Валерий и его некоманда
На самом деле ни того, ни другого. Правительство замерло, как на стоп-кадре. Нет, все чиновники дружно ходят на работу. Случается, задерживаются там допоздна. Бывает, приходят раньше времени. Но КПД работы нашей исполнительной власти до смешного низок. Это раз. Два: единой команды так и не получилось.
Капитан
Как это ни странно и ни удивительно, больше всего – и не в худшую сторону – изменился сам губернатор. И не надо смеяться. Положа руку на сердце, отрицать некие, пусть не очень заметные сдвиги в лучшую сторону нельзя.
Во-первых, Валерий Васильевич перестал говорить с умным видом очевидную ерунду типа прожектов строительства бизнес-центра на волжских островах и прочие утопические глупости, чем он отличился на первой своей пресс-конференции. Во-вторых, он начал понимать, что руководить регионом куда как сложнее, чем критиковать прежнего руководителя. В-третьих, он не чурается встреч с народом. Собственно, это пока получается у Радаева лучше всего. Потому что, как многим понятно, публику на встречи с губернатором пускают подготовленную и его, губернатора, почитающую.
Нельзя отрицать очевидного: Радаев работает много и упорно. И даже недоброжелатели Валерия Васильевича смирились с тем, что делает он это без личной выгоды. Да, губернатор пытается разобраться во многих проблемах, но пока более или менее свободно он ориентируется в вопросах сельского хозяйства. Хотя это вовсе не значит, что тут всё идеально.
Да, Валерий Васильевич старается. Но хотеть и мочь – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поскольку для того, чтобы достойно руководить регионом, помимо желания нужны и знания. В области экономики и менеджмента. А вот с этим у Радаева напряг. Несмотря на квалификацию инженера-механика и ученую степень кандидата социологических наук. Про диссертацию и степень мы не будем даже заикаться, а диплом о высшем образовании Валерий Васильевич получил в 1994 году – есть подозрение, что пройдя заочный курс обучения. Но, собственно, не в дипломе дело. А в багаже знаний. Который, увы, у нашего губернатора, весьма скромен и которого ему катастрофически не хватает. Но в силу менталитета (он самый умный потому как самый большой начальник) учиться в открытую Радаев стесняется. Нет, он пытается напитаться знаниями, старается скрупулезно вникать в каждую проблему. Но очень боится показаться незнайкой и неумейкой, поэтому вопросы, свидетельствующие о его некомпетентности в той или иной проблеме, задавать стесняется. А зря. Никто, даже самый умный человек не может разбираться во всех проблемах одинаково хорошо. Делать вид, что разбирается, может, а разбираться – никак.
У Радаева до сих пор нет советников. Ни по экономике, ни по пиару. Нет, есть зампреды и даже целое подразделение, ведающее внутренней политикой в регионе. Но это исполнители, подчиненные. А не советники и тем паче не учителя.
Но самая большая проблема Валерия Радаева – это его команда. Точнее, ее отсутствие.
Команда. Идеология
На самом деле правительство области – это в первую очередь персоналии, а во-вторую структура. Или наоборот. Потому как непонятно, что в этом деле важнее – грамотно организовать работу или правильно подобрать кадры. На мой взгляд, вопросы равнозначные. И рассматривать их по отдельности невозможно.
Итак, вице-губернатор Денис Владиславович Фадеев. Он же одновременно руководитель аппарата губернатора. То есть по логике осуществляет доступ к первому лицу региона – как руководитель аппарата – и как вице-губернатор занимается идеологией и прочими политическими проблемами. Помимо этих двух очень важных функций за вице-губернатором традиционно закреплены всякие технические моменты. При этом требующие массу времени и энергии: обеспечение жизнедеятельности судей, ЗАГСы, противодействие коррупции и еще какие-то специальные программы правительства.
Как он справляется с этими задачами – не секрет. Один из очень серьезных блоков – работа с территориальными образованиями – провален напрочь. То у нас Петровск собирается присоединиться к Пензе, то Балашов просится в Воронеж. Проблемы в Балакове, Саратовском районе. Есть подозрение, что беспроблемных муниципалитетов нет вообще. И тут встает вопрос о профпригодности. Нет, даже не вице-губернатора, а отвечающего за территории министра. Правда, говорят, что его вскоре отправят на менее ответственную работу в областную думу, но, надеюсь, Валерий Радаев сделал вывод о том, что принимать людей на министерские должности надо не по принципу личной симпатии или даже родственных связей, а исключительно по профессиональной принадлежности.
Министерство информации тоже никакими особо креативными проектами не отличается. Нет, оно работает на потоке, регулярно поставляя в региональные СМИ отчеты о хорошей работе исполнительной власти. Но этого не достаточно. Нужны фишки, придумки, идеи.
Пожалуй, именно так, креативненько, работает министерство по делам общественных связей. Но несмотря на это с национальными отношениями в регионе не очень. Понятно, что официальные руководители диаспор власть любят взахлеб. Но с незавидной регулярностью случаются всякие мелкие разборки с национальным подтекстом. Впрочем, это общероссийская проблема.
То есть получается, что Денис Владиславович свою ношу тянет не очень.
Команда. Социалка
Новый заместитель председателя правительства по социальной политике Михаил Горемыко старается вовсю. И, вероятно, у него что-нибудь и получится. Если, конечно, ему дадут карт-бланш по подбору кадров. Потому как с кадрами в социальном секторе не очень. Конечно, есть бесспорные профессионалы. Это министры образования и здравоохранения Марина Епифанова и Алексей Данилов. Лариса Колязина по вполне объективным причинам работать на полную катушку не может. Министра культуры Светлану Краснощекову все уверенно связывают с пожарами. Не всё ладно и с министром спорта Наилей Бриленок. Несмотря на невероятное обилие информации о достижениях региональных спортсменов.
По какому-то странному стечению обстоятельств в социальный блок областного правительства не попало министерство занятости, труда и миграции области, совсем недавно вычлененное из социального министерства. Впрочем, тут Горемыко повезло, потому как руководитель этого подразделения особыми талантами не блещет.
Команда. Реальный сектор
Начнем с того, что Сергей Канчер, который руководит этим сектором, взял власть, как большевики. То есть практически силой. Каким-то неведомым образом, не имея аппаратного и чиновничьего опыта, взял и подвинул Юрия Моисеева. Который, впрочем, обладает еще меньшим опытом.
Руководители министерств, входящих в зону ответственности Канчера, мягко говоря, не очень сильные руководители. Они, безусловно, очень хорошие люди, но это не профессия. Столько нареканий, сколько имеет министр строительства и ЖДХ Дмитрий Тепин, не имел ни один министр за 17 лет существования правительства Саратовской области. Ирина Блохина из правительства Ипатов не в счет – это была карательная акция.
Судя по тому, какие ответы на журналистские запросы подписывает министр дорожного хозяйства Николай Чуриков, он, Чуриков, читать не умеет. А это уже стопроцентная профнепригодность. Зачем нужен комитет капитального строительства при наличии минстроя – тоже не очень ясно. Нет, эта структура при предыдущих губернаторах была банальной прачечной. А сейчас?
Чем занимается комитет транспорта области, тоже не очень понятно. Нет, наверняка что-то делает, но пока результат не ясен.
Наверное, к реальному сектору надо отнести и деятельность еще одного заместителя председателя Юрия Моисеева. Который, судя по схеме структуры правительства, расположенной на сайте Saratov.gov.ru, курирует представительства. Одно из них расположено в Москве, и руководит им министр области (!) Александр Максимов. Второе, торговое, в Севастополе. Там, к счастью, начальником не министр, а просто руководитель.
Вроде бы как Моисееву поручено заниматься некими специальными проектами регионального правительства. Типа строительства аэропорта. Но в структуре это никакого отражения не нашло. Есть специальные программы, но они в ведении вице-губернатора Фадеева.
Команда. Аграрный сектор
Заместитель председателя Александр Соловьев. С ним, как и с министром сельского хозяйства Иваном Бабошкиным, всё более или менее понятно. Они – в теме. В проблемах аграриев разбираются и их, проблемы, знают. Другое дело, решают ли. Но не всё в пределах компетенции даже министра и даже зампреда.
А вот министерство лесного хозяйства Саратовской области – это сильно. В степном регионе целое министерство – это правильно. Но непонятно, почему охото-рыболовная структура – это всего-навсего комитет. Потому как охоты, а тем паче рыбалки у нас куда как больше, чем лесов. Понятно, пользы ни от леса, ни от охоты с рыбалкой нет никакого, но…
Короче, нельзя расширять аппарат и простаивать на изрядные бюджетные зарплаты своих людей. Это неприлично. Не аргумент? Это непрофессионально.
Команда. Экономика
Тут главный – Павел Большеданов. Который начинал с комсомольской работы, неплохо чувствовал себя при коммунистах, немного провалился при Аяцкове, которому требовались сверхработоспособные люди, и опять поднялся при Ипатове. Если кто не помнит, то именно Павел Леонидович подвинул Павла Владимировича на пост спикера областной думы. Там, вероятно, Большеданов очередной раз доказал свою лояльность. И умудрился доказать всем, что он хороший экономист. Впрочем, у Радаева особого выбора не было. Потому как, помимо скудости, а точнее отсутствия, своей кадровой скамейки, он был ограничен партийно-володинско-панковскими рамками.
Короче, Павел Большеданов курирует экономический сектор в областном правительстве. Надо сказать, что Павлу Владимировичу повезло – в его подчинении находятся три сильных министра. Александр Ларионов, Сергей Лисовский и Владимир Пожаров. Первые двое имеют огромный управленческий опыт и пользуются большим уважением. Александр Степанович уже давно свой человек в минфине и прекрасно знает, что удовлетворит федеральную структуру, а что вызовет недовольство. Не говоря уже о том, что ориентируется в бюджете не хуже, чем в собственной квартире, и разбирается в бюджетном процессе лучше многих. Сергей Михайлович имеет солидный авторитет среди руководителей промышленных предприятий и прочих серьезных структур типа Газпрома.
Неопытный с точки зрения наличия чиновничьего багажа Владимир Пожаров берет потрясающей работоспособностью, толерантностью и образованием, знаниями, которые он приобрел, два срока работая в бюджетном комитете областной думы.
Министр инвестиций Роман Федосеев – фигура политическая. Его в свое время взяли в правительство исключительно благодаря его членству в ЛДПР. В отличие от своей предшественницы в этом министерском кресле, уже упоминаемой Ирины Блохиной, Роман Борисович особых нареканий не имеет. Впрочем, результатов от его деятельности в виде потока инвесторов тоже нет.
Надо упомянуть еще Олега Галкина, который руководит комитетом по управлению имуществом. Но есть подозрение, что Олег Александрович абсолютно равнодушен к работе, а живет в ожидании некоего светлого будущего.
Перспективы
У губернатора Радаева и его команды, если областное правительство считать командой (на деле оно таковой не является), разброс перспектив невелик. Есть несколько вариантов развития событий. Если всё останется в нынешнем состоянии, то буквально через полгода, а может быть, и раньше всё начнет сыпаться. Потому как федеральное руководство ставит местные власти в не самое лучшее положение. И тогда позора не оберешься.
Если Валерий Радаев пересмотрит свое отношение к кадровой политике, переформатирует свое правительство, сделает его ребрендинг, пересмотрит некоторые собственные кадровые решения, то шансы стать вполне приличным губернатором, возглавляющим вполне приличное правительство, у него есть.