Новый опыт в Праге

Оценить
Грустные приключения и большие впечатления

Знаете, чем пахнет Прага весной? Свежескошенной травой. Нет, конечно, не везде, потому как парки, скверы, лужайки и прочие зеленые островки в чешской столице расположены не повсеместно. Но те, которые есть, холятся и лелеются. А там, где зелени нет, а снуют многочисленные туристы, – там пахнет вкусной едой или хорошим парфюмом.

Я Прагу очень люблю. Невероятной красоты, уюта и доброжелательности город. Этой весной я была там в четвертый раз. Но, уверена, поеду еще. И еще.

Рассказывать о красотах, истории и прочих пражских достопримечательностях я не стану. Всё это есть в Интернете в изобилии. Расскажу о личном и наболевшем.

О боль моя, зубная боль!

В Прагу мы отправились вдвоем с подругой, которая купилась на мои восторженные рассказы. Так получилось, что аккурат накануне поездки у нее заболел зуб. Мы обе всполошились, и подруга судорожно занялась искоренением проблемы. И вроде бы как ее искоренила (но, к сожалению, не в буквальном смысле). И, как нам казалось, ничто не предвещало беду. Но не тут-то было.

Зуб заболел в понедельник, аккурат по прибытии в Прагу. На самом деле мы приехали в воскресенье, но очень поздней ночью. И знакомство с городом было назначено именно на утро следующего дня.

Судя по всему, обезболивающим в понедельник для подруги послужила Староместская площадь, потому как там она забыла обо всем на свете и металась по площади в поисках выгодного ракурса для фото. Потом мы пошли бродить по старой Праге, улицы которой поражают не менее Староместской площади. Вечером с трудом приползли в отель, рухнули и уснули.

Ночью меня будит подруга. Зуб, мягко говоря, дал о себе знать. Причем дал изо всех сил. Настолько сильно, что лицо подруги увеличилось в полтора раза (с одной стороны), и она не в состоянии ни говорить, ни соображать.

Понятно, обращаемся в страховую компанию. Точнее, в сервис-центр страховых компаний. Очень милая девушка Оля говорит, что в это время (около полуночи по пражскому времени) найти в госпиталях Праги англоговорящих людей невозможно. А там, где такие уникумы есть, нет стоматологов. Но утром, обещала Оля, дантиста нам найдут всенепременно.

К счастью для нас портье отеля нашла поликлинику, где за наличный расчет готовы помочь. И опять же к счастью для нас поликлиника эта располагалась в десяти минутах ходьбы от отеля.

Портье выдала нам карту с обозначенным маршрутом, и мы рванули в ночь. В поликлинику мы попали со второго раза, потому как в первый просто не смогли войти в здание. Дело в том, что двери в Чехии открываются не наружу, как требуют в России правила противопожарной безопасности, а внутрь. Видимо, в целях экономии пространства.

Короче, к дантисту мы попали. Две не сильно молодые тетеньки говорили исключительно по-чешски. И исключительно со мной. Потребовали паспорт подруги и залог в тысячу крон (1600 рублей). Впрочем, подруга находилась практически в бессознательном состоянии и мечтала только об одном – чтобы ей удалили зуб.

Но не тут-то было. У тетенек, видимо, на подкорке засели воспоминания о пражской весне 1968 года. И они мстили. То есть отказались удалять зуб, а только сделали подруге укол антибиотика. И еще выдали рецепт на приобретение лекарства (в Европе антибиотики и прочие серьезные препараты можно приобрести только по рецепту). Потом в ночи мы безрезультатно искали круглосуточную аптеку, куда послали нас чешские дантистки. Короче, в три часа ночи мы вернулись в отель.

После укола, встряски-прогулки зубная боль у подруги несколько спала, и мы уснули. Часов до семи. Потому как поутру всё возобновилось.

Я позвонила в страховой сервис-центр. Трубку взяла милая девушка Рада и сообщила, что нами теперь будет заниматься она, потому как рабочее время Оли закончилось. Рада потребовала переслать ей счета первоначального осмотра и сказала, что после этого она найдет нам дантиста. Часов в девять утра мы пошли искать аптеку, и, спасибо портье с ее картой, это путешествие окончилось удачно. Обещанного Радой звонка не было, а подруга начала всерьез подумывать о том, не прыгнуть ли ей с Карлова моста. Или на крайний случай под машину. Часов в десять я опять позвонила в страховую компанию и попросила Раду. Ответивший мне Петр сообщил, что рабочее время Рады закончилось, теперь нами будет заниматься он. А еще Петр сказал, что он согласовал со страховой компанией наше лечение. На сумму 200 евро. И он, Петр, совсем скоро найдет нам русскоязычного дантиста и пришлет его координаты по электронной почте и СМС.

Подруга лезла на стену (думать про мост и машины я ей запретила категорически). Я судорожно начала рыться в Интернете в надежде найти дантиста самостоятельно. Выписала несколько адресов. По первому, куда мы отправились, нам вежливо сообщили, что у них всё занято. Я стала звонить Петру, который очень удивился, что СМС не дошло. И продиктовал адрес и, к счастью, телефон найденного им дантиста. Петр ошибся. Придя по названному Петром адресу, мы стоматологического кабинета не обнаружили. Но позвонили по телефону и наконец нашли русскоязычного доктора. Около полудня я сдала подругу доктору Диме Зайцеву, который зуб удалил и вообще проблему решил. Но при этом взял за работу оплату наличными, сообщив, что денег от страховой компании они не видят, и с ней надо разбираться самостоятельно.

Так что пражская история с зубной болью еще не закончилась. Возможно, к ней прибавится боль головная. Это если подруга будет разбираться со страховой компанией и пытаться получить свои пять тысяч рублей.

Я эту грустную историю так подробно описываю по одной-единственной причине. Чтобы все поняли, что медицинская страховка – это по большому счету фикция. Или головная боль (или, что еще хуже, зубная). И что в поездку надо отправляться максимально здоровыми и с максимальным запасом лекарств. Впрочем, аптеки в Праге имеются. И лекарства там продают. Не все, но качественные.

О чистоте и безопасности

УрнаГоворить о том, что Прага чистый город, – не сказать ничего. И это при безумном количестве туристов. Не все из них отличаются педантичной аккуратностью. Но в течение дня на туристических тропах бродят люди в оранжевых спецовках. Их на самом деле не очень много. Думается, ежедневная уборочная кампания начинается с наступлением темноты. В силу вынужденных ночных прогулок мне (подруга передвигалась на автопилоте, практически в бессознательном состоянии) пришлось видеть многочисленные бобкеты, которые выметали тротуары и дороги. Когда мы дважды обходили Карлову площадь, которая и не площадь вовсе, а маленький, в пол-Липок парк, там, в темноте, слышался какой-то шорох и шум. Оказывается, это трудится маленький взвод уборщиков.

В Праге очень много собак. Кот нам встретился один. Огромный рыжий котяра. Он спал на стуле в одном кафе близ Пражского града. Подозреваю, что этот рыжий наглец (который даже не открыл глаза, когда мы чесали ему за ухом) уверен, что это кафе принадлежит ему. А собаки преимущественно маленькие. Чаще всего нам встречались йоркширские терьеры, но были и серьезные особи типа шикарной афганской борзой. Так вот, чуть ли не на каждом углу парка, сквера и иного зеленого оазиса стоит специальная урна для собачьих экскрементов. А над урной закреплена коробочка с пакетами, куда нужно собирать собачьи отходы жизнедеятельности. Потому этих отходов на улицах и в парках-скверах нет. А есть, несмотря на обилие урн, простой человеческий мусор.

И еще. Деревья. Если это не парк, а вымощенный булыжником тротуар, то приствольный круг, а точнее квадрат, защищен съемной решеткой. Кстати, съемными являются и многочисленные технические люки и лючки на трубах – канализационных или водосточных, этого я понять не смогла. И все эти решетки и лючки очень красивые, с разно­образным орнаментом. Но нам этот опыт перенимать не стоит – у нас исчезают и кондовые крышки канализационных люков.

Надо сказать, что уборщики и дорожные рабочие (да-да, и там латают асфальт) сплошь чехи. Никаких мексиканцев, таджиков, узбеков и прочих гастарбайтеров в Праге нет. Это говорит о том, что труд простых рабочих оплачивается вполне прилично. Надо сказать, что среди этих простых рабочих можно было заметить очень колоритные личности. Пару раз нам попадались огромные мужики в оранжевых робах. Один – с длинными крашеными рыжими волосами, второй – тоже длинноволосый, но совсем седой. Оба с роскошными усами, оба очень смахивают на бывших или даже нынешних хиппи.

Да, отвлекусь от темы чистоты. В Праге совершенно роскошные мужчины. Высокие, ухоженные, подтянутые, хорошо одетые и приятно пахнущие. И несмотря на отменное качество чешского пива, не толстые и не рыхлые. Нет, встречаются особи с брюшком, но так, чтобы телеса свешивались из брючных ремней, – такого нет. А полицейские – те все имеют изумительную физическую форму.

Теперь о безопасности. За три с лишним часа, что мы галопировали по ночной Праге, мы встретили один (!) полицейский наряд. Пара полицейских стояла напротив очень шумного молодежного кафе. Не вмешивались, просто наблюдали. Как позже рассказал мне один пражский одессит, хозяин крошечного кафе, куда я зашла пообедать, в Праге очень спокойно. Потому как везде установлены камеры слежения, и полиция, если что, приезжает практически мгновенно. И это, наверное, правда. Потому столько сирен и летящих куда-то полицейских машин я не слышала и не видела ни в одном европейском городе. Причем полиция приезжает и к неправильно припаркованным автомобилям. По крайней мере я наблюдала картину выяснения отношений с нарушителем ПДД.

Транспортно-дорожная сказка

ЛюкМне вот кажется, что нашему городскому-областному начальству надо съездить в Прагу, чтобы перенять опыт создания разумных транспортных схем. Трамваи-автобусы ходят исключительно по расписанию. И это самое расписание не нарушают. Если написано, что трамвай придет в 13:54, то он придет аккурат в 13:54, а не 13:56, например. Автобусные и трамвайные маршруты друг друга не дублируют. И пробок в городе нет.

Потому как основные магистрали – скоростные, пешеходам отведены подземные переходы. И никакого запаркованного транспорта. А все многочисленные машины стоят на боковых второстепенных улицах.

Что еще: светофоры настроены по противодурневой системе. Представьте – вы пешеход, и вам надо перейти дорогу. Но прежде чем для машин погаснет и загорится для вас зеленый свет, пройдет несколько секунд. Полагаю, для джигитов – то есть тех идиотов, которые пытаются проскочить через перекресток в последние мгновенья разрешающего сигнала. Ну и об особо умных пешеходах тоже позаботились.

И еще. Я скажу вам страшное. На дорогах в Праге есть заплаты. Как правило, они находятся вблизи канализационных люков. Но эти латки выделяются только цветом. Они не провалены и не выпячены. Проезжающая машина этого дорожного излишества не замечает. Как не замечает летящий на изрядной скорости автомобиль и трамвайные рельсы. Рельсов этих, понятно, в изобилии. Но уложены они так, что движущиеся трамваи не шумят и дорогу не разрушают. А трамвайные пути ремонтируют ночью, когда интервалы между трамваями максимально велики.