Анастасия Сенотова: Семь маленьких кошечек и конец света

Оценить
В последнее время большую популярность в нашей стране приобрели так называемые антикафе.

В последнее время большую популярность в нашей стране приобрели так называемые антикафе. Принципиальное отличие от стандартных кафе заключается в том, что посетитель платит не за еду и напитки, а за само время пребывания, а также в том, что там нельзя употреблять алкоголь и курить. Кроме того, в любом антикафе постоянно проходят различные культурные мероприятия. Каждое антикафе может кардинальным образом отличаться от всех остальных. Например, недавно открывшийся «Мурр-градъ» определяет себя на странице соцсети «ВКонтакте» как «котокафе». Впрочем, пусть лучше об этом расскажет директор этого заведения – Анастасия Сенотова.

– «Мурр-градъ» – это, скорее, фелинологическая арт-студия (от латинского felis – «кошки»), в которой находятся кошки и с которыми можно пообщаться. Но принцип работы – как у антикафе, то есть оплата почасовая. Деньги платят за чай, печенье, рисование, настольные игры, телевизор и, разумеется, общение с кошками. Кроме того, у нас проходят творческие мастер-классы и вечера, бардовские посиделки и чайные церемонии – короче, всё, что идеально подходит для отдыха и свободного времяпрепровождения. Вот и сегодня (мы беседовали в воскресенье. – Прим. авт.), если не пойдет дождь, мы с детьми будем рисовать мелками на асфальте кошек, сделаем наш двор более красивым.

– То есть «Мурр-градъ» – это все-таки антикафе?

– В принципе да. Но уклон делается на возможность получить психологическое расслабление через общение с домашними животными, кошками и собаками, то есть на фелинотерапию и канистерапию. Другое дело, что не стоит воспринимать нашу работу как лечебное направление: мы все-таки не медицинский и не психологический центр, а заведение свободного доступа для детей, молодежи и взрослых, бабушки тоже приходят.

– Как родилась идея проекта?

– Она появилась около полугода назад. Один из нынешних жителей кафе – кот Макс – лежал рядом со мной и лапой стукнул по клавиатуре. По забавной случайности всплыла ссылка на арт-кафе «Республика кошек». Я посмотрела, подумала – оригинальная задумка, начала интересоваться этой темой. Оказалось, что в Японии такие заведения очень популярны. В одном только Токио есть порядка сорока котокафе. При этом туда записываются в очереди. В Стране восходящего солнца нужно платить налог за содержание домашних кошек и потому многие предпочитают ходить специально для общения с ними в кафе. Там ведь и проблема с бродячими животными так остро не стоит, как у нас: отлов ведется постоянно. Кстати, там подобные заведения приближены, скорее, к формату обычных кафе. Во многом из-за того, что у них нет особых проблем с сан­эпидемстанциями.

В России эту идею адаптировали сначала в Санкт-Петербурге в «Республике кошек», мы же решили добавить сюда что-то свое. Нам не было интересно основать обычное кафе, в которое ты приходишь, ешь и пьешь. Мы не общепит. К слову о еде: те же шоколадки и печеньки идут в индивидуальной упаковке по требованию санэпидемстанции. К тому же зона еды и непосредственного общения с домашними животными разделена на два этажа. У нас есть требования к посетителям: в своей обуви заходить нельзя, надо надевать тапочки, руки обрабатываем антисептиком. Помещение моется утром и вечером.

– Насколько сложно создать такое кафе? Одна проблема уже была названа – пристальное внимание санэпидемстанции.

– Да, сложностей хватало и помимо этого. Скажем, по части подбора четвероного-усато-полосатого персонала. У каждого свой характер, и нужно внимательно подбирать кошек, чтобы они смогли общаться друг с другом и с людьми. Ничего хорошего не будет, если вы придете, а кошки будут от вас прятаться, не так ли? Поэтому мы решили подбирать котят в возрасте от четырех-пяти месяцев, которых легко приучить к людям. Другая проблема, с которой пришлось столкнуться, – это необходимость соблюдать определенный период после обработки кошки и прививки. Поэтому «стадо» сначала жило у меня в квартире и только потом перекочевало сюда.

– Кошек вы на улицы не выпускаете, разумеется?

– Разумеется. А кроме того, все они стерилизованы или кастрированы. Все живут вместе, и мы всеми силами хотим избежать эксцессов – тут же дети ходят.

– Вы не забираете своих питомцев домой, опасаясь, что они могут сделать с «Мурр-градом» без вас?

– Нет, я иногда домой забираю только Макса, который изначально был моим домашним котом. А утром я прихожу и исправляю то, что они наделали, чищу и убираю. Я вам гарантирую, что семь маленьких кошечек могут устроить конец света. Однажды они умудрились сломать свой деревянный домик. Кроме того, в какой-то момент научились открывать дверь на втором этаже, и, придя утром на работу, я обнаружила, что компьютер залит водой, туалетная бумага раздербанена по всему помещению, сувениры валяются где только можно. Поэтому теперь дверь закрывается на щеколду. Мы исключили возможность капитального погрома, поэтому все предметы лежат высоко на полках, а на полу только ковер, миски и туалет.

– Тяжело справляться с работой? Ведь нужно и клиентам, и кошкам уделить внимание, да еще и уборка...

– Лукавить не буду, тяжело. Но мне приходят на помощь мой брат Алексей, сестры Вероника и Мария, подруга Анна. Кроме того, мы сотрудничаем с психологом – Софья помогает проводить творческие вечера по направлению сказкотерапии.

– К вам можно прийти со своим питомцем?

– Да. Можно даже день рождения кошки или собаки устроить. Единственное требование: животное должно быть обработано и с прививками. Надо приходить с ветеринарным паспортом. И, конечно же, важную роль играет характер питомца. Разумеется, мы не пускаем сюда стаффордширов или кавказских овчарок. Другое дело – наша обученная собака Нордэнленд Амрита, золотистый ретривер, которая нормально реагирует и на других животных, и на детей. У нас два месяца назад была акция – приводили детей-аутистов. Амрите было тяжело понять их реакции и поведение, но она сумела найти к ним подход, она молодец.

– Как возник этот вариант?

– Центр социальной поддержки семье и детям «Океан» сам на нас вышел, и мы договорились, что 2 апреля, на Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, проведем акцию. Получилось очень интересное сотрудничество, в том числе и в плане личностного развития. Было трое детей – два гиперактивных мальчика и одна девочка, напротив, очень закрытая. Ее приходилось постепенно подводить, потому что она очень боялась и кошек, и собак, и даже новых красок для рисования.

– В пяти минутах ходьбы от вас находится кафе «Cats». Они ваши конкуренты или все-таки нет?

– Нет, у нас совершенно разные концепции. Они – кафе, а мы – антикафе, студия. Кстати, сразу спешу заявить: некоторые люди говорили, что мы у них украли идею. На самом деле это не так. Более того, о «Cats» я узнала уже после того, как мне пришла идея сделать «Мурр-градъ». То, что мы находимся рядом, – это чистое совпадение. Для нас было важно находиться в центре: люди идут с проспекта на набережную, здесь пролегают туристические пути.

– Вы находитесь на улице Некрасова между Волжской и проездом Котовского. Насчет Котовского…

– Это тоже чистое совпадение. Абсолютно. Но стоит взять на заметку! На самом деле я это здание знаю давно. Как-то так вышло: однажды проезжала мимо этого места и увидела, что дом сдается в аренду. К тому же есть свой дворик. Поскольку живу отсюда недалеко, то сомнений не оставалось.

– Еще одна тонкость вашего месторасположения заключается в том, что вход в «Мурр-градъ» со двора. Это же влияет на количество посетителей?

– Влияет. Конечно, мы еще будем делать вывески снаружи, чтобы привлекать клиентов. С другой стороны, такое местоположение удобно, потому что есть свой двор, где можно порисовать, и дети не выбегают сразу на улицу. Кстати, 9 июня будем проводить во дворе гаражную распродажу, выручка с которой пойдет в фонд защиты животных «ЗооСпас-Саратов».

– Поговорим о самом феномене антикафе. С чего вдруг пошла такая мода на них?

– Что касается нас, сначала это слово даже не упоминалось. Я думала о том, как обозначить «Мурр-градъ», и звучал вариант арт-кафе. А на самом деле позиционируй себя как угодно, лишь бы люди приходили. Уже потом, когда начала появляться молодежь, мы подумали: «Как объяснять, что такое фелинологическая студия?» – и решили говорить, что работаем по принципу антикафе.

Да, это мода. Иногда приходится объяснять старшему поколению, что такое антикафе, и я тогда провожу аналогии с клубами, в которых можно было потанцевать, поиграть, пообщаться. Сегодня понятие «клуб» сузилось: бильярдный клуб, боулинг-клуб, ночной клуб. Антикафе – это своего рода возвращение к клубам по интересам, ностальгия по ним. В обычное кафе вас не пустят со своей идеей. Там больше официоза. А в антикафе, скорее, домашняя, теплая атмосфера.

– Отличительная черта антикафе – проведение различных тематических мероприятий. Это и визитная карточка, и забота о привлечении клиентов. Антикафе может выжить без такого напоминания о себе?

– Думаю, что нет. Безусловно, изначально это визитная карточка. В любом клубе должна быть программа. Привлечение клиентов необходимо для бизнеса. А для клиентов антикафе – то место, где они хотят провести время. Это к вопросу о проблеме жизни в большом городе: много людей, но не с кем общаться. И вот для этого они идут сюда.

– «Мурр-градъ», как и другие антикафе, находится в центре Саратова. Это обязательное условие для нормальной работы?

– Основной контингент антикафе – это молодежь. Соответственно, больше шансов выжить у тех, кто находится рядом с университетами, общежитиями и, возможно, школами.

– Существует точка зрения, что антикафе популярны за счет хипстеров (молодежная субкультура. – Прим. ред.). Кто ваша целевая аудитория?

– Сейчас – дети и подростки примерно 6–7-х классов. Первоначально, когда мы только открывались, примерный возрастной диапазон представлялся таким: от трёх до 30 лет. Но к нам приходят и с более маленькими детьми. Бывали и необычные посетители. Так, на наше открытие 9 марта пришли четыре пары: молодые люди решили устроить сюрприз своим половинкам и привели – с завязанными глазами – своих девушек – любительниц кошек. Это было очень трогательно. Может, когда-нибудь здесь сделают предложение руки и сердца.

– К слову, в Интернете сейчас какое-то помешательство на кошках…

– Я не знаю, с чем это связано. Мы не шли на поводу у моды. Просто хотелось создать что-то творческое. У этого заведения есть свои задачи. Во-первых, это культурное направление (мастер-классы и тому подобное) – на расширение кругозора: чем раньше ребенка начнут воспитывать творчески, тем он будет больше открыт общению и развитию. Во-вторых, это культурное обращение с домашними животными. Когда человек говорит, что его покусала собака, для меня очевидно, что виноваты оба, не только кусака. Очень многие заводят бойцовые породы, не имея представления, как с ними обращаться. Многие не знают, как вообще себя вести с любой собакой. Но, как вы относитесь к ближнему, так и он относится к вам. Животное никогда не нападет просто так. Мы не говорим сейчас о дворовых собаках, разумеется.

– Многие утверждают, что скоро интерес к антикафе сойдет, и они будут вынуждены закрыться. Вы не опасаетесь этого?

– Нет. Я наблюдаю за тем, кто хочет с нами сотрудничать, и у меня уже появилась идея дальнейшего развития. Рассказывать не буду, но могу сказать, что пока этого нет ни в Саратове, ни в области, ни даже в Поволжье. Однако хочу подчеркнуть, что мы не являемся в чистом виде ни кафе, ни антикафе.

С одной стороны, если смотреть на сегодняшнюю ситуацию с антикафе в целом, то очевидно, что это малоприбыльный бизнес: большинство людей предпочтет сходить в кафе, покурить кальян, выпить пива. Однако есть люди, ведущие здоровый образ жизни, и те, кто стремится к этому. Многие психологи говорят, что сейчас начнут набирать популярность заведения, которые пропагандируют ЗОЖ. Это не обязательно антикафе. Вот и посмотрим, кто окажется прав – бизнесмены или психологи.

– Ваши цены выше, чем в других антикафе. Не опасаетесь, что скажется на интересе к заведению?

– Опять-таки у нас разные концепции, к тому же скидки для студентов, и с этими скидками разница будет не столь заметна. Для детей до трех лет – бесплатно. Не стоит забывать, что нам надо еще кормить всю нашу «полосатую» братию. И они хотят кушать минимум два раза в день. А мы не можем позволить себе дешевый корм.

– 9 июня «Мурр-граду» исполнится три месяца. Чем вы гордитесь?

– Тем, что у людей появился интерес к этому направлению, тем, что у нас были даже иностранцы. Оказалось, что узнали о нас по Интернету. Бывает, что приходят люди, и выясняется, что им о нас рассказали друзья из Москвы. Конечно, хочется побольше клиентов, но горячку мы не порем: любой бизнес становится на ноги в период от полугода до трех лет.