Гипси-Хипсей
О том, что главную роль в фильме «Чапаев» сыграл уроженец Саратова Борис Бабочкин, хорошо известно. Но среди актеров есть еще один человек, связанный с нашим городом. Помните знаменитый эпизод психической атаки? Под барабанную дробь чеканят шаг атакующие части генерала Каппеля. На позициях красных камера выхватывает лица бойцов. Анка-пулеметчица… «Красиво идут»… И на несколько секунд – безымянный боец, выскочивший из окопа с криком «Стреляй!»
Это – актёр Михаил Гипси.
В 1891 году в семье Михаила Лукьяновича Кузнецова, по семейной легенде в юности служившего у Саввы Морозова, и Марии Семёновны Степашкиной, дочери саратовского купца-мукомола Степашкина, родился сын Михаил. После его рождения семья переехала в станицу Кубанскую Краснодарского края, но через какое-то время возвратилась в Саратов.
Михаил окончил Коммерческое училище и отправился в Петербург, чтобы поступить в Политехнический институт. Но там проучился недолго и перебрался на филологический факультет Петербургского университета. Молодой человек увлёкся модными футуристическими исканиями, начал писать стихи. Тогда же Михаил изменил очень распространённую русскую фамилию на звучный псевдоним Гипси с ударением на втором слоге. Существует версия, что она была составлена из букв имени и фамилии драматурга Генрика Генриха Ибсена, поклонником которого он был. В богемной среде в большой моде были различные мистификации. И вот уже распространились слухи, что Михаил – незаконнорожденный сын английского лорда. А когда начинающему футуристу сказали, что по-английски слово «джипси» обозначает «цыган» и никак не может быть именем лорда, он не только не смутился, но решил «дописать» фамилию и превратился в Гипси-Хипсея…
В 1916 году в московском издательстве «Жатва» тиражом в 500 экземпляров вышла небольшая книга стихов Гипси «Пленная птица». Сегодня это издание – библиографическая редкость. Книга состоит из четырёх разделов, каждый из них посвящён какой-то женщине. Любопытно, что романтические увлечения поэта-футуриста через десятилетия отразились в стихотворении в прозе «Надпись на книге» Александра Балтина:
«Когда поэт Михаил Гипси, издавший книжку футуристических стихов (без рифм, конечно) в лиловой обложке – говорил молодой женщине, что не может жить без неё, она смеялась.
И действительно – как так, не может жить…
Тем не менее, поэт говорил, а молодая женщина смеялась.
А потом кормила его шоколадом, отламывая от толстой плитки.
Вот она, книжка Михаила Гипси – я держу её, поэт не стал знаменит, нет-нет, а коричневая дарственная надпись моей бабушке, кормившей его шоколадом, выцвела и расплылась».
Во время Первой мировой войны Михаил Гипси служил в армии. А после событий 1917 года мы застаем его в Саратове, в самой гуще культурной жизни города, среди представителей левого искусства. Он выступает с чтением собственных стихов. Пресса сохранила сообщение об исполнении поэтом «Весенних слов» на «Вечере искусств» в консерватории. Костюм для выступления был специально сделан художником Валентином Юстицким. Облик Гипси тех лет запечатлела Ксения Клементьева. У него – удивительно запоминающееся лицо с крупными чертами, острая, выразительная пластика.
Не удивительно, что, вновь перебравшись в северную столицу, Гипси становится актёром тогда только что открывшегося, а впоследствии знаменитого Ленинградского ТЮЗа. Театром руководил режиссер Александр Брянцев, а на сцене выступали Николай Черкасов, Борис Чирков, Виталий Полицеймако, Павел Кадочников. Современники вспоминали о беззаветной преданности актера своему театру, считая, что только неуравновешенность характера помешала ему стать в первый актёрский ряд. Он играл небольшие роли в «Ревизоре», «Томе Сойере», «Плодах просвещения» и даже задние ноги лошади «Дон Кихота».
Его яркая внешность по-прежнему привлекала художников: в 1923 году его живописный портрет написал Владимир Гринберг, а в 1924-м Александр Шендеров дважды запечатлел Гипси – с игрушечным медвежонком и с чётками.
В 1926 году Михаил Михайлович Гипси-Хипсей женился на декораторе ТЮЗа Анне Николаевне Васильевой. Через год у них родился первенец – Эдвард, впоследствии ставший Димитрием Михайловичем Балашовым, фольклористом и известным автором исторических романов. Второго сына назвали Генрик.
Михаил Гипси снимался, кроме «Чапаева», ещё в нескольких кинофильмах, большинство из которых известно лишь специалистам-киноведам: «Девушка с далёкой реки», «Турбина № 3», «Золотой клюв», «Конец Нахаловки», «Кровь земли», «Счастье».
Когда началась война, семья Гипси не эвакуировалась с ЛенТЮЗом на Урал, а осталась в Ленинграде. Михаил Михайлович почти каждую ночь дежурил на крыше опустевшего здания театра, тушил немецкие бомбы. В начале 1942 года он с острым отравлением попал в больницу, 5 января его не стало.