Дух Обломовки витал над Саратовом

Оценить
Конец весны сотрудники музея Чернышевского встретили двумя мероприятиями

Вечер 30 мая в музее Чернышевского выдался насыщенным. В пять пополудни открылась выставка «Современники», посвященная 185-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского и 200-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Параллельно с этим на улице должны были пройти традиционные мастер-классы известных саратовских художников, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Однако не всё вышло гладко.

В указанное время любители искусства, придя в музей, попали бы только на открытие выставки, но не на мастер-классы, которые, впрочем, состоялись чуть позже. О причинах этого мы скажем ниже, а пока перенесемся на открытие выставки.

«Современники», как пояснила Ольга Прокофьева, старший научный сотрудник музея-усадьбы, – это одна из выставок, входящих в комплекс мероприятий по празднованию 185-летия со дня рождения Николая Гавриловича. Она стала совместным результатом деятельности музея Чернышевского и историко-мемориального центра-музея имени Гончарова (Ульяновск). В прошлом году наш музей-усадьба принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения автора «Обломова». Теперь настала очередь ульяновцев познакомить жителей Саратова со своей передвижной выставкой.

Директор музея Галина Муренина рассказала, что в будущем посетителей ждут и выставки музеев из других городов. Рабочим названием «Современников» первоначально было «Гончаров и Симбирск», однако затем оно было отброшено, поскольку экспонируются предметы не только ульяновцев, но и музея Чернышевского. Хранитель отдела редкой книги Татьяна Конкина провела собравшимся экскурсию, особое внимание уделив портрету писателя Николая Майкова. С его семьей дружил Гончаров и у них же познакомился с Елизаветой Толстой, которая, впрочем, предпочла Мусина-Пушкина. Кроме того, на экспозиции представлены портреты родных и знакомых писателя – Авдотьи Гончаровой (матери), самой Елизаветы Толстой, ставшей прототипом героини «Обломова» Ольги Ильинской, а также Николая Трегубова, крестного и фактически воспитателя Гончарова. Присутствуют на выставке и фотографии Симбирска конца 19 века, иллюстрации к произведениям «И. И. Обломов и А. М. Пшеницына», «Фрегат “Паллада” в море», «Приезд Штольца к Обломову», а также прижизненные раритетные издания его сочинений: «Обломов» 1859 года, «Современник» № 2 за 1860 год. Говорили о самом Гончарове: так, преподаватель юридической академии Иван Пырков поведал, что разговоры о сходстве писателя с его самым знаменитым персонажем, издавна ведущиеся филологами, подтверждаются даже такими, на первый взгляд, не столь очевидными фактами, как тем, что и Иван Александрович всю жизнь хотел съехать со съемной квартиры подобно Обломову. В сущности, пояснил он, «Обломов» – это роман о возвращении домой, точнее, невозвращении в Обломовку.

Есть подозрение, что дух Обломовки витал в тот вечер и над музеем. Во дворе. Только Обломовка имела совсем иную этимологию – от слова «облом». Потому что примерно так можно было охарактеризовать ситуацию с «мастер-классами на усадьбе». Дело в том, что еще за неделю до мероприятия сотрудники музея передавали автору статьи, что в этот раз планируются не просто традиционные рассказы мастеров ручной работы, что да как делается, а, скорее, действо, приближенное к мини-фестивалю, с обширной программой и большим количеством участников. На деле же в силу различных обстоятельств так не вышло.

В 17:00 на улице шел дождь, и мастерам пришлось срочно свою продукцию убирать. А затем началась выставка, видимо, переманившая часть потенциальной аудитории в стены музея. Да и участников мастер-классов было в этот раз примерно столько же, сколько в прошлый. Как и зрителей, пожалуй, тоже. Иными словами, вышел традиционный мастер-класс, который проводится в музее в конце каждого месяца, но на праздник он не потянул всё же. Принесенное мастером по резьбе дерева Петром Атапиным «чудо-дерево» не было символически «посажено», как оговаривалось, а просто стояло на стуле, так и не наряженное игрушками. Запланированные хороводы детей с распеванием песен тоже не случились: детей было не так уж много. И это печально, особенно если учесть, что немногочисленные пришедшие на мастер-классы люди были очень заинтересованы в том, что увидели: у того же Атапина самые юные ценители искусства в который раз с удовольствием раскрашивали фигурки из дерева (они изготавливаются с помощью лазерной резки) под чутким руководством мастера.

Взрослые с интересом рассматривали тряпичные куклы, глиняные игрушки, поделки из бисера. Последние изделия были представлены Ксенией Черемисовой. Ксения занимается бисероплетением с семи лет. Несмотря на достаточно юный возраст (21 год) она уже год состоит в союзе мастеров, ведет мастер-классы: «Начинаем с азов – от простых маленьких бисерных брелочков, затем переходим к сложным вещам типа колье и браслетов». Помимо бисероплетения она занимается изготовлением бижутерии, значков, небольшими игрушками. На столике Ксении были представлены и четыре яичка из дерева, которые изготовил ее муж. На вопрос, много ли раскупается игрушек на мастер-классах, Черемисова отметила, что основная масса людей приходит уже потом. Во многом потому, что изделия из игрушек недостаточно увидеть, их нужно еще и потрогать, поделать самому. Кроме того, она поведала, что 8 июня во дворе Союза художников откроется выставка «Дворик мастеров».