектурными излишествами». Если сравнить фотографии новостройки и теперь уже почившего завода, можно даже найти некоторые общие черты.
«…это целый «город» для отдыха, со своими улицами, площадями, кафе и бульварами», – говорится на сайте гипермаркета. Сказано, бесспорно, красиво, но слишком громко. Признать «улицами» просторные залы между магазинчиками ещё можно, но вот «бульваров» (если понимать под оными полосы зелёных насаждений) я что-то там не припомню... В своё время говорилось, что данное заведение – первый в городе «концептуальный» торговый центр, отвечающий международным стандартам. Действительно, ранее подобных заведений в Саратове я не встречал, в то время как в Самаре, например, торговые центры похожей планировки уже работали вовсю.
Вселенная трат
Что можно найти в таком месте? Всё. Сотовые телефоны, часы, очки, чай, сладости, видеоигры, кухонную утварь, бытовую и прочую технику, можно встретить даже пару автомобилей! Хотя голубая BMW и жёлтый «Оpel Astra» припаркованы в широких коридорах магазина, скорее, в рекламных целях – оформлять покупку, похоже, придётся всё-таки в другом месте. Процентов 80 ассортимента составляет одежда. Есть отдельный супермаркет продуктов питания и бытовых товаров, химчистка и даже отделение почты России. А вдруг кто-то захочет только что приобретённый свитер немедля выслать другу посылкой? Как раз к зиме дойдёт. Опять же, желающий отправить письмецо гость города зайдёт в большой просторный универсам, а откуда выйдет если не с покупкой, то уж точно с зарождающейся мыслью о ней.
Если же вы не уверены, что сможете с умом потратить свои кровные, при торговом центре существует специальный человек, который поможет вам это сделать. Называется такой человек «стилист» – ему тоже нужно будет доплатить, но вы хотя бы будете уверены, что рубашка подходит к ботинкам и вы не отстали от передовых европейских трендов лет на двести.
Для уставших бродить по бесконечным магазинам есть целая галерея из закусочных. «Место хранения ребёнка» – штука, для больших магазинов уже неотъемлемая. Капиталист прекрасно понимает, что ребёнок в торговом зале превращается в обузу. Надоедливых и вечно ноющих детей заботливые родители могут сдать в крепкие руки работниц детской площадки, где чадо будет разукрашивать какую-нибудь деревянную поделку (насколько я знаю, в подобных местах творчество вашего ребёнка вам потом любезно предлагают приобрести). В другом торговом центре есть дополнительная детская площадка при кафе-зале, в которой пытливый ум малыша займут, пока вы восстанавливаете силы для новых трат. Кстати, восстановлению может способствовать работающий Wi-Fi. Под лозунг «Всё для удобства любимого гостя!» припишем и большие бесплатные парковки.
Подвоз бесплатно
Из-за своих масштабов и с учётом стоимости земли торговые комплексы не всегда могут располагаться в сердце больших городов – иногда приходится возводить их на окраинах. Те, кому всё-таки удалось закрепиться в центре или близко к нему, могут привлекать клиентуру различными мероприятиями типа периодических показов мод, массового измерения давления и регулярного чемпионата имени своей торговой сети по детскому футболу.
Зато вдалеке от основных городских артерий можно сэкономить на аренде. Тратиться придется на другую проблему – подвоз покупателей. Но оцените масштаб вложенных в этот бизнес средств, и вы поймёте, что «скорректировать» какой-нибудь городской маршрут – вещь вполне осуществимая. Похожий трюк был проделан в Саратове. Современный потребитель настолько ленив, что ради его величества меняют маршруты уже чуть ли не в центре города. Так случилось с автобусом, в один прекрасный день перенёсшим свою конечную остановку с Ильинской площади на место, расположенное как раз напротив известного гипермаркета. Как сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу городской администрации, такое решение было принято на основании пожеланий жителей и ходатайств «ряда предприятий» города. А один мебельный ТЦ дошёл до того, что организовал для своих клиентов бесплатный подъезд на такси! Может, просто не смогли договориться с чиновниками?
Всё в одном
Сходили за продуктами? Купите заодно и гвозди, и лампу, и майку! Пользуясь подобным нехитрым принципом, инвесторы цепляют свои торговые центры один на другой. Плюс для современного торгового комплекса – наличие масштабной развлекательной составляющей. При этом необязательно она принадлежит самому ТЦ – достаточно просто, чтобы «изюминка» привлекала в него людей.
В одном из центральных торговых комплексов города работает многозальный 3D-кинотеатр. Лично мне поначалу эта затея казалась провальной – поблизости уже имеются два кинотеатра, а тут получайте ещё почти с десяток новых залов! Однако кинокомплекс не просто выжил, но даже сохранил высокие цены на билеты (выше, чем в соседних домах кино на 20 и 75 % соответственно). Значит, недостатка в клиентах нет. По всей видимости, стараясь охватить максимальное число горожан, кинотеатр использует систему скидок, благодаря которой школьники, студенты и пенсионеры могут сходить на сеанс по льготной цене. Как и следовало предполагать, работают такие скидки в определённые «незагруженные» дни, выпадающие на начало недели, – почему дорогостоящие вложения должны простаивать?
Другой гипермаркет поджидает своих «жертв» у выхода из дельфинария, не так давно открывшегося в Саратове. Судите сами: представление в дельфинарии длится минут сорок. Путь до него из центра города занимает как минимум минут 40. Ради одних только дельфинов тащиться сюда через полгорода могут только наивные дети. Но их родители, конечно, не такие.
Как сообщили редакции в администрации города, в Саратове насчитывается свыше пяти десятков крупных торговых комплексов, из них пять – торгово-развлекательного характера. Тем не менее, продолжают возводиться все новые торговые площади.
Владимир Пожаров, министр экономического развития и торговли Саратовской области:
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ – ЗА СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК
– В общем количестве торговых объектов – а это 15 тысяч хозяйствующих субъектов, которые владеют 19 тысячами торговых точек общей площадью более 1,3 млн кв. метров – современные форматы занимают 18 %. При нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов населения области 462 кв. метров на тысячу человек фактическая обеспеченность сегодня уже больше – 544 кв. метров. То есть сложившаяся сеть предприятий розничной торговли на территории области полностью удовлетворяет спрос населения. Количество предприятий современных форматов в 2012 году увеличилось на 6 % за счет дальнейшего развития сетевой розницы и реализации инвестиционных проектов частного бизнеса. Были построены и начали работу шопинг-центр «Сиеста», электронный дискаунтер «Ситилинк», торговый комплекс «Лотос» в Саратове, магазин «Магнит-косметик» в Марксе, гипермаркет «Магнит», магазин «Реванш», дом свадьбы «Белая орхидея» в Энгельсе, магазин «Магнит» в Александровогайском районе. На этих объектах получили постоянную занятость почти 1,5 тысячи человек, а это уже решение не только экономических, но и социальных проблем конкретных людей. В сфере потребительского рынка занято почти 17 % трудоспособного населения.
Доля отраслей потребительского рынка в валовом региональном продукте составляет более 10 %. Столько же составляет процент поступлений налогов и сборов от торговли и услуг в консолидированный бюджет Саратовской области. В 2012 году жители области увеличили потребительские расходы на 12 % по отношению к 2011 году. Кстати, цифры по местной продукции в сетевых магазинах у нас хорошие. Доля саратовских продтоваров там доведена по хлебу и хлебобулочным изделиям до 95 %, молоку и молокопродуктам, колбасным изделиям – до 90 %, яйцу, мясу птицы – до 60 %. Конечно, у отдельных саратовских предприятий могут возникать сложности при входе в сетевые магазины – и мы им оказываем всяческую поддержку.
Хотя директивно распорядиться «взять» конкретный продукт мы не можем – владельцы торговых точек самостоятельно определяют товарную политику. Но при всем этом к любому проявлению развития торговли, и к торгово-развлекательным комплексам в частности, я отношусь однозначно положительно. Любое развитие и движение к цивилизованному рынку – это плюс в первую очередь для жителей области и, конечно, для бюджета.