Чтобы людям захотелось приехать
Пока микроавтобус везет журналистов на мероприятие с малоинтересным названием «Как повысить имидж территориального образования через продвижение бренда в СМИ», на языке вертится скороговорка: «В недрах тундры выдры в гетрах носят в ведрах ядра кедров, в недрах…» Потому что, как оказалось, кедр вполне успешно растет и в окрестностях села Вязовка Татищевского района.
Вязовка – типичное село из саратовской глубинки. Оно тонет в зарослях садов, временами показывая покосившиеся деревянные домики с аккуратными огородами за прозрачными заборами. Поворот – и мы у въезда в дендрарий, где нас встречают главный специалист лаборатории учебного центра СГАУ Татьяна Антончева и ученый-лесовод Иван Старостин, который тридцать шесть лет назад высадил здесь кедр.
Открывает круглый стол председатель регионального отделения Союза журналистов России Лидия Златогорская. Она желает, чтобы в Саратовской области были такие же яркие туристические бренды, подобные тем, что есть в маленьком городе Мышкине, где она недавно побывала. Этот символ – мышка – присутствует на всевозможной сувенирной продукции.
Александр Горелкин, главный редактор газеты «Родная земля» Балтайского района, гордится своей родиной – местной «Швейцарией», где богаты рыбой пруды, проходят медовые праздники, и даже есть собственные «бурановские бабушки». Над коллегой из лысогорской газеты «Призыв» иронизирует: «Да что у вас там, даже горы – и те лысые!» И вовсе не лысые, парирует ему Надежда Емелина, главный редактор «Призыва». Зато у них есть народный ансамбль «Веснянка», который съездил в Париж на престижный музыкальный конкурс. Но о таких событиях мало знают за пределами района. Главный редактор газеты «Резонанс» и интернет-газеты «Четвертая власть» Вадим Рогожин заключил, что областные СМИ предпочитают писать негативные новости о криминале и неугодных властях. Он предложил коллегам из районов присылать в его СМИ сообщения об уникальных местных мероприятиях.
На журналистах лежит большая ответственность сделать так, «чтобы людям захотелось к нам приехать, – подчеркнул главный редактор газеты «Деловой Маркс» Владимир Гуреев. – Чтобы население гордилось своим брендом и чтобы успешно развивалась экономика».
Но участники снова и снова подходили к мысли, что для начала потенциальный бренд нужно привести в должный вид. Настоящей экологической проблемой, которая подробно описана в газете «Петровские вести», стало загрязнение реки Медведицы. Редактор новоузенской газеты «Новая степь» Ирина Харламова рассказала, что борется за чистоту сельских приусадебных участков от свалок: «Это при наших бабушках мусор был экологически чистый, в наши же дни его нужно вывозить и утилизировать». Владимир Гуреев с помощью своей газеты организует ежегодную акцию по очистке марсковского пляжа от битого стекла. Правда, следующей весной убирать стекло приходится снова.
Журналисты рассказали, как продвигают бренды своих территорий. Опыт Андрея Башкайкина, директора по информационной политике информационного агентства «СаратовБизнесКонсалтинг», оказался печальным: его проект по размещению подробной информации о каждом районе Саратовской области и его природных и культурных особенностях не получил поддержки у властей и потому закрылся. А вот Андрей Рагуля успешно выпускает журнал «Бренды Саратовской области» – о достижениях в экономике, культуре, науке и туризме. Он участвует и в организации событий, привлекающих внимание к достопримечательностям региона: экологическая акция «Чистая нота» на Андреевских прудах, фестиваль семейного отдыха «Хвалынская волна». Первый этап фестиваля называется «Волга – Кавказ: дружба народов», который пройдет с 20-го по 24 июня в Ингушетии. А в августе ингушские друзья приедут в Хвалынск.
Вторым пунктом нашей программы стала экскурсия в кедровник, расположенный в глубине дендрария. Он был основан ещё в 1963 году, а ныне здесь произрастает более 170 видов растений хвойных и лиственных пород, среди которых особенно редким признан сибирский кедр. Кстати, правильное название вовсе не «кедр», а «сосна сибирская».
Иван Павлович Старостин рассказывает, что тридцать шесть лет назад привез из командировки стакан кедровых орешков. Высадил их сначала в парнике, а через три года – в открытый грунт. Из 450 экземпляров на сегодня осталось только 112.
Кедр живет до 500 лет. Но это очень медленно растущая порода. В местном климате 36-летний кедр достиг роста в 11 метров, хотя должен бы только к 40 годам вырасти до 10 метров. Это говорит о том, что в вязовском дендрарии обеспечены ему идеальные условия – плодородная почва, проточная вода. «Я с гордостью заметил, что у нас он растет даже лучше, чем в Сибири», – радуется Иван Павлович.
Для Старостина эти кедры – будто родные дети, они нуждаются в заботе и защите. Например, в новогодние праздники приходится организовывать круглосуточную охрану: нашлись люди, которые пытались проникнуть на территорию дендрария и срубить кедры.
Иван Старостин рассказывает, что кедровые орешки богаты витаминами, потому в Сибири его называют «деревом жизни». Масло кедрового ореха в фармакологии способствует уменьшению избыточной массы тела. А древесина обладает бактерицидными свойствами: в мебели из кедровых материалов не поселяется даже моль. Воздух в кедровой чаще обладает антибактериальным эффектом и полезен для здоровья. «Вот в чем секрет! Вот почему вы всё молодеете и молодеете», – восклицает Лидия Златогорская.
Надышавшись в кедровом бору живительного воздуха, мы возвращаемся назад, в пыльный Саратов. Но при выезде из Вязовки новый попутчик Андрей Рагуля проводит экскурсию по родному селу: здесь – сад, там находился его дом, а тут, где неуклюже приделан купол церкви, в советские времена стоял сельский клуб. Андрей покинул эти места в детстве и переехал с родителями в Сочи. С тех пор разрывается между Саратовом, Сочи и Москвой – даже в визитках у него указано по два номера для каждого города. Но, говорит, хоть обошел на Черноморском побережье много красивых мест, решил, что и в Саратовской области можно найти ничуть не хуже. Найти и, будучи журналистом, рассказать о них.