День плохих советов
Если у тебя нет конструктивного предложения – не лезь с советами. Это правило совершенно не соблюдается в Саратовской городской думе. Здешние коммунисты годами советуют главе города Олегу Грищенко рассориться с вертикалью. А на последнем заседании думы, которое состоялось в минувший вторник, практически этот же совет дал и заместитель прокурора города Андрей Пригаров.
Грищенко хватает политического ума, выслушав подобные советы как бы всерьез, тут же над ними посмеяться. Потому что, какими бы заковыристо трудными не были будни, есть понимание, что плетью обуха не перешибешь. И к ситуации, если не можешь ее изменить, нужно приспосабливаться.
Публичные дебаты с прокурором Пригаровым в последнее время конек Грищенко. Они пикируются каждый своей правдой. Со стороны это даже весело. Но по сути речь ведется об очень серьезных системных вещах. В этот раз депутаты спросили Пригарова о том, как его ведомство отстаивает финансовые интересы саратовцев. Как помогает добиваться увеличения доходной части городского бюджета? Обращалось ли в вышестоящие вертикальные органы управления с предписаниями изменить Бюджетный кодекс так, чтобы в Саратове оставалось побольше налогов? Андрей Пригаров честно сказал, что нет. «А почему? – спросил по-простому глава города Олег Грищенко. – Вы нам предъявляете претензии на миллиарды рублей по неисполнению наших полномочий, а наполнение бюджета не смотрите».
Разные цели – разные правды
Заместитель прокурора города Андрей Пригаров посоветовал саратовскому мэру самому начать требовать через суд от вышестоящих органов власти больше денег в доходную часть бюджета. И оба они понимали, что никто этого делать не будет, потому что любое право в российской действительности стоит после обязанностей. А обязанности у каждого свои: главе города нужно и для людей стараться и милым начальству быть, а для прокуроров вообще главное не выходить за рамки своих сильно урезанных полномочий в охране законности. Арсенал давления на следственный комитет и полицию у прокуроров слабоват. Эффективность их деятельности меряется, как это ни грустно, числом заявлений в суд.
«Если человек как бы считает, что его права нарушены, он может обратиться в прокуратуру, – объяснял Андрей Пригаров депутатам городской думы, откуда ноги растут у прокурорских исков. – Никто никого не заставляет заявления подавать. Но подают. Без заявлений исков в суд от нас не будет». И идут в прокуратуру родители, прочитавшие о гарантированном Конституцией праве на дошкольное образование своего чада, и люди, посмотревшие по телевизору передачу о своих нарушенных правах по расселению из аварийного жилья. И просят восстановить законность и порядок. И уже напросили на миллиарды рублей из городского бюджета этого порядка. А судьям, между прочим, тоже плевать с высокой колокольни на городские бюджетные страдания. Им интересно или букву закона неукоснительно исполнить, или вообще что-то очень свое личное, только им понятное.
Бизнес-судебные процессы
-Многие вещи я не могу публично рассказывать, потому что они кроются в области темноты, – заметил Олег Грищенко в ходе депутатской полемики по результатам работы правового комитета городской администрации. Депутат Виктор Марков обвинял юристов мэрии в том, что они проигрывают дела в судах. А по судебным решениям потом с бюджета города списывают сотни миллионов рублей. Депутат Марков даже патетически заявил на заседании городской думы, что его «волнует слеза ребенка», который теперь не получит из-за недоработок правового комитета отремонтированного спортзала и библиотеки. Олег Грищенко тему про слезы не поддержал.
Его больше волновала на том заседании прокурорская реакция на обращения городской администрации. И он разозлился, что в зале есть депутаты, которые делают вид, что не понимают, кто за что в ответе, и как бы не знают, что в Саратове процветает бизнес на судах с администрацией города. Натасканные на использовании правовых коллизий юристы активно и успешно выбивают из бюджета деньги, которые потом идут вовсе не на ремонт домов и не на улучшение жизни людей, как заявляется в судах, а рассовываются в личные карманы. А правоохранительным органам до этого нет дела. Более того, иногда они вольно или невольно помогают тем, кто судится с администрацией.
В пример была приведена история с саратовскими ДЕЗами, которая началась в 2004 году. Тогда, при городской администрации Юрия Аксененко, эти структуры заключали с управляющими компаниями, которым передавалось жилье, соглашения на ремонтные работы. Без разрешения администрации, но под ее субсидиарную ответственность. Олег Грищенко не говорил на заседании о том, что тогда почему-то городская прокуратура не стала бить во все колокола, оспаривая подобную вольницу. Он рассказал, что на самом деле этих соглашений могло и не быть или они могли быть фиктивными. Но когда нынешняя городская администрация попросила изъять подлинники подозрительных бумаг для экспертизы, они исчезли из прокуратуры Ленинского района. Эту информацию подтвердила начальник комитета правового обеспечения Оксана Тишова.
– Сначала управляющая компания подала иски к МУ ДЕЗам, обвиняя их в том, что они ремонтные работы не сделали. Администрация стала участвовать в этом процессе только когда с нас стали взыскивать деньги из-за субсидиарной ответственности. В досудебных почерковедческих исследованиях было установлено, что подписи на некоторых дополнительных соглашениях сфальсифицированы. Но наши неоднократные ходатайства представить подлинники в суд не были удовлетворены. Начиная с 2010 года администрации города и Ленинского района неоднократно обращались в правоохранительные органы по вопросу возбуждения уголовных дел по мошенничеству. Нам было отказано. Были написаны жалобы в прокуратуру. Они не были удовлетворены.
То же самое происходит с обращениями привлечь к уголовной ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий, которые «пошалили» с бюджетными деньгами уже в 2012 году. Материалы с подробностями растрат, выявленных контрольно-счетной палатой, были направлены в городскую прокуратуру. Андрей Пригаров заверил депутатов, что все они проходят процессуальную проверку и что он не сомневается, «если будут признаки преступлений, уголовные дела будут возбуждены». А вот Олег Грищенко сомневался. И всё заседание мрачно шутил про наручники, которые наденет на всю саратовскую власть Андрей Пригаров.
Плюсов больше, чем минусов, но минусы виднее
Депутат Александр Ванцов, наслушавшись всех этих ужасов о том, как мошенники выбивают деньги из бюджета, начал кричать, что ему не нравится результат деятельности финансового управления администрации, что «товарищ халатно работает», раз позволяет списывать деньги по решениям судов.
– Я так не считаю, – защитил главу комитета по финансам Алексея Никитина глава города Олег Грищенко. Он отдает должное и финансистам, и юристам администрации. В суде третьей инстанции (в Казани) юристы отбили обременительные для бюджета денежные претензии на 500 млн рублей и настроены на решительную борьбу и впредь. А финансистам удалось в 2012 году снизить плановую ставку по коммерческим кредитам с 11 процентов до 8 с хвостиком, и много чего они еще сделали. Администрация города могла бы похвастать хорошими результатами по многим направлениям.
В документах думы был большой отчет об исполнении бюджета города Саратова за 2012 год с подробнейшим заключением контрольно-счетной палаты. Скрупулезно заглянув в каждый потайной угол, аудиторы под руководством Натальи Масютиной описывали каждое направление деятельности городской администрации, подчеркивая исключительно недостатки. Масютина с ее отчетами – ангел-хранитель Грищенко. Потому что проинформирован – значит вооружен, а также потому, что горькая правда лучше, чем сладкая ложь. Чтобы говорить ее, нужна особого рода смелость. И, правильно поставив на смельчаков в юбках, Грищенко удается пока выигрывать даже у прокуроров.
Мы бы хотели резких перемен. Но они невозможны, пока бюджет города наполняется по остаточному принципу. Все деньги с территории поднимаются наверх, в распоряжение областной и федеральной власти.
На самом деле плюсов в деятельности муниципальной власти города Саратова больше, чем минусов. Это хорошо видно по отчету о социально-экономическом положении Саратова за 2009–2012 годы. Вот только несколько понятных каждому горожанину цифр. Куплено более 60 единиц спецтехники для уборки города и более тысячи мусорных контейнеров. Только за два года на линии выпущено 89 новых троллейбусов и 23 трамвайных вагона. Построено 247 новых современных остановочных павильонов. Большинство саратовцев этих новшеств на улицах города не замечают, как не замечают люди новых ложек, новых чашек на кухне. Для нас это улучшение жизни – мелочи. Мы бы хотели резких перемен. Но они невозможны, пока бюджет города наполняется по остаточному принципу. Все деньги с территории поднимаются наверх, в распоряжение областной и федеральной власти.
Из отчетов, розданных депутатам, следовало, что трансферты из вышестоящих бюджетов в последние три года держатся на уровне 4 млрд рублей. Хотя полномочия муниципальной власти всё добавляются и добавляются. За эти же годы собственные доходы увеличились более чем на 2 млрд рублей, то есть практически на треть. И эти 2 млрд очень важный показатель работоспособности городской власти.
Отчетные цифры по состоянию городской жизни были представлены на заседании думы в рамках программы социально-экономического развития Саратова на 2013–2015 годы. В планах – довести за ближайшие три года среднюю зарплату по городу до 32,3 тыс. рублей (сейчас 20,7 тыс. руб.), собственные доходы бюджета поднять еще на 2 млрд рублей, долю нормальных дорог в городе довести до 71 процента, увеличить число мест в детских садах на две тысячи и т. д.
Депутат Виктор Марков скептически отнесся ко всем целевым показателям. Ему бы хотелось окончательного и бесповоротного решения городских проблем. Он устал ждать, когда же Саратов станет модным – привлекательным для людей и денег из других российских регионов. Но рецептов этого одномоментного счастья у Виктора Маркова не было. Депутат Геннадий Турунтаев тоже не смог порадовать главу города каким-нибудь ценным коммунистическим советом по текущей деятельности. Олег Грищенко попросил его подсказать, где срочно взять 170 млн рублей. Дело в том, что в городской бюджет с федерального уровня пришли 719 миллионов рублей для переселения людей из аварийного жилья, но новоселье метр в метр не получится, а на дополнительные метры нужны деньги. Геннадий Турунтаев предложил взять кредит, но ему сказали, что кредитный лимит исчерпан и нарушать Бюджетный кодекс неправильно.
– А не участвовать в программе переселения правильно?
– Тоже неправильно, – ответил Грищенко. И рассказал коллегам о том, что вот «некоторые горячие головы в областном правительстве предложили нам снять деньги с благоустройства». – Представляете, мы город убирать не будем?
Всем было понятно, что глава города шутит. И что 170 миллионов, конечно, найдут. Потому что все эти денежные форс-мажоры для властей Саратова привычное дело.