Гимнюки и гимны

Оценить
Говорят, словечко «гимнюк» первым в адрес Сергея Владимировича Михалкова употребил еще Константин Симонов – тоже заслуженный писатель.

Говорят, словечко «гимнюк» первым в адрес Сергея Владимировича Михалкова употребил еще Константин Симонов – тоже заслуженный писатель. Из уст в уста ходила история о том, как, услышав в Центральном доме литераторов брошенное полушепотом «Гимнюк пошел», Михалков подошел к сказавшему и спокойно ответил: «Гимнюк не гимнюк, а заиграет – встанешь».

Собственно, этот литературный анекдот я вспомнил по той простой причине, что услышал гимн Государственной думы. На заседании 11 июня спикер Сергей Нарышкин скучным голосом рассказывал депутатам, что гимн «был даром выдающихся деятелей русской культуры. Его музыка написана в лучших традициях отечественной классической школы, а возвышенный текст напоминает нам о неразрывной связи с нашим прошлым, о ценностях свободы и демократии, о преемственности отечественных парламентских традиций, о величии нашей страны». То есть абсолютно в духе нынешнего времени говорил красиво и ни о чем. И тут гимн зазвучал. Половина депутатов встала. Другая половина по традиции прогуливала заседание. Я тоже встал, точнее подскочил, как только услышал первые слова: «Вам, избранникам народа,/ Русь челом бьёт до земли!»

Господа хорошие, это о ком?! Как могут депутаты нынешнего созыва называть себя избранниками народа? Впрочем, горячиться нет смысла, есть известная поговорка о божьей росе, ей наши депутаты и руководствуются. Да и потом, если писать правду, никакой гимн не получится. Попробуйте-ка написать куплет, начинающийся со слов: «Вам, назначенцам администрации президента». Вторая же строка совсем не соответствовала времени. Ясно же, что даже члены «Молодой гвардии», даже члены саратовской региональной организации ЕР не будут «бить челом». Нет, не за отсутствием чела, а просто сейчас так не принято. Пока.

Короткие поиски в Сети привели к интересным результатам. Первое: «выдающиеся деятели русской культуры» ничего нынешней думе не дарили. Подарок был сделан другой, первой Государственной думе, в 1906 году избранной и спустя семьдесят два дня императором распущенной. О той Думе чуть позже, пока о деятелях культуры. Музыку написал Александр Глазунов, более всего известный как автор балета «Раймонда». Но – на манер современных оппозиционеров – Глазунов в 1928 году из Советской России бежал и оставшиеся годы провел в Европе. В частности, во Франции. Той самой Франции, которая, если верить депутату Баталиной, окончательно развратилась и практически сгнила. Советская власть по какой-то причине не записала композитора в число своих врагов. В семидесятые годы по Волге даже теплоход такой ходил – «Композитор Глазунов».

С автором текста всё гораздо сложнее. Поэт, который звал депутатов «Знаньем, правдою засеять/ Света ждавшие поля», оказался цензором Николаем Соколовым. Интересные тогда были цензоры. Вскоре после написания текста гимна Соколов сошел с ума и покончил с собой, выпив уксусной эссенции.

И о первой Думе. С самого начала работы большинство депутатов начало борьбу с правительством. За 72 дня Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. Кадеты поставили вопрос об амнистии всех политических заключенных, отмене смертной казни, установлении ответственности Совета министров перед Думой. Немудрено, что Николай II их разогнал. Той думе можно было посвятить такие строки: «Долг священный, долг высокий/ Шлёт вас Родина свершить. / Путь широкий обновленья/ Ей открыть и освятить». Нынешней – сами понимаете.

По словам спикера, новое исполнение старого гимна является «уникальным вкладом в историю отечественного парламентаризма». По мне так обычный рейдерский захват. Сейчас так многие делают. И еще одна, может быть, и незначительная, но характерная деталь. Депутату-певцу Иосифу Кобзону записать гимн помог хор Ансамбля песни и пляски МВД России. Это по той причине, что у ОМОНа своего хора нет.

Понятно, что наша любимая область тоже встряла в историю с гимном, только своим. Гимна этого как бы нет официально, есть песня Олега Газманова. Вот за эту песню депутаты городской думы и решили присвоить певцу звание почетного гражданина Саратова. И напрасно депутат Виктор Марков вопрошал, почему Газманов, почему не певица Валерия? Его не послушали. Хотя если к тексту Газманова подойти придирчиво, многое вызовет вопросы.

Вот эти известные всем строки: «Саратов – с Соколовой горы/ Голос предков летит над тобой». Я на этой самой горе живу и потому никак не могу понять, откуда здесь взялся голос предков. Понятно, на горе разные голоса можно услышать, особенно по вечерам у пивных точек. Но это не предки, это наши современники. А в третьем куплете, который мало кто помнит и поет, есть строки, в наши высоконравственные времена совсем недопустимые: «И девчонки опять, между прочим,/ Всем парням будут спать не давать». Не давать парням спать, да еще и делать это между прочим – очень легкомысленно. Сторонник возвращения домостроя депутат Мизулина будет в шоке. Но согласитесь, что девчонки, не дающие спать парням, – более привлекательная картина, чем Русь, бьющая челом до земли, вдобавок неизвестно кому.