Отступать есть куда, но не бесконечно

Оценить
Засады ожидают российскую финансовую систему и экономику в целом и впереди, и сзади

«Если денег на всё не хватает, то нужно определить приоритеты», – указал президент страны Владимир Владимир Путин, обращаясь к своему правительству с Бюджетным посланием на 2014–2016 годы. А выступление на международном экономическом форуме в Петербурге президент и вовсе начал с утверждения: «Время требует от нас решительных действий».

«Мы вынуждены внутри себя искать источники»

И потом президент конкретизировал как минимум парочку стратегических направлений. Во-первых и в-главных, неприкосновенными останутся расходы на госпрограмму вооружений – «общий объём тех средств, которые мы предусмотрели на это, должен остаться неизменным». Во-вторых и тоже в-главных, бюджетной вертикали придется выявить резервы денежных средств и перераспределить их на исполнение президентских указов от 7 мая 2012 года. «Основные резервы – это повышение эффективности всех бюджетных расходов, акцент на адресный характер социальной помощи, проведение структурных реформ в социальной сфере».

Переводя на понятный язык это президентское предложение, рискну предположить, что речь идет о том, чтобы пересмотреть различные льготы от государства большим группам населения. Число облагодетельствованных скопом сократят. Но уже не президентскими указами, а распоряжениями нижестоящих органов власти. Потому что в другом месте послания то ли этого, то ли прошлого года ясно сказано, что именно вниз делегируется теперь право давать льготы и отвечать за их отмену.

Не сомневаюсь, что региональные власти эту свою новую привилегию обложили по матушке. Но, конечно, в очень узком кругу. Потому как приказы главнокомандующего не обсуждаются. Как говорят в народе: сделай морду кирпичом – и исполняй что велено. «Мы вынуждены внутри себя искать источники», – сказал, например, губернатор Валерий Радаев с месяц назад на заседании саратовского правительства, где обсуждался темп исполнения майских президентских указов. Попробовал бы он так не сказать и, самое главное, не искать деньги «внутри себя».

Несколько поправочек в Бюджетный кодекс связали получение денег из федерального бюджета для региона с количеством и качеством усилий по выполнению путинских обещаний избирателям. При этом велено не играть в статистику. Нужно весомо, грубо, зримо показывать, что люди удовлетворены тем, как о них заботится президент. В число мер по доставлению удовольствия входит, похоже, и запрет не то что на критику, а даже на экспертное мнение и обсуждение президентских решений.

К этому грустному выводу меня подтолкнуло сопоставление Бюджетного послания президента, которое прозвучало в нынешнем июне, с пятничным президентским же выступлением на петербургском экономическом форуме. Какие-то несколько дней назад Владимир Владимирович говорил о том, что нужно посоветоваться насчет новых российских само­окупаемых инфраструктурных проектов. Деньги на их финансирование уже найдены – «речь идёт о том, чтобы направить на финансирование ресурсы Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления». Но «конечно, должен работать единый, понятный механизм отбора проектов и предоставления ресурсов», который будет включать в себя и независимый технологический аудит, и экспертизу с участием бизнес-сообщества.

И вдруг на тебе, без всякого широкого обсуждения и советов общества проекты нам и выдали – будет построен мост через Амур, будет проложена новая транссибирская магистраль, забегают скоростные поезда между Москвой и Казанью, а саму Москву на расстоянии 30–70 км от действующей автомобильной кольцевой дороги окружат еще одной обводной. И не просто лучше заживет после этого Россия, а выйдет наконец из спячки ее экономика, потому как поймет мультипликативный эффект вложенных денег, которые не просто безусловно сохранятся, а еще и возвратятся приумноженные.

Это не я все придумала. Это Владимир Владимирович Путин рассказал. И о 450 млрд рублей стартовых средств на эти проекты тоже. И не заголосили, не завопили ни власти муниципальные (хотя 450 млрд существенно подправили бы дороги во вверенных им городах), ни простые граждане российские, у которых вот-вот уведут в мало кому известном направлении пенсионные накопления. Им, гражданам, что? Они выбирали (или не выбирали) и президента, и депутатов, и партии в парламенты всяких уровней. Пусть теперь их делегаты во власти и принимают решения, куда важнее деньги потратить. А когда граждане поймут, что зря не контролировали своих избранников, то это будут их проблемы. Потому что никто же не запрещал контролировать.

Президент Владимир Владимирович еще в Бюджетном послании в 2012 году приказал чиновникам всех уровней открывать все бюджеты в сверхдоступной для граждан форме. Было б интересно – теребили бы власть граждане. Глядишь и сдвинулось бы дело с мертвой точки. А пока, судя по тексту послания 2013 года, как стояло, так и стоять будет. Снова сказано: «Уже с текущего, 2013 года все уровни управления – федеральный, региональный, муниципальный – должны публиковать «Бюджеты для граждан». В них в доступной и понятной людям форме надо показать, на какие цели и в каком объёме направляются бюджетные ресурсы, какие результаты планируется достичь и какие на самом деле достигнуты, чтобы граждане могли самостоятельно сделать выводы об эффективности расходов, целевом использовании средств и вообще об эффективности работы государственного аппарата». Кому-то интересно, чтобы бюджетные деньги шли на реконструкцию коммунального хозяйства, удешевление строительства жилья и развитие сельского хозяйства, а не на обустройство транспортных линий, связывающих Россию и Китай? Делайте выводы об эффективности государственных расходов и государственных решений.

Обещания, как и деньги, обесцениваются экономическими проблемами

Одним из примеров неэффективных и неумелых государственных решений смело могу назвать потуги власти по совершенствованию пенсионной системы. Пенсионная реформа была проведена лет десять назад. Но достаточно скоро стало понятно, что механизм сбоит. Слишком много денег утекает из федерального бюджета на выплату государственных пособий по старости для российских граждан. И как-то незаметно начинает подходить срок оформления пенсионных прав для тех, кому пообещали, что накопительная часть их пенсий будет прирастать из года в год. Эти деньги все эти годы растворялись в банке, принадлежащем государству.

Государство наше в умении обесценивать денежные средства граждан, конечно, грешно. Вот тут «Новая газета» подбросила очередную малоизвестную печальную историю о том, что на каждого участника Великой Отечественной войны в Госбанке был заведен личный счет и что на него шло ежемесячно денежное вознаграждение в размере 10 рублей и премии за сбитые танки и самолеты врага. Но от семей почти трех миллионов убитых солдат это вознаграждение Госбанк по разрешению государства утаил. А теперь вот наиболее любознательным потомкам оттуда сообщили, что после прошедших за десятилетия деноминаций средняя сумма на таком солдатском счете составляет… три копейки.

Государственные наши мужи и дамы – люди, безусловно, циничные. Но понимают, что многократно обманутые в денежных расчетах поколения пенсионеров, голосующих за предложенные властью кандидатуры преемников, – уходящая натура. На смену идет другая – пограмотнее, посмелее. Но и им пока, слава богу, нужны только слова. И Владимир Владимирович Путин говорит и говорит. О том, что государственные мужи очень стараются найти такую новую формулу расчета пенсий, которая «должна обеспечить дифференцированный подход к каждому гражданину: чем больше стаж и зарплата, тем выше должна быть пенсия. И, безусловно, формула должна быть справедливой, стабильной, прозрачной, самое главное – понятной и для работников, и для работодателей». Но беда в том, что это правильное техзадание невозможно исполнить при всем желании. И для тех, кто умеет думать, Владимир Владимирович это четко проговаривает.

Несколько раз в ходе чтения своего Бюджетного послания он проговорил, что все поставленные задачи, в том числе и социальные, условны. Потому как их исполнение можно обеспечить только высокими темпами экономического роста. «Приоритетом нашей политики, разумеется, всегда было и всегда будет улучшение жизни, уровня и качества жизни российских граждан». «Но должно быть понимание того, что единственный верный путь достижения этих целей – это решение вопросов в сфере экономики. Опережающий рост социальных расходов, не обеспеченный ростом экономики, заведёт нас в тупик».

Политические заявления сигналят о финансовых трудностях

Дмитрий МедведевВсе расходы федерального бюджета в последнее время фиксируются в процентах от ВВП страны. А с ВВП в России всё хуже и хуже. Накануне чтения Бюджетного послания президента премьер-министр Дмитрий Медведев охарактеризовал текущий бюджет страны как предкризисный. Министры экономического блока правительства и руководство Центробанка, похоже, так часто указывали на риски замедления роста российской экономики, что доигрались до отставок, как негодные к исправлению ситуации. Сам президент проговаривался неоднократно, что темпы роста экономики РФ вызывают его озабоченность, и ситуация требует кардинального усиления работы на этом направлении.

А в последние дни и вовсе понеслась какая-то карусель с оценкой состояния наших экономических реалий и с выбором мер реагирования на недостаток доходов в бюджете. Министр финансов Антон Силуанов намекнул на то, что в августе возможна деноминация рубля. До вчерашнего дня глава Центробанка Сергей Игнатьев и вице-премьер Игорь Шувалов на него шикнули. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на всех цыкнул, что девальвации нет, а ослабление рубля идет на пользу экономике. И пока граждане размышляют, за долларами бежать или пустить скопившиеся рубли на ремонт, министр финансов снова огорошивает сообщением о том, что отмены плоской шкалы налога на доходы физических лиц не планируется. Но… ставка может быть пересмотрена. А как же тогда быть с обещаниями президента из двух последних Бюджетных посланий о том, что в налоговой системе до 2018 года не будет никаких изменений? Позвольте напомнить, что все хорошие президентские бюджетные предложения действительны только в случае роста российской экономики.

Было, есть и будет

Намерения президента правительство исполняет процентов на 10, да и то не вовремя

Первое Бюджетное послание президент Владимир Путин прочитал 13 мая 2000 года. В бюджетной политике на 2001 год главными приоритетами были названы: необходимость новых налоговых законов, оценка эффективности всех бюджетных обязательств с целью сокращения прежде всего социальных. Сокращения заведомо неэффективных расходов должны были помочь концентрации ресурсов федерального бюджета на решение ключевых задач. Тогда же было заявлено, что нужно минимизировать количество закупок у единственного производителя в ходе конкурсного размещения заказов. Перед управленцами госимуществом была поставлена задача получения значительных доходов.

В апреле 2001 годаважнейшей задачей бюджетной политики в 2002 году была названа максимальная степень защиты доходной части от изменения мировых цен на российские экспортные товары. Именно тогда по предложению путинского экономического советника Андрея Илларионова создавался Стабилизационный фонд, куда должны были поступать деньги, полученные в бюджет при более высоких, чем запланировано в бюджете, реальных ценах на нефть.

В Бюджетном послании от 1 июня 2002 годао Стабилизационном фонде говорилось как о деле решенном, но ставилась задача определить правовой статус финансового резерва, механизмы образования и использования его средств.

Среди главных задач бюджетной политики 2004 годаназывалось повышение благосостояния населения. Говорилось о снижении налогового бремени и возможной бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти.

В 2005 году требовалось бороться с избыточной денежной ликвидностью, потому что подходили к концу выплаты по долгам международным финансовым институтам, которые были набраны в годы перестройки и перехода к рыночной экономике. Снова предлагалось больше вкладывать в соцсферу и в модернизацию военной системы государства.

Подводя итоги 2005 года, президент посетовал, что всё вроде хорошо, но никак не удается взять в рамки инфляцию. И она сводит на нет эффективность мер по повышению уровня доходов населения. Снизить инфляцию предстояло в 2006–2008 годах. Кроме этого, в 2006 году требовалось обеспечить выплату пенсий и зарплат без задержек.

В мае 2006 года, заглядывая в 2007 год, президент снова говорил об инфляции, о повышении доходов населения, о поддержке материнства и детства и о повышении эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

В марте 2007 года говорили уже о бюджетной политике на три года вперед. Бюджетную стратегию на 2008–2010 годы ориентировали на эффективность и результативность бюджетных расходов. Требовалось превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. С денежной массой было уже всё в порядке. Она не залеживалась. А поступала в Стабилизационный фонд. Предлагалось преобразовать его в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Осторожно указывалось на необходимость взвешенного и осторожного подхода к увеличению и принятию новых расходных обязательств государства. Подчеркивалось, что у всех бюджетных расходов должны быть конечные цели, и эти цели хорошо бы сверять с достигнутыми результатами. Предлагалось подумать над решением проблемы несбалансированности Пенсионного фонда РФ.

В 2008 году говорили о неопределённости на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала, замедлении темпов роста мировой экономики и необходимости совершенствования структуры экономики национальной. Для чего требовалось улучшить транспортную, энергетическую и финансовую инфраструктуры и сформировать благоприятную среду для предпринимательской деятельности.

В послании о задачах на 2009 годуказывалось, что приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизация транспортной инфраструктуры. Тогдашний президент Дмитрий Медведев сказал, что нужно переходить к новым отношениям с муниципалитетами. Снова говорилось об инфляции и о достойных пенсионных выплатах.

В послании от 2010 годаснова были высокие риски продолжения глобального экономического кризиса. Не скрывали, что впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Вернулись к адресности социальных обязательств, потому что потребовалась жесткая экономия бюджетных средств. Снова стала актуальной тема поиска механизма госзакупок, стимулирующего производителей, ответственность властей всех уровней за расходование бюджетных средств, разбалансированность пенсионной системы.

Летом 2010 года президент Медведев обнадежил, что антикризисные меры больше не нужны, дефицит бюджета снижается. Предпочтительной формой поддержки предпринимателей должно стать софинансирование проектов в рамках государственно-частного партнерства. Но все бюджетные расходы хорошо бы обосновывать сразу. Потому недопустимо занижать оценку расходов по тому или иному проекту, а потом из года в год увеличивать их. Говорилось, что федеральный бюджет можно подпитать распродажей госсобственности. А в региональные и местные бюджеты придет больше денег, если отменить федеральные льготы по налогам, часть из которых остается внизу. Муниципалитетам предложили ждать скорого ввода налога на недвижимость. Нужно было только сформировать кадастры и разработать системы его вычисления, исходя из рыночной стоимости объекта.

Сейчас мы живем в соответствии с посланием о бюджетной политике в 2012–2014 годах. Нам обещали снижение налогового бремени на инновационный бизнес и социальные расходы. А еще новую модель экономического роста, где больше налогов будет сниматься с компаний нефтегазового сектора, алкогольной и табачной отраслей, увеличатся доходы от распоряжения федеральным имуществом. И конечно, наконец-то, может быть, будут приватизированы госпредприятия, кардинально перестроится система госзакупок, будет децентрализирована власть в пользу субъектов РФ и местного самоуправления.

 


[кстати сказать]

Налоговой службе не позавидуешь

Если ее заставят отвечать за доходную часть местных бюджетов

В минувший вторник депутатам бюджетного комитета Саратовской областной думы поставили задачу подготовки областного бюджета на 2014 год.

Министр финансов области Александр Ларионов не скрывает, что бюджет будет тяжелым. Новации федерального центра, нацеленные на поддержку инвестиций, развитие человеческого капитала, приведут к тому, что региональные бюджеты лишатся какой-то части налогов. Например, идея предоставить налоговые вычеты для держателей индивидуальных инвестиционных счетов обернется тем, что люди получат право по своему выбору заявлять инвестиционный налоговый вычет на сумму вклада. А это означает недобор по налогу на доходы физических лиц. Недобор по этому налогу будет и из-за увеличения налогового вычета на детей. Это мамам кажется, что рост вычета на второго ребенка с 1300 рублей до 2000, на третьего и последующего с 3 до 4 тысяч рублей, на каждого ребенка-инвалида с 3 до 12 тысяч рублей – очень маленькая поддержка. А бюджет, в который курочки по зернышку наклевывают, недополучит. А тут еще новый подход к имущественным налоговым вычетам из НДФЛ. Сейчас этот налоговый вычет предоставляется единожды, а предполагается, что его станут выдавать вне зависимости от количества приобретаемых объектов недвижимости в пределах установленного размера до двух миллионов рублей.

«Данные меры повлекут снижение доходов региональных и местных бюджетов», – акцентирует внимание всех внимательных к бюджетной политике людей министр Ларионов. И надежды на то, что бреши муниципальных бюджетов закроет новый налог на имущество физических лиц, который заменит налог на землю и сегодняшний налог на имущество физических лиц, не оправданы. В качестве налоговой базы определена кадастровая стоимость объекта недвижимости. Массовая оценка объектов недвижимости пройдет в сжатые сроки и приведет к ошибкам. «Для бюджетов это может обернуться затяжными налоговыми спорами с налогоплательщиками и потерями налоговых доходов в случае снижения кадастровой стоимости», – предупредил саратовский министр. А еще неизвестно, как пройдет передача регистрирующими организациями баз данных по недвижимости и ее правообладателей налоговым органам. Окончательный срок ввода этого налога, правда, снова отодвинули аж до 2018 года, но предупредили, что по мере готовности муниципалитеты могут вводить его хоть завтра.

В Саратовской области, по словам министра Ларионова, на первый план выходит работа с действующим налогом на имущество физических лиц. Но и здесь нужно говорить о неудовлетворительном качестве обмена данными между Росреестром и налоговой службой, отсутствии порядка расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, плохом учете вновь вводимых объектов недвижимости.

Короче, налоговой службе предстоит еще та работенка. Но всерьез ее в этом ведомстве воспримут, только если полетит несколько не самых последних голов. Потому как, замечено, дополнительные доходы в бюджет совершенно не в первую очередь интересуют этих государевых людей.