Без прав на следствие
Прокуроры наши как будто бы живут на другой планете. Или в какой-то виртуальной реальности. Вышли на пресс-конференцию в минувшую пятницу и продемонстрировали журналистам, а через них жителям области, что у них свои правила в этой жизни. Называются они «полномочия».
С одной стороны, прокуроры сами сетуют, что эти полномочия связали их по рукам и ногам. Но с другой – именно полномочия позволяют им закрыть глаза на миллионы нестыковок в нашей жизни и триллионы проблем, которые из этих нестыковок выползают. Нет полномочий – нет проблемы. Вот так, похоже, рассуждают прокурор Саратовской области Владимир Степанов и его заместители. Меньше всего прокуроры хотят брать в голову дела бюджетные.
Прокуроры отчитывались за свою работу в 2012 году. В основном цифрами. Немножко выросло общее число преступлений, но тяжких стало меньше, и повысилась раскрываемость. На два процента, но всё равно приятно. Например, раскрыли два канала сбыта наркотиков – из Волгоградской области и с московского направления. Уничтожили в общей сложности 31 кг героина. Но нашли ли наркобарона в начале цепочки и отбили ли его преступные руки, прокуроры не сообщили. Зато честно сказали, что у нас растет число малолетних наркоманов и токсикоманов – и ни одного уголовного дела нет.
Малолетние при этом показывают плохую тенденцию. По преступлениям несовершеннолетних регистрируется плюс 20 процентов. И это, вполне возможно, еще далекая от правды цифра. Потому как правоохранительные органы, особенно в городе Саратове, грешат отказами в возбуждении уголовных дел. Если судить по жалобам граждан, то таких отказов в 2012 году было 997, но ведь не все отправленные из полиции без помощи люди пошли жаловаться. Хотя это уж дело каждого человека – добиваться правды или отступить. Прокурора Степанова гораздо больше волнует, что не принято у нас сообщать в правоохранительные органы о жестоком обращении родителей с детьми. За год по этим преступлениям только 42 уголовных дела. Много, но могло быть и больше.
Детской теме прокуроры вообще уделяют огромное внимание. Как будто где-то в полномочиях у них записано, что они в первую очередь защитники детей. Владимир Степанов рассказал, что благодаря усилиям прокуратуры муниципалитеты начали оформлять на баланс детские игровые площадки. И нести дальнейшую ответственность за то, что с детьми на этих площадках происходит. Только с подачи прокуратуры установлен у нас наконец срок обеспечения бесплатной землей многодетных семей – максимум год после подачи заявления. Опять же прокуроры радеют за детей-сирот и заставляют власть обеспечивать их жильем.
Меньше всего прокуроры хотели бы брать в голову дела бюджетные. Потому что в голове у них четко разложено по полкам, что деньги в бюджетах есть, но некоторые муниципальные власти их используют не на те направления. Владимир Степанов рассказал, например, журналистам, что он недавно проводил личный прием в Балашове, и из семи жалоб две были на плохие дороги. А плохие дороги являются зачастую причиной аварий. Так что прокурор Степанов решил теперь посмотреть, какие деньги выделяются на ремонт и содержание дорог и, самое главное, насколько эффективно они используются.
Все люди в области знают, что денег на дороги выделяется мало, потому как в приоритет правительства это направление финансирования выходит только накануне выборов. Но могу поспорить, что прокуроры сделают вид, что денег достаточно. Потому что именно так они реагируют на проблемы переселения людей из ветхого и аварийного жилья в Саратове. Нужно всех переселить по закону, подписанному президентом, и точка.
– Вы понимаете, что обрушите бюджет Саратова, если будете настаивать на том, чтобы город исполнил все ваши предписания? – спрашивали журналисты. Прокурор области улыбался (он вообще всю пресс-конференцию улыбался), а его заместитель Тимур Маслов пояснил, что нет, конечно, никогда ни один бюджет они не обрушат, но хотели бы, чтобы муниципалитеты правильно реагировали на их прокурорские замечания и хоть немножко, хоть чуть-чуть сдвигали дело с мертвой точки. «Никто никому руки не выкручивает, – сказал Степанов. – Мы побуждаем: займитесь этой проблемой». И это был такой толстый прокурорский намек, в частности, властям города Саратова, что за игнорирование замечаний и отсутствие желания склонить почтительно голову перед представителями закона голову эту непокорную нагнут принудительно. А может быть, даже и снесут. Потому что прокурор Степанов неоднократно подчеркнул, что вот в «действиях главы города Прокопенко по распределению квартир усматривается состав преступления».
Ваш корреспондент спросил у прокурора: почему в своем прекрасном выступлении он ничего не сказал о коррупционных делах? Эта тема сошла на нет? Владимир Степанов ответил, что тема есть, продолжается и будет продолжаться. Но долю экономических преступлений в общем объеме назвать не смог. Свое личное отношение к возникшему в очередной раз вопросу об амнистии для осужденных за экономические преступления высказал коротко. Сказал, что «человек осужденный должен отбыть тот срок, который определен ему судом, до конца». Ответ начальника попытался немного расширить его заместитель по работе с правоохранительными органами Вячеслав Симшин. «Борьба с коррупцией – это задача, которая поставлена президентом, и мы среди субъектов в Приволжском федеральном округе не последнее место занимаем на этом направлении», – сказал он. Напомнил про дело Лысенко. Намекнул, что в разработке у правоохранительных органов есть новые дела, но, естественно, он не может говорить о них. Рассказал о том, что всё чаще попадаются на взятках руководители мелких поселковых администраций. Буквально на днях была задержана одна такая в Энгельсском районе за взятку в пять тысяч рублей – человеку надо было всего лишь справку получить.