Властелин железобетонных колец
На линии безопалубочного формования пустотных плит, запущенной два года назад, ООО «Завод ЖБК 1» не остановилось. В июле прошлого года предприятие установило линию по формованию колец для канализаций и инженерных коммуникаций. Теперь это производство вышло на проектную мощность. Модернизация завода продолжается и в других цехах.
С началом каждого летнего сезона в Саратовской области возникал ажиотаж на рынке железобетонной продукции, не хватало колец для инженерных коммуникаций. Традиционный способ производства колец не справлялся с очередью за ними, которая складывалась и из крупных предприятий, и из частных застройщиков. Этот способ представляет собой полуавтоматизированный труд. Бетон замешивает бетономешалка. Но помимо этого, в нем много разных операций, в том числе ручных, на каждом этапе работают люди – крановщики, формовщики, для выполнения некоторых процессов требуется элементарное действие человека – надо нажать кнопку. В итоге за смену из одной формы получается одно изделие.
Прошлой осенью завод «ЖБК 1» отладил работу немецкой автоматизированной установки по изготовлению колец компании «Schlosser-Pfeiffer». При минимальном обслуживающем персонале ее производительность в несколько раз выше по сравнению со старым методом. Прежняя цепочка значительно сокращена и исключает целую череду звеньев. В одной форме за смену установка может изготовить несколько десятков колец. Компания-производитель помогала заводу осуществить монтаж линии и обучала персонал на месте.
– Во время пусконаладки мы решали внутренние технологические вопросы, например, как оперативно подводить бетон к этой установке, чтобы она работала с высокой производительностью, – рассказывает коммерческий директор ООО «Завод ЖБК 1» Игорь Елгазин. – Сама же линия, к нашей радости, отлично прошла проверку, практически без брака. Мы работаем с тем же сырьем, что и раньше, с вольским цементом, ершовским щебнем, для колец используем воронежский гранитный щебень. Но могу сказать, что в целом качество бетонной поверхности возросло за счет принципиально другой технологии изготовления. В ней отсутствуют воздушные раковины, которые были неизбежны при старой технологии. Поверхность нового железобетонного изделия более ровная, имеет более точные геометрические формы. Теперь у колец есть пазы, которые делают монтаж более удобным и создают лучшую герметизацию.
Аналогов этой современной установки в Саратовской области нет. Теперь «ЖБК 1» предлагает более качественную продукцию рынку. Проблема решена. Очередь как на отдельные комплектующие, так и на полный комплект, состоящий из днища колодца, самого кольца и крышки, отсутствует. Немецкая установка производит продукцию трех диаметров – 1 м, 1,5 м и 2 м. Более того, новая линия исключила дефицит двухметровых колец, а завод тем самым расширил свою номенклатуру, поскольку раньше их не изготавливал вовсе. Качество комплектов разных размеров соответствует российским ГОСТам и европейским стандартам. При немалых вложениях в проект, цены на изделия не изменили. Производство колец, как и весь строительный рынок, зависит от сезонного спроса. Но уже первую свою зиму линия отработала без простоя, в ожидании весны пополняя складские запасы завода железобетонных конструкций и других предприятий, закупающих материалы впрок.
Немецкая установка работает лишь на 50 процентов своей мощности. При этом если раньше завод продавал единицы колец, то сейчас счет идет на десятки. Среди крупных потребителей «ЖБК 1» застройщики новых микрорайонов, где прокладываются коммуникации, и предприятия ЖКХ. Специалистам завода есть еще над чем работать: предстоит более детально изучить спрос на кольца, если потребуется увеличить их выпуск, тогда понадобится второй кран и работа не в одну, а в две-три смены. Во всяком случае в этом сезоне первая очередь установки вышла на проектную мощность. Но приобретали линию с расчетом изготавливать и безнапорные канализационные трубы, которые применяются в коллекторах большого диаметра. Это пока в планах, для их реализации нужны дальнейшие маркетинговые исследования и финансирование. Сотрудники предприятия все-таки надеются на то, что рано или поздно масштабная реконструкция устаревших коммунальных сетей в Саратове будет проведена, завод готов к этому уже сейчас.
После линии безопалубочного формования выпуск колец на немецкой установке стал вторым за последние два года крупным проектом для «ЖБК 1». Начало ему положено, но Игорь Елгазин пока не спешит считать его завершённым, предполагая расширить производство колец и труб. Продолжая эту работу, руководство предприятия приступило к осуществлению третьего проекта, модернизации бетоносмесительного узла, который автоматизируют, оснащая электроникой. Минимизация человеческого фактора позволит заводу экономить сырье и финансы. Более точная дозировка сырья в соответствии с рецептом будет давать стабильное качество изделий. Сократится время приготовления бетонной смеси и время погрузки продукции. Модернизация бетоносмесительного узла даст много плюсов, которые оценят клиенты «ЖБК 1». А главное среди этих преимуществ – уверенность в качестве изделий завода.