Наказы общечеловеческой ценности

Оценить
Сохранить потенциал Фрунзенского района Михаилу Галактионову помогли усвоенные на войне правила генерала Катукова

В борьбе с коммунистами за власть команда первого президента России, а затем и его преемника как-то полностью перечеркнула вместе с негативным опытом социалистического прошлого и всё хорошее, что пережила страна Советов за несколько десятков лет. Но все-таки историю творят не партии, а личности. Были среди них и те, кто не боролся за власть, а работал на благо людей. Во Фрунзенском райкоме партии Саратова фронтовик и производственник Михаил Петрович Галактионов проработал с 1974-го по 1980 год. Это время преображения района, здесь были реконструированы и построены заново многие объекты. 31 мая Михаилу Петровичу исполнилось 95 лет.

Старательный и целеустремленный

Трудовое детство и война повлияли на становление характера Михаила Галактионова. Выполнять посильную работу, помогать маме и отчиму по хозяйству Миша начал лет с шести. Жили они в селе Руднево Тульской губернии. Подрастающему мальчику поручали уже более серьезные дела – бороновать и пахать, управляя лошадью. Работая в колхозе и продолжая усердно учиться в школе, Михаил тянулся к технике и решил для себя, что обязательно станет трактористом. Тогда, в 1930-е годы, в Подмосковной Кашире открыли первый в стране техникум механизации сельского хозяйства. Михаил Галактионов, имея после окончания семилетки аттестат с отличными отметками и получив в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) специальности слесаря и токаря, выдержал высокий конкурс в техникум. Там он выучился на механика машинно-тракторной станции. В армию его забрали в 1939 году в артиллерийский полк. После письменного обращения рядового Галактионова к Георгию Жукову Михаила перевели в танковый полк, из которого в 1941 году он должен был демобилизоваться. Но не пришлось…

Смелость города брала

Войну молодой красноармеец, механик Галактионов вместе со своими боевыми товарищами встретил в самый первый ее день, как бы сейчас сказали, в одной из наиболее горячих точек, в городе Калуше Станиславской (Ивано-Франковской) области, в шести километрах от границы с Польшей. Туда танкистов забросили в помощь пограничным войскам.

– Если бы не майор Хазанов, наш полк фашисты смяли бы в начале войны, – замечает Михаил Петрович. – Немецкая разведка наблюдала за нашим полигоном. А Хазанов то подкатывал танки на более видное место, то ночью уводил их. Делал скрытую оборону, маскируя технику за деревьями. 22 июня посыпался бешеный шквал огня на площадку, где некоторое время назад стояли танки. Затем немцы пошли в наступление, мы подпустили их на расстояние 250–300 метров и в упор расстреляли.

Искусный немецкий военный стратег генерал-полковник Гудериан прорвал Брянский фронт и 3 октября 1941 года без боя занял Орел, он собирался через Тулу с юга войти в Москву. 1-ю гвардейскую танковую бригаду, командовал которой Михаил Ефимович Катуков, подняли по тревоге в тот же день. У Гудериана 400 танков, у Катукова – 37. 4 октября немцы ждали подкрепления, веселились и расслаблялись. А Катуков послал два отряда из 22 танков в разведку боем в Орел. Они нанесли захватчикам неожиданный удар, подбив множество вражеских машин. Первогвардейцы задержали наступление неприятеля на Тулу на сутки и сумели за это время создать свою оборону, окопы, укрепления. Вечером все эти точки были известны Гудериану. Катуков, оставив на первом рубеже макеты, создал еще один оборонительный рубеж и перевел бригаду дальше в тыл. 5 октября Гудериан повел свои 150 танков, подкрепленных авиацией, в наступление, попал в засаду, потерял 42 единицы боевой техники и не продвинулся ни на километр. Прославленный Гудериан прошел всю Европу, брал Париж, а за 8 дней бригада первогвардейцев его искромсала так, что немцы потеряли 133 танка, наши потери составили семь машин. Такого не было за всю историю войны. По словам Михаила Галактионова, страха на войне после подобного опыта уже не возникало. В итоге катуковцы задержали наступление Гудериана на Москву на 8 суток. За эти подвиги бригада стала называться Краснознаменной, а Михаилу Катукову в ноябре 1941 года присвоили звание генерал-майора танковых войск.

Катуков составил для своих бойцов наказ, в котором говорил, что девиз гвардейца: «Смелость, смелость и еще раз смелость». Это напутствие отложилось в голове Михаила Петровича на всю жизнь: «Решимость – половина победы. Даже в самые напряженные моменты боя не оставляй товарища в беде. Честность – качество сильных и смелых. Как бы ни хвалили тебя, будь скромным, требовательным к себе и окружающим, никогда не успокаивайся на достигнутом. Гвардеец всегда ищет новые пути к победе».

Главными силами на Волоколамском шоссе были стрелковая дивизия Панфилова, конница Доватора и 1-я гвардейская танковая бригада.

– Москву мы защищали шесть месяцев, уничтожив 400 немецких танков, – говорит Михаил Петрович. – Увидев в Волоколамске шестерых повешенных комсомольцев, мы не брали немцев в плен, а ожесточенно крушили их. После того как мы освободили Волоколамск, нас перебросили на Воронежский фронт. Мы не пустили врага в Липецк.

В 1943 году Катуков стал главнокомандующим армией, в нее вошла 1-я гвардейская танковая бригада. Танкистов перебросили на Курскую дугу, на Обоянское направление. Таланты Катукова были известны немцам, поэтому к Обояни они подтянули отборные силы. Шесть суток наши воины выдерживали напор бешеной атаки и с воздуха, и с земли. Немцы не смогли прорвать советскую оборону, тогда они повернули на Прохоровку. А там их встретила резервная танковая армия Ротмистрова. Ослабленные за шесть дней фашисты 12 июля 1943 года начали свое отступление. Далее 1-я гвардейская танковая бригада в составе армии отвоевывала украинские, польские города. Первой же она ворвалась и в Берлин. 28 апреля, когда на других участках борьба еще продолжалась, первогвардейцы провели последний бой.

На войне всякое бывало. Михаил Петрович трижды горел в танке. Однажды осколок снаряда пробил ему голову и чудом не зацепил мозг. Не один раз танкист Галактионов был на волоске от смерти. Но судьба его берегла. Михаила Петровича ожидали созидательные дела.

Плодотворные «застойные»

Дом Галактионовых разбомбили. С работой в Рудневе тоже не складывалось. У Михаила Петровича уже подрастал сын. Галактионова направили на завод «Коммунист», в город Маркс, куда он поехал вместе со своей семьей. Отстающий поначалу цех в голодное послевоенное время под руководством Галактионова стал передовым и заслужил переходящее Красное знамя. От наказов Катукова Михаил Петрович не отступал и в мирное время. Он стал секретарем партбюро завода, потом – зональным секретарем Тепловского МТС Новобурасского района. Но Михаил Петрович не выдержал абсурдности хрущевского правления и ушел с партийной работы. Он окончил экономический институт и работал на заводе «Серп и молот». Правда, в 1964 году его снова вернули к партийной деятельности, как выразился Михаил Петрович, против его воли. Ответственность и закалка фронтовика не позволили Галактионову отказаться от работы во Фрунзенском районе Саратова, в районе, который нуждался в возрождении. Там предприятия не выполняли план, люди работали в старых дореволюционных постройках, оборудование негде было размещать. Многими организациями руководили пожилые люди.

– У Галактионова уже был хороший опыт производственной реанимации, – рассказывает председатель совета директоров ОАО «Нефтемаш»-Сапкон Федор Шимчук. – Будучи вначале вторым, а потом первым секретарем райкома партии, вместе с директорами предприятий он ездил в Москву выбивать деньги в министерствах. Реконструкция производств тянула за собой строительство детских садов, школ, магазинов. Заметьте, потом люди, сидящие в зданиях, построенных в это время, называли его застойным. В жизни Фрунзенского района 1970-е годы были весьма плодотворными. Эту историю надо хранить. Галактионов сделал очень много полезного для центральной части Саратова. Он – честный и принципиальный человек, поэтому позже его взяли на работу в комиссию партийного контроля обкома КПСС.

Поднять район Михаилу Петровичу удалось в довольно короткий период, в течение 1972–1973 годов. Первым делом он подобрал более эффективных руководителей для шести предприятий. Никаких громких разносов и взысканий для бывших глав организаций Михаил Петрович не устраивал, просто переводил их на более низкие должности. Вместе с директорами он осуществил реконструкцию 14 предприятий. А если быть точнее, то корпуса шести организаций были отстроены заново. Среди них «Нефтемаш», «Металлстройдеталь», кондитерская фабрика, «Серп и молот». Руководители райкома разделили между собой предприятия. Ежедневно Галактионов объезжал курируемые объекты, заводы «Серп и молот», «Нефтемаш», 77-ю школу и консерваторию. Центр города преображался. Были возведены 32 жилых дома, три детских сада на 390 мест, школа № 77, первый в городе Дом быта в Мирном переулке, корпуса и общежитие консерватории, сельскохозяйственного института, здания райкома партии и райисполкома, отремонтированы школы № 42 и 37. В последующие годы Фрунзенский район занимал первые места в городских соцсоревнованиях и получил переходящее Красное знамя.

– Мы не ждали заданий «сверху», – отмечает Михаил Петрович. – Например, для Дома быта сами брали участок, разрабатывали проект и строили. Городские и областные руководители приезжали уже на ввод объектов в эксплуатацию, перерезать ленточку. Я не жалел себя и был требователен к директорам, а они работали ответственно, по-катуковски. Как-то на концерте, посвященном ветеранам, меня узнала и поприветствовала Людмила Лицова. Она благодарила за новое здание консерватории, ведь до этого студентам приходилось заниматься в основном корпусе даже под лестницей. Людмила Алексеевна вспомнила, как сама вместе с другими студентами помогала при строительстве этого здания.

«Ум, честь и совесть»

В 1980-е годы Михаила Петровича перевели в парткомиссию обкома. Он проводил проверку деятельности руководящих работников. Однажды из центрального комитета партии ему направили письмо, с которым туда обратилась жительница Саратова. Она жаловалась на заведующего отделом административных органов обкома. Чиновник отобрал у женщины выделенный ей дачный участок вблизи Волги, разобрал построенный ею домик и начал свое строительство. После проведенной Галактионовым проверки этого руководителя освободили от должности за злоупотребление служебным положением.

Михаилу Петровичу поручали дела, которыми никто не хотел заниматься. Заведующий общим отделом обкома, имевший поддержку в ЦК партии, пытался отобрать однокомнатную квартиру у новоселов, потому что еще раньше он намеревался предоставить ее кому-то «своему». Общим решением заседания бюро он был тоже отстранен от должности.

– Признаюсь честно, у меня возникало чисто человеческое чувство незащищенности, я получал предупреждения о том, что с этим чиновником связываться просто опасно. И я тогда даже старался ходить домой по наиболее людным и освещенным улицам, – вспоминает Михаил Петрович. – Но все-таки меня эти предупреждения мало останавливали. Моя партийная совесть требовала, чтобы справедливость восторжествовала. Иногда приходилось, напротив, защищать людей от клеветы и подлых анонимок.

На пенсии Михаилу Петровичу некогда было скучать, он проводил встречи со школьниками и молодежью учебного комбината. Приходят к нему ученики и сейчас. Всю свою жизнь он старался поступать по совести и уверен, что никто не сможет обвинить его в обратном. Удовольствие Михаил Петрович получает, когда занят делом. Работать на даче ему стало сложнее, хотя в прошлом году он еще продергивал траву и занимался поливом. Два года назад Михаил Петрович выпустил книгу «Записки гвардейца». Много мыслей о современности ему еще хотелось бы перенести на бумагу. Михаил Петрович не забывает, что главный девиз гвардейца – оставаться смелым. Он не падает духом и живет памятью о подвигах своих боевых друзей.

Дорогой Михаил Петрович!

Ваша жизнь наполнена самыми разными событиями и испытаниями, которые Вы с честью выдержали. Многие молодые люди могут позавидовать Вам и поучиться у Вас мужеству, стойкости, воле.

95 лет – это великолепный возраст. Поздравляем Вас с юбилеем!

Желаем здоровья, еще большего долголетия, прилива новых сил, новых планов, заботы и безграничного тепла окружающих. Радуйте своим присутствием близких людей!

Друзья, соратники, ветераны и близкие