«График хреновый», а так всё ничего

Оценить
Дачники и водители обсуждают работу пригородных автобусных маршрутов вокруг Саратова

В Корсаковку, Синенькие, Хлебновку и другие живописные места ежедневно отправляют дачников с саратовского автовокзала. Усть-курдюмское дачное направление начинается с площади на перекрестке улиц Радищева и Челюскинцев. Корреспондент «Газеты недели» пообщался с водителями и пассажирами пригородных автобусов. Выяснилось, что перевозками все в принципе довольны, но не имеют понятия, кто их организует.

Дороги хуже послевоенных

Пассажиры автобуса № 285 на Рыбушку рассказали, что главная проблема пригородного маршрута – плохое состояние местных дорог: «С Ивановского разъезда дорога выбита». По их словам, из-за плохого дорожного покрытия у автобусов «отваливаются колёса», и машины часто ломаются. Как пояснила мне одна из дачниц, когда им с мужем приходится добираться на свою импровизированную фазенду на личном автотранспорте, супруги предпочитают иногда даже съезжать на грунтовку – оказывается, там ехать проще, чем по так называемой асфальтированной дороге. Другие заметили, что на некоторых автобусах установлены старые рессоры, из-за чего во время поездок пассажиров нещадно трясёт. Водитель автобуса про рессоры говорить не стал, но плохое качество дорог подтвердил: «Начиная с волгоградской трассы до колхоза имени 50 лет Октября дорога – болезнь наша».

– Гришков, или как его зовут… Точно, Грищенко, – не смогла без подсказки вспомнить фамилию главы города одна из собеседниц. – Может, он забыл про тот район. У него там дачи, наверное, нет.

– У него вертолёт, – предположила другая.

На дороги «Газете недели» пожаловались и пассажиры автобуса № 291, доставляющего граждан «в Поповку» (в расписании автовокзала этот маршрут указан как «Сбродовка»). «После Великой

Отечественной войны прошло десять лет, и советская власть начала строить дороги. И в течение десяти лет построила их почти ко всем деревням», – провёл сравнительный исторический анализ эффективности власти дед в белом кепи и тёмных очках.

«Хорошие мальчики» и «вредный татарин»

Оценка качества обслуживания обошлась без существенных нареканий. Водителей назвали вежливыми «мальчиками», которые по просьбе могут остановить, когда и где надо. Единственным плохим «мальчиком» в этой хорошей компании стал некий «татарин», не берущий пассажиров с параллельных маршрутов.

– Не любят льготников, – сделали вывод дачники, мы ж не платим водителю. (Льготный проездной на месяц для пенсионеров стоит всего 150 рублей. – Прим. ред.)

По словам водителей, какие-то жалобы у людей всегда имеются («то им холодно, то им жарко»), однако главным пунктом в любом случае остаётся соблюдение расписания. На татищевском направлении, например, свою роль в этом играет расположенный на пути следования маршрута железнодорожный переезд. Совершенно непредсказуемо он может закрыться как на пять, так и на все сорок минут.

Автобусов мало!

Уехать прочь из пыльных каменных джунглей можно и с остановки на пересечении улиц Радищева и Челюскинцев. Хотите – местные автобусы отвезут вас в Волжские Дали (маршрут № 236), хотите – езжайте в Усть-Курдюм (№ 243) или в Долгий Буерак (№ 391). Неблизкий путь некомфортным, скорее всего, не покажется – во всяком случае такой вывод можно было сделать из общения с опытными пассажирами, и тут проявившими удивительное для наших граждан единодушие: претензий нет! Ну, или почти нет. «Пусть только эти маршруты не отменяют», – говорили люди.

Уходят и приходят автобусы вовремя – «как часы». Сервис тоже нареканий не вызвал, случаев хамства не выявлено. Совсем без замечаний, конечно, не обошлось. Так, горожане заметили, что на 236-м маршруте, доставляющем пассажиров в село Пристанное, маловато автобусов: до Гусельского моста бывает не на чем уехать. В прошлом году автобусы частенько ломались и бывало уходили с маршрута раньше времени. Однако сейчас такой проблемы вроде нет. Замену автобусов «газельками» (возможно, на время ремонта машины или спада пассажиропотока) пассажиры не приветствуют. Всё-таки маршрутка – штука менее комфортная. Хотя иногда отсутствующие автобусы не подменяют вовсе, и тогда уж лучше бы маршрутка пришла. Междугородние автобусы на пригородных маршрутах дачникам тоже не нравятся. У них узкие проходы и высокие сиденья, карабкаться на которые пожилым людям неудобно. А есть еще один автобус с неоткрывающимися люками, что в летнюю погоду может стать для пассажиров в салоне серьёзным испытанием.

Остановка есть, условий – нет

Поблизости от остановки на Радищева располагается «центральный диспетчерский пункт». Окно, через которое приходится общаться с диспетчером, установлено настолько низко, что, наклоняясь к нему, приходится проявлять чудеса гибкости, которым позавидует сама Алина Кабаева. Если страдаете ревматизмом, есть шанс не разогнуться больше никогда. Так и поедете на дачу – буквой «Г». Дабы избежать этой участи, я общался с диспетчерами, сидя на корточках. Они мне сказали, что жалоб от граждан поступает немного.

После возвращения из рейса автобусы останавливаются на пятачке, расположенном на углу улиц Челюскинцев и Радищева. Там же обитают «газельки», дублирующие маршруты своих более крупных собратьев. Особых жалоб от клиентов водители маршруток не припомнили, зато высказали свой взгляд на текущее положение дел.

– График хреновый, – сказал водитель одной из «газелей», доставляющих людей в Усть-Курдюм.

Как оказалось, по «хреновому» графику маршрутка отходит всего через 10 минут после отправления автобуса. И как тут набрать людей в салон? Другой водитель посетовал на то, что власти до сих пор не удосужились оборудовать на перекрёстке нормальную стоянку: «Они только деньги умеют спрашивать. Ни туалета, ничего нет».

Бывает, что водителям предъявляют претензии вездесущие сотрудники ГИБДД – якобы «газельки» стоят в неположенном месте, вторым рядом. Приходится либо соглашаться на оформление протокола (1,5 тысячи рублей), либо уезжать. Осложняют и без того нелёгкую жизнь водителей на импровизированной стоянке граждане, паркующие здесь свой личный автотранспорт.

Дачники на ночь

С приходом летних денёчков дачница Ольга перебирается жить за город. Днём она интенсивно работает в офисе в центре Саратова, а вечером ей нужен 222-й маршрут в направлении к «дачам СГУ». Есть такая категория людей, которым комфортнее ночевать на природе, чем в царстве стекла и бетона. И даже потраченные на дорогу полтора-два часа ежедневно их не останавливают. По словам собеседницы, таких работающих «дачников на ночь» вокруг нее много, и проблемой для них является прекращение работы общественного транспорта резко после семи вечера. «Инвестирую в «Алло, такси» несколько раз в неделю по 350 рублей», – говорит она, добавляя, что в этом году расписание еще больше укоротили, раньше хоть можно было до поворота на ее дачи доехать по основной курдюмской трассе часов в восемь вечера.

Хотя с наступлением дачного сезона расписание логично было бы продлевать до более позднего времени. При этом не обязательно гонять туда-сюда полупустой громоздкий автобус – маршрутки для этих целей вполне подойдут. Работающие люди готовы платить за проезд в них. При желании диспетчеры могли бы объединять на поздних автобусах по несколько маршрутов.

Ни ответа…

А теперь главное: зря поминали в своих речах Олега Васильевича дачники! Пригородные маршруты – вотчина не городской, а областной администрации, а точнее, чиновников из комитета транспорта Саратовской области. Если у вас есть что им сказать, звоните на горячую линию по телефону 240-240. Линия, говорят, работает круглосуточно и без выходных.

Надо заметить, что все собеседники – и беспечные дачники, и сурового вида водители – общались с корреспондентом «Газеты недели» охотно и вежливо. Даже тот самый вредный «татарин» в личном разговоре показался достаточно открытым человеком. А вот с кем общение не заладилось с самого начала, так это с пресс-службой комитета транспорта Саратовской области. Я прямо неловко себя ощущал, чувствуя, как из последних сил сдерживается человек на том конце провода!

Даже жаль бедных чиновников стало: в силу своих профессиональных обязанностей они должны общаться с журналистами, вот и приходится им терпеть наши звонки и наши вопросы. Будут ли остановку благоустраивать, жалуются ли пассажиры... А у них приказ есть – в устной форме полных ответов не давать. Всякий раз журналистам приходится отправлять запрос и ждать ответа, выпрашивая его пораньше. С моим запросом уговорить поспешить не получилось.