При-печатанные министры

Оценить
«Приставленные» к информации и печати руководители этого ведомства в областном правительстве запомнились журналистам по-разному

У областного министерства информации и печати опять меняется глава. За все время существования этого ведомства восемь персон руководили министерством. А с учетом того, что двое из министров информации и печати входили в эту воду, то есть правительство, дважды, то можно считать Романа Чуйченко, недавно покинувшего областной кабмин, десятым министром информации и печати.

На самом деле должность эта не самая благодарная. С одной стороны, коллеги – другие министры – уверены, что вся эта публичность, открытость и прочая доступность для журналистов – это большая глупость. И убедить членов правительства не стесняться камеры и диктофона – серьезная проблема. Решается она только в том случае, если первое лицо региона дает особое распоряжение подчиненным и сам подает пример. Впрочем, и в этом случае справиться с не любящими публичность чиновниками удается не всегда.

А есть еще и другая сторона – это журналистский цех. С которым вроде бы нужно дружить. Но при этом исхитриться и сделать так, чтоб эти пронырливые писаки не совали свой нос в загашники исполнительной власти. А еще крайне необходимо добиться, чтобы максимальное число региональных средств массовой информации писали о правительстве хорошо. И при этом умудриться не платить за позитивные материалы.

Короче, министру информации и печати приходится обращаться с обоюдоострым мечом без рукояти.

У всех предшественников Романа Юрьевича (как и у него самого) это получалось с разной степенью успешности.

Первый. Кузьмин

Иван Кузьмин достался губернатору Аяцкову от предшественников. Иван Георгиевич был глубоко номенклатурным человеком. Трудился в аппарате Саратовского облисполкома, руководил областным фондом соцподдержки населения. Министром информации стал сразу после того, как Дмитрия Аяцкова избрали губернатором.

Министром Иван Георгиевич был неважным. Но, собственно, многого на этом посту ему делать и не надо было, потому как Дмитрий Федорович пиариться любил и делал это охотно и вдохновенно. За что снискал любовь журналистов. И серьезно облегчил работу министра информации и печати. За плечами у Аяцкова не было отрицательного бэкграунда, а у населения сильны были ожидания позитивных изменений и вера в нового и энергичного губернатора. Так что Ивану Георгиевичу особо напрягаться не приходилось. Когда ситуация стала накаляться, Кузьмина перевели в министры культуры, а потом и вовсе отправили руководить цирком. Что он делает очень успешно без малого 15 лет.

Второй. Третий. Наумов. Россошанский

Строго говоря, ни Сергей Наумов, ни Андрей Россошанский министрами не были. Сергей Юрьевич курировал прессу вкупе с общественными отношениями и прочими идеологическими примочками. Причем делал это в статусе заместителя председателя правительства. Потом этот блок передали Андрею Россошанскому, который вроде как пошел на повышение, сменив комитет по спорту и туризму на департамент по информации и общественным отношениям.

Какими-либо особыми достижениями или, наоборот, провалами эти уважаемые люди за два года – с 1998-го по 2000-й – не запомнились.

Надо сказать, что в те два года их кураторства с прессой напрямую общались пресс-секретари губернатора. Сначала Юрий Санберг, который был пресс-секретарем Аяцкова с момента его вступления в должность, затем, с 1999 года, Игорь Никифоров.

Четвертый. Шестой. Никифоров

Вновь образованное кресло министра пустовало недолго. У Дмитрия Аяцкова вообще не было проблем с подбором кадров. Особенно в первый срок правления. Набравшись опыта чиновничьей работы, с места пресс-секретаря в министерское кресло перебрался Игорь Никифоров.

И тут ему досталось по полной программе. Начиная с 1998–1999 годов Дмитрия Федоровича и его правительство лихорадило. Аяцков хотел всего и сразу. Но экономическая обстановка в стране, ситуация в регионе, свойства неуемного характера губернатора – всё это не позволяло получать исключительно хорошую региональную и, главное, федеральную прессу. Хотя Игорь Владимирович старался изо всех сил. Мы не будем раскрывать страшных тайн о дружбе с федеральными СМИ – все, кто более или менее связан с журналистским цехом, понимают, чего стоит хорошая публикация даже на маленькой информационной ленте. А во времена Никифорова маленьких лент и газет не было. Работали серьезные информационные агентства и популярные многотиражные газеты и журналы. Сколько сил и ресурсов уходило на налаживание отношений, знает, наверное, только Игорь Владимирович.

В областном правительстве ситуация тоже перестала быть благостной. Там началась борьба за близость к телу и влияние на первое лицо. Короче, образовался террариум единомышленников. И эти единомышленники не брезговали ничем, в том числе любили и подставить под удар. После очередного такого провокационного маневра со стороны «доброжелательных» коллег Игоря Владимировича злобно отправили в отставку. Министром назначили Юрия Санберга.

Но через год стало понятно, что в тех условиях лучше Никифорова министра не найти. Короче, Игорь Никифоров вернулся в кресло министра информации и печати. И занимал это место до апреля 2005 года. Хотя быть министром информации и печати при позднем Аяцкове было непросто. Население и пресса, не получив мгновенно светлого будущего, начали Аяцкова критиковать. Более или менее злобно и массово. А отвечал за «плохое» поведение прессы не кто иной, как министр информации и печати.

Пятый. Санберг

После того как коллеги «съели» Никифорова, в министерское кресло посадили Юрия Санберга. Но Юрий Наумович на этот раз в правительстве Саратовской области надолго не задержался. К тому времени на Московской, 72, уже вовсю «разводили кроликов» Александр Мирошин и Владимир Марон. Санберг со своим мнением не вписался в концепцию Мирошина, Марону тоже не всё нравилось в деятельности Санберга.

Но Аяцков по-прежнему хотел иметь хорошую прессу. Хотел, чтобы его любили если не взахлеб, то регулярно и по возможности искренне. И чтобы журналисты не замечали ошибок, которых становилось всё больше и больше.

Понятное дело, ответственность за негативные материалы, появляющиеся в СМИ, возлагались в первую очередь на отраслевого министра. А Юрий Наумович регулярно об этих ошибках предупреждал. Но его не слышали. Мало того, вокруг Санберга начались какие-то политические игрища. И он покинул свой пост.

Шестой. Комаров

Антон Комаров стал первым министром в правительстве нового губернатора Павла Ипатова. И шестым (или четвертым) в общей череде министров информации и печати. Только подразделение, возглавляемое Комаровым, называлось министерством информации и общественных отношений. Жизнерадостный и совершенно не вписывающийся в чиновничьи рамки Антон Комаров вышел, как, впрочем, и часть его предшественников, «из народа». То есть из журналистского цеха, потому как до своего министерского поприща, да и после него, возглавлял один из региональных телевизионных каналов. Антон Николаевич предполагал, что новый губернатор будет позиционировать себя по новому, будет открыт, доступен и, что важно, интересен и СМИ, и людям.

Так оно и было. Несколько месяцев. Четыре, пять или, может, даже шесть. А потом губернатора как будто «выключили». И он стал тем Ипатовым, которого пока еще хорошо помнят если не жители региона, то журналисты. То есть руководителем, которому совершенно не интересно, чем живет и дышит вверенный ему объект. Комаров и его команда бились полгода. А потом, в марте 2006 года, Антон Николаевич ушел в отставку.

Седьмой. Костенко.

Андрей Костенко, бывший заместитель главного редактора газеты «Саратовские вести», бывший руководитель издательства «Слово», трудился заместителем министра еще при Никифорове. В кресло министра он перешел из Средне-Волжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, где трудился первым заместителем руководителя. Случилось это 5 июня 2006 года.

Крайне сервильный и абсолютно толерантный Андрей Валентинович очень хотел быть министром. Хотя бы для того, чтобы заполучить впоследствии чиновничьи льготы. И эта возможность Костенко представилась после ухода из правительства Антона Комарова. Правда, министерство несколько потеряло в полномочиях, потому как общественные отношения передали в отдельную структуру, а Костенко достались информация и печать.

Чем-либо выдающимся, будь то скандалы или, наоборот, достижения, Андрей Валентинович не запомнился. Так же как и его преемник на посту информминистра.

Восьмой. Шутов

Владимир Шутов назначен на должность министра информации и печати в декабре 2007 года. И возглавлял это ведомство без малого два с половиной года. Потому как покинул министерское кресло Владимир Александрович в конце апреля 2010-го.

Это назначение было самым странным. Министр информации и печати Шутов до того никогда отношения к средствам массовой информации не имел. Он трудился в органах госбезопасности, налоговой инспекции, был начальником Энгельсского межрайонного отдела Управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области и даже федеральным инспектором по Саратовской области аппарата полпреда президента по ПФО. До назначения министром был первым заместителем председателя комитета по работе с органами местного самоуправления и территориями.

То есть где Шутов, а где СМИ. Надо сказать, что Владимир Александрович и не запомнился ничем. Ну просто абсолютно ничем. Он не давал комментариев, не создавал конфликтных ситуаций. Его было не видно и не слышно. Нет, очень вероятно, благодаря опыту работы в органах госбезопасности он знал всё и про всех. Но эти все об этом не подозревали.

Девятая. Есипова

Наталья Станиславовна Есипова до своего воцарения в министерское кресло недолго трудилась заместителем министра Шутова. А еще раньше руководила одной из газет города Энгельса. То есть жизнь СМИ знала изнутри.

Есипова попала на должность министра в самый разгар борьбы региональной «Единой России» против своего же члена губернатора Павла Ипатова. И, надо сказать, Наталья Станиславовна была на передовой этой борьбы. Причем справлялась со своей задачей более чем достойно. Она максимально отсекала негативные информационные потоки, направленные против своего руководителя, забрала под себя финансовые потоки, направленные на поддержку СМИ, и пустила их по выгодному правительству вообще и губернатору в частности руслу. Есипова умела постоять за себя и давала достойный отпор, например, депутатам на заседании думских комитетов.

Короче, она работала на Ипатова честно и добросовестно. Естественно, после отставки Ипатова она первой подала заявление об уходе.

Десятый. Чуйченко

Роман Юрьевич был чуть ли не первым министром, которого принял на работу очередной губернатор Саратовской области Валерий Радаев весной прошлого, 2012 года. Говорят, что рекомендации Чуйченко выдал сам Вячеслав Володин.

Чем запомнится Роман Юрьевич? Непонятной и неприятной ссорой с писателем Львом Гурским, он же известный саратовский журналист Роман Арбитман. Ссора эта привела к тому, что Роман Эмильевич стал регулярно, элегантно и весело высмеивать Романа Юрьевича. Благодаря чему, собственно, изрядно повысилась узнаваемость последнего. Еще Роман Чуйченко был косвенно связан с закрытием газеты «Неделя области» и очень недвусмысленно с назначением главным редактором «Саратовской областной газеты» журналистки с небезупречной репутацией Елены Столяровой. В обоих случаях именно он сообщал коллективам редакций о принятых решениях.

В актив Романа Юрьевичу можно было зачислить новый имиджевый глянцевый журнал, а в пассив – наплевательское отношение к собственной онлайн-конференции.

Очередной

Пока мы с трепетом (но, честно говоря, не очень сильным) ждем прихода очередного министра.

Каким он должен быть? По большому счету в условиях нынешних проблем в области идеологии вообще и внутренней политики в частности было бы совсем не лишним, чтобы новый региональный министр информации и печати был как минимум знаком со словом «идеология». А еще подозревал о существовании политических технологий, умел общаться и обращаться со средствами массовой информации в лице редакторов и журналистов. И, что очень важно, был стратегом и тактиком в области информационной политики.

Утопия, скажете вы? Ничего подобного. Может быть, ответственным за этот сектор стоит снять шоры партийной принадлежности и личной привязанности? И поискать профессионалов?