«До последнего не знали, кто победит»

Оценить
Собиновский фестиваль делал самые необычные подарки

Вот и закончился 26-й Собиновский фестиваль – одно из самых главных культурных мероприятий Саратова в 2013 году. Прошёл с помпой, благо год выдался как никогда урожайным на юбилеи: 200 лет назад родились два гения мировой классической музыки – Рихард Вагнер и Джузеппе Верди. Разумеется, этот факт не остался без внимания театра оперы и балета и потому зритель смог насладиться такими произведениями, как «Риенци. Последний трибун Рима», симфоническими картинами из «Кольца Нибелунгов» первого и «Балом-маскарадом», «Риголетто» и «Травиатой» второго. Впрочем, действо не обошлось исключительно этими событиями.

Пересказывать весь ход почти двухнедельного праздника музыки мы не будем, всех любопытных отошлем к публикациям на наших страницах в номерах 13 («Безумству храбрых поем мы…»), 18 («Классика, джаз, рок и живопись») и 19 («Праздник юбилеев»). Обратимся к тому, что не попало в эти материалы.

Начнем с того, что слова художественного руководителя театра Юрия Кочнева о том, что традиционные рок-концерты на фестивале (в этом году выступали «Смысловые галлюцинации» и Чичерина), проводящиеся во многом для того, чтобы любители музыки потяжелей приобщались к классике, оказались как никогда уместными. По той причине что артисты, посмотрев видеоматериалы, снятые во время репетиции совместной песни «Нет, да», решили записать на их основе официальный клип. Что может быть лучше для рекламы нашего театра? Правда, странновато, что для клипа решили выбрать саундчек, а не сам концерт, записи с которого появились лишь в конце фестиваля. Впрочем, не нам выбирать. К слову, «Смысловые галлюцинации» и Чичерина – не первые музыканты, восхитившиеся театром: совсем недавно его хвалила Севара Назархан, а ее поклонники в соцсетях сетовали, что в таком шикарном здании никто не записал концерт.

Однако выступление рокеров, как и джазменов из трио Жаки Террасона, – это все-таки приятное дополнение к основной программе. А венцом самого фестиваля должен был стать конкурс конкурсов вокалистов, проходивший в два тура – 31 мая и 2 июня. Вокалисты соревновались в исполнении арий и романсов, народных песен как на иностранных, так и на русском языках. Приятной новостью для всех соревнующихся, несомненно, должно было стать решение поднять сумму призовых: до 100 тысяч рублей за первое место, 75000 – за второе, 50000 – за третье. Кроме того, учреждалась и специальная премия в размере 20 тысяч рублей. Наконец, одному из участников конкурса мог достаться приз зрительских симпатий, благодаря которому победитель поедет в Милан и посетит знаменитый театр Ла Скала. В этот раз выбор давался труднее, чем в прошлом году. Так, член жюри народный артист СССР Леонид Сметанников подчеркивал, что все артисты звучали профессионально, и выбрать лучших было нелегко. Лично ему больше понравились басы. Однако Сметанников посетовал и на некоторый перегиб в программе, заметив, что она вышла скучноватой и грустной, а зрителям хотелось послушать что-то более веселое.

Награждение победителей состоялось на гала-концерте 5 июня. Поздравлять победителей вышел Валерий Радаев. «Завершилось событие, которое ежегодно ждут тысячи саратовских зрителей, – сказал губернатор. – За годы своего существования этот праздник музыки и исполнительского искусства прибрел высокий статус и авторитет, стал визитной карточкой не только Саратова, но и всей российской культуры… Как глава региона я горд тем, что Собиновский фестиваль встречает большой отклик у гостей, участников и публики, что в своем плотном гастрольном графике ведущие исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Республики Беларусь, Южной Кореи, Франции нашли время выступить на саратовской сцене и показать высочайший уровень мастерства».

За счет мощнейших культурных традиций и тонкого зрителя Собиновского фестиваля Саратов, по мнению Валерия Васильевича, удерживает планку ведущего культурного центра страны. Выступавший следом Кочнев заметил, что конкурс конкурсов был в этом году непростым и что его особенная значимость, как и сложность, состоит в том, что это конкурс лучших, тех, кто уже является лауреатами международных конкурсов. После этого началось награждение победителей.

Первое место досталось меццо-сопрано, солистке Академии молодых певцов Мариинского театра Юлии Маточкиной (Санкт-Петербург), второе – баритону Антону Зураеву (солист театра Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), третье – Ирине Новиковой (сопрано, солистка Новосибирского государственного театра оперы и балета). Специальная премия досталась Ольге Калугиной (сопрано, солистка московского театра «Амадей»), Игорю Лазареву (бас, выпускник РАМ имени Гнесиных, Москва) и сопрано Юлии Щербаковой – солистке Ростовского государственного музыкального театра. По результатам зрительского голосования (239 голосов из 1498) приз зрительских симпатий завоевала Ольга Калугина. После торжественного награждения начался гала-концерт, в котором приняли участие и победители. Исполнялись арии из классических опер Вагнера, Верди, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бизе, Сен-Санса и других. За исключением Сметанникова, исполнившего арию из «Тангейзера» Вагнера на русском языке, все остальные выступающие пели на языке оригинала. Дирижировал оркестром Юрий Кочнев.

Перед началом мероприятия нам удалось пообщаться с Николаем Шияновым – заместителем директора театра оперы и балета по связям с общественностью. Николай Евгеньевич рассказал, что, «по оценкам московских журналистов, которые приезжали на этот фестиваль, он получился лучше, чем предыдущий, что говорит о том, что фестиваль развивается, растет. Нам, как организаторам, это очень приятно». На вопрос одного из журналистов, почему в конкурсе конкурсов не принимают участие саратовские исполнители, Шиянов пояснил: это вызвано тем, «что в жюри сидят исключительно саратовские профессора, народные артисты, солисты театра. Они все друг друга знают, и это было бы нечестно. Это необходимо для того, чтобы соблюдалась определенная чистота конкурса и объективность. Поэтому участвуют только приезжие, и мы до последнего не знаем, кто победит».

Причины развития фестиваля Николай Шиянов видит в усложнении структуры: с недавнего времени в программу фестиваля влился джаз, «театр постоянно старается приглашать солистов, которые до этого не участвовали. Вчера, например, был восторг и фурор – выступала оперная дива из Южной Кореи (речь идет о Ми Шен О, исполнившей партию Виолетты в «Травиате». – Прим. ред.). Как ее принимали! Это большая удача фестиваля – заманить солистов такого уровня. Неменьшего уровня солисты выступали на «Жизели», молодая пара из Перми». О грядущих планах Шиянов не стал подробно рассказывать по той причине, что всё, как всегда, будет упираться в гастрольный график и степень загруженности артистов, а также финансовые возможности самого фестиваля. «Хочется увеличить международную составляющую, – продолжал Николай Евгеньевич. – Если опера итальянская, то пусть поют итальянцы, если французская, то почему бы не петь французам? Мы удачно попробовали корейцев («Травиату» дирижировал Но Тэ Чол. – Прим. ред.), почему бы не попробовать другие страны?» Что касается приезда рок-звезд, то планируется к началу следующего сезона вывесить на сайте опрос, кого хотели бы увидеть сами саратовцы. Наконец, на вопрос о том, будет ли следующий фестиваль посвящен Митрофану Пятницкому, 150 лет со дня рождения которого будут отмечать в 2014 году, Шиянов ответил, что всё возможно.

Собиновский фестиваль