Кто запишет в актив славную победу над западной напастью?
Политические фантазии на тему экономического кризиса
Мировой финансовый кризис, скорым наступлением которого многие экономисты пугали нас уже весьма долго, кажется, вошёл в активную стадию. По крайней мере, обвальное падение фондовых индексов на российских биржах и принимаемые в экстренном порядке антикризисные меры выглядят бесспорным подтверждением чрезвычайной ситуации. С одной стороны лопаются банки, с другой – идёт рецессия. Каким образом эти кризисные явления могут отразиться на политической обстановке внутри Саратовской области?
Уязвимость Саратова
Разные эксперты дают свои прогнозы дальнейших событий. Одни видят в действиях, предпринятых Кремлём, повод для острой критики, другие, напротив, находят шаги исполнительной власти достаточно взвешенными и адекватными происходящим процессам. Тем не менее обе группы экономических аналитиков сходятся в выделении тех возможных рисков, которые станут реальностью, если возобладает негативный сценарий.
Среди наиболее вероятных последствий называют безработицу по причине сокращения штата в коммерческих предприятиях, значительный инфляционный скачок и даже превращение профицитного бюджета на текущий год в дефицитный.
Разумеется, в первую очередь пагубная тенденция коснётся дотационных регионов Российской Федерации. Ведь они тесно замкнуты на финансовую подпитку из федеральной казны и самодостаточностью не обладают. К таковым относится и Саратов с его традиционно непростой социально-экономической обстановкой.
Региональная власть у нас любит говорить о чудесных саратовских показателях, превышающих среднероссийский уровень. Однако и выросший бюджет, и инвестиционные потоки, и растущая покупательная способность населения, и даже всплеск рождаемости идут в фарватере общефедеральных тенденций. Особых заслуг конкретно саратовского бюрократического класса тут нет.
Мировая экономика пухла. Спрос на энергоресурсы рос в силу их ограниченного количества. Ничто не мешало спокойно выкачивать сырьё из недр, гнать на экспорт и получать сверхприбыли, консервируемые в ныне разделённом Стабилизационном фонде. Потому уровень жизни всюду рвался вверх. Благоприятная конъюнктура подталкивала к наслаждению углеводородной халявой. Имелись запасы, коими в нужные моменты задабривали социалку.
Страшилки о пагубности нефтедолларовой иглы убеждали не всех. Отдельные публицисты на полном серьёзе писали: «нефть отныне будет лишь дорожать». Их предложение заключалось в настаивании на необходимости попросту продолжать извлекать дивиденды из сырьевых конкурентных преимуществ без форсированной диверсификации. Про цикличность экономических веяний капиталистического толка они задумывались мало.
Консолидация элит
Выборочно оглашавшиеся экономические характеристики позволяли губернатору Павлу Ипатову снабжать журналистов благоприятной статистикой. Хотя, прямо скажем, не все её составляющие одинаково воодушевляли. Достаточно вспомнить низкие по меркам ПФО зарплаты. Можно посмотреть и на бюджетников, не испытавших колоссального преумножения денег даже после обеспечения единороссами региональной прибавки к заработной плате. Или сосредоточить внимание на присваиваемом нашему субъекту РФ «аграрно-индустриального» статуса.
Увы, Саратов значительно уступает соседям-волжанам: Нижнему Новгороду, Казани, Самаре. И эффект кризиса здесь почувствуют более явно, чем в перечисленных региональных центрах. Абсолютно ненужная элитам социальная напряжённость будет грозить серьёзными имиджевыми потерями. Областная и городская верхушки, каковые даже сейчас не имеют большого рейтинга, окажутся в крайне затруднительном положении. Более того, их скорая делигитимизация станет на руку региональному отделению «Единой России».
Вряд ли партия власти, неоднократно провозглашая ответственность за всё происходящее в государстве, захочет подставлять себя под удар. Потоки критики следует перенаправить в адрес чиновников. Благо тема тотальной коррупции давно не сходит с экранов телевизоров.
Достаточно существенные системные ошибки наверняка припишут конкретным столоначальникам – общественные стереотипы давно мажут большинство из них чёрной краской. Редко подобные дела обходятся без поиска крайних.
Нет, открытых нападок партийцев на Павла Леонидовича и его министров мы, скорее всего, не увидим. Кризис – время объединения элит. Именно Москва прикажет забыть о разногласиях и консолидировать усилия, дабы вытащить регион из плена разных пагубных явлений. Вместе с тем не нужно упускать из вида нашу областную специфику.
Так уж сложилось, что у губернатора с «Единой Россией» отношения крайне противоречивые. Мы помним конфликты, проведшие линию водораздела между Московской, 72 и Володиным, стремления заигрывать с некоторыми политическими течениями в лице эсеров и «зелёных», многочисленные столкновения интересов помельче.
Да, на сегодня образовался молчаливый нейтралитет. Ипатов не встаёт на пути реализации партийной воли, а его в свою очередь не ругают единороссы. Обойдётся без жёстких обличительных речей и в дальнейшем. Кремлю вряд ли нужна эрозия федеративного деления с вспыхиванием сепаратистских настроений на местах. Напротив, кризисные трудности разумнее использовать, чтобы ещё крепче привязать периферию к центру.
Ведь спасать ликвидность банков придётся столице, держащей в руках 80 процентов ресурсов. Раздрай и грызню запретят. Курс на стабильность возобладает. Если надо будет, опять Грищенко и Глыбочко помирят в администрации президента. Прецедент ведь создан.
Короче, грядут сплачивающие мероприятия, укладывающиеся в лозунг «Когда мы едины, мы непобедимы!» Козла отпущения заклеймят позором не сразу. Перекладывать ответственность на правительственных чиновников можно будет в завуалированной форме. Допустим, с помощью заказных материалов в СМИ.
Ошибки местных спичрайтеров
Стоит включить новости на федеральном канале, чтобы понять, какую тактику избрала общероссийская власть в освещении кризиса. О падении индексов, то бишь совокупной стоимости акций основных компаний, журналисты не говорят. Видимо, им приказано лишний раз не пугать народ. Используется технология так называемого «торнадо-спина». Переключение внимания людей на другой раздражитель. Именно его показывали в известном фильме «Хвост виляет собакой»: политтехнологи выдумали военную кампанию с целью отвлечения людских мыслей от президентского скандала, замешанного на сексуальных домогательствах. Здесь – та же логика.
Новостные сводки начинаются с победных реляций. Показывают успешный запуск баллистической ракеты в присутствии Дмитрия Медведева. Рапортуют о посещении Владимиром Путиным сельскохозяйственной выставки, где красуется блестящая техника, а министр Гордеев сообщает о рекордных сборах урожая. Даже Виктор Зубков едет в Ульяновскую область ради теплицы, превосходящей голландские аналоги.
В общем, по всей видимости, инструкции предписывают увеличивать концентрацию позитива до максимума. Отсюда, например, подаренный Путину тигрёнок. Склонять население к чрезмерным волнениям пока рано. Не совсем понятно, насколько обоснованными выглядят суровые предсказания надвигающегося коллапса.
Чего же делает в этой ситуации саратовская власть? Муссирует тему кризиса. Зачем? Высказывания в духе «мы чувствуем кризис», «в Саратове страдают лишь единичные банки», «мы надеемся минимизировать негативные последствия» похожи на неудачные оправдания.
Сравните высказывания саратовских госслужащих с официальными речами первых лиц государства. Посмотрите на комментарии Александра Ульянова, и. о. министра экономического развития и торговли Саратовской области в предыдущем номере «Газеты недели в Саратове», прочитайте комментарии губернатора в «Новых временах». Они уделяют кризису столько внимания, что это вызывает подозрения. Раз вы постоянно об этом говорите, значит, есть о чём беспокоиться трёхмиллионному региону.
Иное дело – спичи Путина с Медведевым. «Негативные явления идут с Запада и показывают банкротство США», «у нас созданы эффективные подушки безопасности», «существенного влияния эти процессы на нас не окажут», «западные веяния подрывают устойчивость мирового развития». Так грамотный спичрайтинг отличается от высказываний региональных властей, не всегда адекватных требованиям ситуации.
Не гоните левых
Примечательно, что Кремль стремится заручиться спокойным расположением коммунистов. Путин и Медведев встречались с Геннадием Зюгановым. Ему, по всей видимости, рекомендовано оставаться в рамках системной оппозиционности. Не увлекаться чересчур в проклятиях «антинародного режима». С его помощью протестная энергия левого фланга будет управляемой. За нейтрализацию деструктивных замашек маргинальных элементов ответственен Владимир Жириновский.
У нас же КПРФ не пустили на порог. Красную братию не пригласили на координационное заседание лидеров региональных отделений политических партий. Зачем, спрашивается? Неужели нет правильного восприятия сигнала, поступившего из Москвы? С коммунистами придётся вести конструктивный диалог, не шарахаться от них. Во всяком случае, пока кризис не завершится.
Кому-то хочется, чтобы в Саратовской области компартия особо громко кричала о бедствиях нуждающихся? Медийный фон подобные акции делают неблагоприятным. Пусть даже на них приходят десять бабушек с плакатами из старого картона. Стоит ожидать активизации и разного рода несистемных отморозков, посещающих «Марши несогласных». Правда, их значение не окажется весомым.
Короче говоря, кризис пройдёт. И, скорее всего, многочисленные апокалипсические страхи не получат подтверждения. В любом случае счастливое избавление от финансовых припадков зафиксируют единороссы. Себе в актив они запишут очередную славную победу. Теперь – над присланным западными странами кризисом. Сопряженные проблемы оставят на совести исполнительной ветви власти. Вряд ли они всерьёз поделятся лаврами триумфаторов с губернатором.
Оппозиция продолжит оставаться под контролем. Ерусланов и Фейтлихер в известной мере нейтрализованы судебными процессами. Справедливороссы поют в унисоне с ЕдРом. Либералы полностью дезорганизованы и чересчур непопулярны. Видимо, Виктор Марков последует примеру Леонида Гозмана, ставшего дистрибьютором заказа на правую партию прокремлёвского производства. Значит, обличительный пафос не продемонстрирует и он. Либо атаки на строй примут более чем согласованный характер.
Главная задача губернатора – копировать поведение кремлёвских авторов и не заниматься самодеятельностью. Из кризиса выходят сообща. Одним строем.