James Cotton. Cotton Mouth Man, 2013
Как называть человека, играющего блюз на губной гармошке? Некоторые предпочитают писать и говорить «гармонист». Возможно, это патриотично. Но мне почему-то сразу вспоминается Есенин и его «гармонист с провалившимся носом». Нет, губная гармошка по-английски – harp, и вполне логично будет называть такого музыканта «харпер».
Итак, Джеймс Коттон, харпер 77 лет, выпустил свою очередную – критики уже сбились со счета, какую – пластинку. Те же критики поспешили назвать ее главным событием блюзового года. Я с ними спорить не буду, сделаю лишь одно уточнение: главное событие года в мире классического блюза.
С середины девяностых Коттон не поет – перенес онкологическую операцию на связках. Но голос ему заменяет его гармоника. Только Роберт Джонсон, продавший душу дьяволу, может объяснить, как Коттону удается извлекать столько разнообразных звуков из крохотного инструмента, прячущегося в его огромной ладони.
Примерно в половине треков поет давний товарищ Коттона белый вокалист и харпер Даррел Нулич. Помимо того, почтить гиганта блюза пришли в студию, сыграли и спели нынешние звезды первой величины. Это Джоуи Бонамасса, Кеб Мо, Грегг Оллмен, Уоррен Хейнз, блестящая вокалистка Рут Фостер. Кроме них на альбоме играет пианист Чак Ливелл, сотрудничавший с Rolling Stones, Allman Brothers.
Коттон – последний из ныне живущих создателей электрического блюза. В 50-е годы он играл на гармонике в ансамбле Мадди Уотерса. Перефразируя Аксенова, можно сказать: «Он сам себе памятник».
Но альбом не похож на музейный зал, где всё тихо и прилично. Это настоящий блюз – энергичный и проникновенный. А лучшие песни – Mississippi Mud, He Was There и Something For Me.