За стеклом

Оценить
Почему нам не рассказывают о мировом кризисе

Почему нам не рассказывают о мировом кризисе

Президент Ирландии в минувшую среду объявила о своём решении урезать собственную зарплату на 10 процентов. «В свете текущей ситуации». Не просто так, конечно, а в ответ на призыв министра финансов страны «к патриотическим действиям» по спасению страны от кризиса. Дело в том, что правительство Ирландии увеличило налоговую нагрузку на все виды доходов, отменило кое-какие льготы молодым, сократило кое-какую господдержку по ипотечным кредитам. Ну а ответным шагом решено было сделать экономию расходов на госслужащих. Идею правительства и президента уже поддержали спикер и вице-спикер палаты представителей ирландского парламента. Они согласны с лозунгом «беспрецедентные времена требуют беспрецедентных мер» и тоже отказываются от 10 процентов жалованья в пользу общего бюджета страны.

Не наша политика равных жертв

В ту же самую минувшую среду в Саратове на заседании комитета областной думы по бюджету и налогам зарплату госслужащим, наоборот, повышали. Называется закон, который, возможно, на заседании думы примут уже завтра, мудрено: «О повышении размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, месячных окладов государственных гражданских служащих Саратовской области в соответствии с замещаемыми ими должностями государственной гражданской службы Саратовской области и месячных окладов государственных гражданских служащих Саратовской области в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной службы Саратовской области».

Эта абракадабра расшифровывается на человеческий язык так: всем чиновникам правительства, областным депутатам на постоянной основе и огромному штату всяких-разных консультантов в правительственных и думских структурах повысят с декабря зарплату на 21 процент. В нынешнем году у некоторых из чинов это будет уже третье повышение. Два раза жалованье поднималось на 9 процентов. Итого к концу 2008 года по сравнению с годом 2007 жалованье поднимется на 38 процентов.

Когда заработок поднимали два раза по 9 процентов, обосновывалось это тем, что нужно компенсировать инфляцию. Теперь главным обоснованием служит то, что зарплата у областных чиновников маленькая. Здесь же, на комитете, обнародовали, что у консультантов, ради которых и затевалось вроде повышение, заработок составляет всего 12–13 тысяч рублей. На руки. Такая же зарплата, между прочим, как у строителей, как у журналистов, как у врачей, как у учителей. Средняя по области.

Заместитель начальника управления кадровой политики Альберт Пролеткин, объясняя необходимость принятия законопроекта, вносимого в думу губернатором, заявил, что в Саратовской области самая низкая оплата труда чиновников в Приволжском федеральном округе и почти самая низкая во всей стране. И эта низкая оплата труда делает гражданскую службу непривлекательной. И наблюдается отток кадров. А новые претенденты и вовсе не приходят. Эмоции, по просьбе депутатов, были подкреплены фактами. На 1 января 2008 года управлением были зафиксированы 100 вакансий. А на сегодня их уже 140.

Винить депутатов Саратовской областной думы в том, что они гребут против мировых трендов, бессмысленно. Всё это происходит от того, что у нас в стране пока кризиса нет. А значит, и опыта по его преодолению взять неоткуда. Не будут же телеканалы пичкать нас поучительной информацией о том, как несколько десятилетий назад поставленный руководить американским автогигантом «Крайслер» Ли Яккока положил себе зарплату в символический один доллар. Вплоть до вывода предприятия из кризиса. И тогда в менеджерском языке появился термин «политика равных жертв».

Бюджетные разметки

Кризиса в России нет не только потому, что о нём не говорят с экранов телевизоров. Беспечно игнорируют его и составители бюджетов разных уровней на 2009 год. Вот депутаты Госдумы работают над главным документом страны, не меняя в нём прогноза в 95 долларов за баррель нефти. А реальная нефть в октябре 2008 года уже опустилась ниже 70 долларов за баррель. В нашей нефтезависимой стране такое, уж слишком не учитывающее реальность, планирование наталкивает на самые разные подозрения.

Депутат областной думы господин Чукалин тут на днях озаботился реальностью областного бюджета. Его смутили бодрые цифры налога на прибыль. И он спросил на заседании бюджетного комитета у нашего министра финансов господина Ларионова, учитывались ли при вёрстке бюджета изменившиеся сценарные условия. Слово «кризис» произнесено не было. Но саратовский министр шифровку понял. И сказал, что «тема есть». Возможно, придётся и переписать бюджет. Но сначала надо подождать месяц. А потом принять коллегиальное решение. «Нас столько ругали за пессимистические бюджеты, что мы решили наконец-то выйти к думе с оптимистическим прогнозом», – как бы оправдываясь, а может, слегка лукавя, сказал министр.

Кризисные метки

Совсем другие настроения будоражили днём позже зал в кинотеатре «Иллюминатор». Туда Тройка Диалог пригласила своих потенциальных клиентов и просто интересующихся причинами и тенденциями финансового кризиса для общения со своими аналитиками. Потенциальные клиенты хотели услышать: «Ну сколько? Ну сколько ещё экономику будет трясти?» Аналитики отвечали, что ещё несколько недель будет мало что ясно. И за это время нужно отслеживать некоторые признаки ухудшения или улучшения ситуации.

По мнению аналитика Тройки по стратегии Андрея Кузнецова,

на улучшение ситуации в российской экономике укажут:

Стабилизация на западных рынках;

решение проблемы ликвидности для всей российской банковской системы, а не для избранных банков;

рефинансирование российским правительством долгов российских компаний и прямые покупки государством акций компаний;

стабилизация цен на нефть хотя бы на уровне 70 долларов за баррель;

на ухудшение ситуации в российской экономике укажут:

продолжение кризиса на глобальном рынке;

резкое замедление экономического роста в мире и падение цены на сырьё;

макроэкономический кризис, захвативший страны восточной Европы (особенно важно для России, как себя чувствуют страны Прибалтики, Венгрия, Румыния, Украина и Казахстан);

банкротство ряда российских компаний;

вынужденные продажи компаний со стороны российских олигархов.

И напоследок несколько образных цифр от аналитиков, прозвучавших в зале саратовского кинотеатра. Всю российскую нефтяную отрасль сейчас можно купить по докризисной цене бразильской нефтяной компании Petrobras, Вымпелком и МТС стоят как сингапурский Telecom, торгуемые на рынке российские банки сопоставимы по стоимости с банковским сектором Польши. Стыдно? Да полноте. Чтобы двигаться дальше, нужно знать, где находишься.