Сам себе хозяин. Без головы

Оценить
Жильцы многоквартирных домов не знают своих прав и не понимают, кто, что и как обязан им делать и предоставлять

Не секрет, что самая больная тема сегодня для населения – ЖКХ. Провластные агитаторы объясняют людям, что им необходимо понимать, что дома – это имущество собственника, и он, собственник, должен быть активнее при общении с управляющими компаниями и прочими негодяями, которые стараются деньги взять, а работу не сделать. И еще – все изменения в платежках должны быть согласованы на общем собрании жильцов.

Но эти умники из телевизора почему-то не рассказывают, как это самое общее собрание провести и заставить явиться на него хотя бы полов ину собственников. Недавно мне пришлось присутствовать на таком собрании ТСЖ, где обслуживающая это самое товарищество управляющая компания намеревалась обсудить план ремонтных работ и прочие текущие моменты.

Объявление о том, что собственников приглашают на собрание, было развешано на досках объявлений за 10 дней. То есть всё в соответствии с законом.

На собрание явилось человек тридцать. И это – из шести домов, в каждом из которых свыше полусотни квартир. Предположим, десяток квартир в каждом доме – муниципальные, еще столько же сдается внаём. Всё равно, получается, как минимум 30 собственников из каждого дома прочитали это объявление. Пришли три-четыре человека от дома. По крайней мере именно столько записались в протокол о явке. Нет, народа было больше, но многие отказались ставить свою фамилию, мотивируя это тем, что «соберут подписи и что-то там напринимают».

Итак, 18:30 – время начала собрания. Из толпы раздаются выкрики, что надо было собираться в выходные. Тут же находятся оппоненты, которые уверяют, что в выходные нельзя, потому как все на дачах. Но недовольные не унимаются, мол, 18:30 – это рано, все еще на работе. Оппоненты за словом в карман не лезут: самое время. Диспут о правильности назначенного времени продолжается минут 10–15. Наконец председатель правления ТСЖ с изрядным усилием привлекает внимание к себе и начинает собрание. Оглашает повестку, предоставляет слово представителю УК.

Жильцы слово не дают. А требуют финансового отчета. Хотя речь изначально шла о согласовании ремонтных работ. К счастью, представитель УК обладает громким голосом и незаурядными ораторскими способностями. Она докладывает галдящим жильцам, что УК намерена отремонтировать цоколи домов (работы уже ведутся)… На это месте в паузу вклинивается немолодая, но очень шумная женщина, которая недовольна работами, потому как старую штукатурку не убрали. «Работа еще не завершена, закончим – уберем». «Как это не закончена – у нас уже заштукатурили!» «Мы ведем работы на всех домах». Короче, опять шумная и бессмысленная перепалка, которую, собственно, прекращают сами жильцы, жестко потребовав у поборницы порядка замолчать.

Дальше представитель компании говорит, что в ближайшие три-пять месяцев должны отремонтировать подъезды домов. «Сколько мы будем за это платить?» – это интересуется немолодой крупный мужчина в яркой рубахе. Кстати, этот вопрос он задает постоянно.

«Нисколько, – объясняет сотрудник УК. – Средства на эти цели были уже накоплены, в платежках есть соответствующие статьи».

«А наш дом будут ремонтировать?», «А наш?» – это вопросы из толпы. То есть люди не считают нужным слушать докладчика. Вопрошающим отвечают, что ремонтировать будут все подъезды и вставлять окна. «Пластиковые?» – очередной вопрос. «Естественно», – очередной ответ.

С тем, что подъезды надо ремонтировать, в конце концов соглашаются все.

Следующий вопрос технически более сложный. Дело в том, что после того, как средства за теплоресурсы стала собирать специально созданная компания, платежи жителей изрядно увеличились. Связано это с тем, что ресурсоснабжающей организации выгодно топить по максимуму, чтобы по максимуму же собирать деньги. Из-за чего появляется такое явление, как «перетоп». То есть батареи раскалены вне зависимости от температуры воздуха на улице. Управляющая компания повлиять на это температуру теплоносителя пока не может. Но такая возможность появится, если установить соответствующую автоматику. Именно такую автоматику предлагает установить компания.

«Сколько это будет стоить?» – это опять мужчина в яркой рубашке. «Мы сейчас не говорим о деньгах», – пытаются вернуть разговор в конструктивное русло сотрудники УК. И тут на них обрушивается шквал упреков – за неизолированные трубы, за холод в квартирах, за то, что они дерут баснословные деньги за тепло.

Опять собрание превращается в базар. Потому что слушать объяснения о том, что УК не имеет никакого отношения ни к поставке тепла, ни к платежам за него, никто не желает. Представитель УК переходит на крик. Народ начинает прислушиваться. А потом немолодой мужчина доброжелательно интересуется: нельзя ли сделать так, чтобы УК занималась теплом. «К сожалению, нельзя», – таково решение властей.

Тем не менее, регулировать температуру теплоносителя жильцы не хотят. Зато еще один мужчина преклонных лет с хорошо поставленным голосом требует наладить отопление в подъездах. Поддержки он не находит, так как многие уже поняли, что такое тариф за ОДН, то есть общедомовые нужды. Мужчина возражений не слышит (как выяснилось, он глуховат) и продолжает гнуть свое. Его отводят в сторону, где он выдает еще несколько предложений-наказов по улучшению жизни ТСЖ. Все предложения были бы превосходны во времена социализма, сейчас, к сожалению, неисполнимы.

Но общая масса жильцов вспомнила, что в ваннах у жителей нет сушилок для полотенец, и люди под душем мерзнут. И настаивают на их восстановлении отопления в ванной. Оказывается, что отсутствие сушилок – не причуда коммунальщиков, а некая новация конца прошлого века, когда во всех многоэтажных домах от отопления была отрезана подающая горячую воду труба. Но вроде бы, объясняют жителям, принято решение трубу вернуть и этот недостаток ликвидировать. Но исключительно по желанию жильцов.

Следующий вопрос повестки дня – установка детской площадки. Но на собрании присутствуют в большинстве своем пенсионеры. И не у всех из них есть маленькие внуки. Потому мнения разделились. К счастью, здравый смысл восторжествовал: площадку решено возводить. Еще немного поспорили об ее месторасположении и вопрос закрыли.

Всё вышеописанное – это штрихпунктирное изложение того, что происходило два часа, пока шло собрание жильцов. Выяснилось, что люди не знают и не понимают того, что происходит в стране, области и городе. Они уверены, что управляющая компания может заставить ресурсоснабжающую организацию утеплить трубы, по которым зимой идет горячая вода, они считают, что именно УК может остановить сотрудников ближайшей кондитерской и запретить им использовать на халяву мусорные баки ТСЖ.

Но претензий – как справедливых, так и совершенно незаслуженных – было предъявлено масса. Причем люди не умеют и, что особенно печально, не хотят слушать.

И еще огорчило то, что подавляющее большинство собственников проигнорировали собрание. Где, на минуточку, решались проблемы их имущества.

Получается так: брать на себя ответственность за принятые решения мы не хотим. А предъявлять претензии – это пожалуйста. Странная философия.

И еще. В большинстве своем люди, пришедшие на собрание, были глубоко пенсионного возраста. Именно они шумели, ругались и не хотели слышать и слушать. Справедливости ради надо сказать, что среди них были и достойные слушатели и оппоненты. Но таковых наблюдалось меньшинство.

Молодых или относительно молодых людей было совсем немного – буквально человек пять. Один мужчина обвинил УК в сговоре с администрацией и имел собственное, единственно верное мнение. Несколько молодых женщин задавали адекватные вопросы, внимательно выслушивали ответы и планировали свои действия. На взгляд неискушенного наблюдателя, весьма ра­зумные.