Щепки летят

Оценить
Без символики никуда: 1 июня, в День защиты детей, вступил в действие (пока частично) закон против курения.

Без символики никуда: 1 июня, в День защиты детей, вступил в действие (пока частично) закон против курения. Тут надо сделать небольшое отступление: накануне российский Интернет пребывал в страшенной тревоге – мол, придет суббота, и всем курящим наступит самый страшный кирдык. Тревожные настроения, как это часто бывает, были порождены незнанием самого закона. Понятно, настоящий блогер редко станет читать документ, который разносит в пух и прах. Тем более если этот документ вышел из «взбесившегося принтера». На самом деле «антитабачный» закон являет собой совершенный образчик нынешнего законотворчества. Для начала в нем запрещено то, чего и раньше не было. Вроде курения «в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных услуг, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения».

Да, пострадали жители крупных городов, ибо защите от табачного дыма остановок метро уделено огромное внимание, а про курение на автобусных и остановках прочего транспорта не сказано ничего. Не случайно закон вышиб слезу из такого железного человека, как главный санитар страны Геннадий Онищенко. Он так и сказал о законе: «Вы не дождетесь слезы умиления, которая катится по моим впалым щекам, потому что сделано меньше, чем могли бы сделать». Странно, когда этот же человек запрещал по политическим мотивам полезный для организма «Боржоми», никаких слез на его впалых щеках замечено не было.

А дальше Онищенко (по простоте душевной?) сказал главное: «Хочешь курить – иди на солнце, на дождь, на мороз». Иди и сдохни там со своей сигаретой. Ибо надо признать, что закон, принятый ГД, направлен не против курения, а против курильщиков. Таких же, между прочим, граждан России, как тот же Онищенко и даже депутаты Государственной думы. Они, конечно, так не думают и даже говорили неоднократно о своей особости, но это прискорбный для всех факт: мы и они – граждане одной страны.

Принимая эти законы, депутаты руководствуются двумя простыми максимами. Первая: мы никогда не окажемся на месте тех людей, на которых распространяются принятые нами законы. Проще говоря, мы, депутаты, не будем стоять на остановках метро или возле них, не будем трястись семь суток в поезде Москва – Тайшет и так далее. Посему можно им – депутатам – и перегнуть палку. Их-то не заденет.

Вторая простая максима получена в наследство от незабвенного и близкого многим избранникам по духу великого Сталина. Она такова: «Лес рубят – щепки летят». Ну умер в Нижегородской области мальчик, которому отказано в усыновлении, – лес рубят. А мальчик – щепка. Или вот мой сосед по лестничной клетке. Ему уже немало за семьдесят, ходит плохо – с костылями. В квартире ему курить не дозволяют, потому дымит он на лестничной площадке. Прогнать его «на мороз», как учит тов. Онищенко, сдать полиции? Чего церемониться-то? Щепка – она щепка и есть. А вокруг рубят лес, пилят – не брёвна, понятно, бюджет. Кому есть дело до этого старика?

«Мы идем вслед за Европой», – любят говорить нам неизвестно кем выбранные депутаты. Например, Баталина. Отвечу грубо: «Будет врать-то!» Например, в наших аэропортах больше не будет курилок. Типа так и в Европе. Вранье. Курительные комнаты есть в Лиссабоне, во Франкфурте, Париже, в Вене, в Праге в аэропорту курят в кафе, в итальянском Римини – целый балкон. У нас же во Внуково уже в пятницу закрыли комнату для курения, украсив его цитатой из закона. В итоге люди курят в туалете. Кому стало хуже? Человек, курящий в практически герметизированной комнате для курения, наносит вред своему здоровью и здоровью таких же, как он, искателей легочных заболеваний. Причем – отметим это – добровольно выбравших этот путь.

Ну хорошо, мы все прекрасно понимаем, что суровость российских законов уравновешивается их практически полным игнорированием. Помните, сколько шумели о запрете распивать пиво на улицах? И что? Да, на первых порах полиция встрепенулась. Наши карательные (называть их правоохранительными затруднительно) органы готовы исполнить любой приказ. Об этом в конце недели замечательно говорил начальник отдела исполнения административного законодательства областного ГУ МВД Степан Никитин. В Административном кодексе никаких запретов и санкций не предусмотрено. Но можно «…людей предупреждать, что они нарушают федеральный закон. В случае если человек не принимает никаких мер, будем привлекать по статье 19.3 «неповиновение законным требованиям сотрудника полиции». Там предусмотрена ответственность вплоть до ареста до 15 суток». Всё правильно – тащить и не пущать, всех повязать. Кстати, это стремление у Никитина было замечено еще во время суда над Михаилом Шаповаловым.

Напоследок два замечания. Скрывать не буду: я – курильщик с многолетним стажем. Я сделал свой выбор, и в нем ничего противозаконного. Я знаю и даже ощущаю, что это вредная привычка. Но нигде, ни в каком документе не сказано, что я должен быть так резко ограничен в своих правах, даже тогда, когда я не приношу вреда окружающим.

Второе: я абсолютно убежден, что наша дума не приспособлена к мыслительному процессу. При ее конструировании за образец взят органчик из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Вместо того чтобы разработать пакет действенных профилактических мер, дума принимает очередной набор запретов. Совершенно не понимая, что запреты вызовут еще большую тягу к табаку. Запретный плод ведь сладок, не так ли?