Деньги из воздуха

Оценить
Свежеприобретенная квартира в новостройке – это не только удача, но зачастую еще и дополнительные проблемы

Собственники, отдавшие подчас последние сбережения и залезающие ради новой «двушки» в долги, получают порою вместе с нормальным отоплением и новыми водопроводными трубами еще и странные требования от управляющих компаний – оплатить услуги, взятые «с потолка».

К нам в редакцию обратилась жительница Саратова с просьбой разобраться в ситуации. В апреле этого года ее семья приобрела двухкомнатную квартиру в новом доме на улице Огородной. Дом был сдан в прошлом году, и квартира покупалась у собственника, а не у строителей. После сделки и получения свидетельства о собственности жильцы прописались в своей новой квартире и передали все необходимые сведения представителю управляющей компании «Люксжилсервис», которая обслуживает их дом. Первую платежку они также получили в апреле, и в ней (это важно) напротив строк «содержание» и «текущий ремонт» были проставлены тарифы и выставлены суммы платежей. Тогда же квитанция была полностью оплачена.

– В мае мы снова за какой-то надобностью обратились к представительнице управляющей компании, и в этот раз она сообщила, что нам следует поехать в главный офис УК на Большую Горную и заключить там договор на техническое обслуживание, – рассказала Надежда. – Причем за заключение этого договора мы должны будем заплатить некую сумму. Это она подчеркнула особо. Правда, сколько именно мы должны заплатить, она не уточнила, объяснив, что нам всё расскажут на месте.

В УК «Люксжилсервис» женщине объяснили, что все дела по их новостройке ведет некто Евгений Иванович Титов, дали его номер и велели с ним связаться. Но дозвониться до него так и не удалось.

– Мы поспрашивали соседей, которые тоже недавно приобрели квартиры в этом доме, и они все сказали, что им тоже предложили заключить такой договор, – говорит Надежда. – С них за этот договор брали 100 рублей за квадратный метр квартиры.

Ни расписок, ни квитанций вновь въехавшим жильцам выдано не было. Не было прописано и в самом договоре, на какие цели собирается эта сумма. Естественно, у женщины возник вопрос: насколько это законно – брать деньги за заключение договора на техническое обслуживание, то есть за то, чтобы отдавать свои деньги по статьям расходов «текущий ремонт» и «содержание» жилья?

По словам заместителя главы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрия Федотова, никакая УК не имеет права брать деньги за заключение договора технического обслуживания.

– Возможно, это какой-то разовый взнос, но тогда он должен был быть установлен решением общего собрания, – говорит чиновник. – Если решения общего собрания нет, а деньги требуют, пусть обращаются в Государственную жилищную инспекцию.

С Федотовым согласна и юрист ООО «Саратовская ЖЭК» Елена Беликова.

– В договоре на техническое обслуживание в многоквартирном доме оговаривается перечень услуг, которые специалисты УК будут предоставлять за определенную плату, – объясняет она. – В стоимость входит эксплуатация, обслуживание и ремонт общедомового имущества. Собственно, обязанность по заключению этого договора лежит как раз на управляющей компании, а никак не на собственнике. У собственника квартиры, кстати, есть право вообще отказаться заключать этот договор.

При этом, по словам юриста, если владелец квартиры хотя бы раз оплатил «ремонт» и «содержание» жилья по указанным в платежном документе тарифам, договор на техническое обслуживание между ним и управляющей компанией считается заключенным по умолчанию.

Откуда берутся такие вот «разовые взносы», объясняет депутат областной думы Леонид Писной: подобные жалобы в его практике нередки.

– Мне довольно часто жалуются не только на «Люксжилсервис», но и на другие компании, – говорит депутат. – И я хочу сказать, что определенная проблема, связанная с новостройками, есть, и я прекрасно понимаю, почему УК взимают дополнительную плату. Застройщик и генподрядчик с объекта ушли, выполнив все работы, заложенные в проекте. Дом сдан, и его приняла управляющая компания. Начинается благоустройство дома: установка домофонов, качественных входных дверей, проведение телефонных кабелей. Есть еще заборы, дополнительные формы. При всем кажущемся совершенстве законодательства – как градостроительного, так и гражданского – фронт работ, связанный с благоустройством новостройки из него выпал. Плюс есть определенная проблема нерегулируемости платежей за коммунальные ресурсы, особенно это касается «зимних» домов и затяжек с заселением. То есть счетчики «мотают», квартиры собственникам не переданы, особенно если дом сдали под Новый год. Застройщик сразу куда-то девается, а оплачивать потраченные ресурсы надо. Чтобы этот источник как-то восполнить, управляющие компании начинают химичить.

В идеале это должно выглядеть так: управляющая компания, придя обслуживать новостройку, должна собрать жильцов, объяснить им про выполненные работы и про затраты (а сумма, как правило, набегает немаленькая), и они вместе должны прийти к соглашению, каким будет этот первоначальный взнос. Но он должен быть обоснован.

– Я собственникам всегда объясняю, что войну устроить проще, – говорит Писной. – Гораздо проще, чем услышать друг друга. Я думаю, что собственник все-таки должен заплатить. Но УК должна обосновать, на что идут эти деньги.

Впрочем, требовать оплаты таких договоров управляющие компании права всё равно не имеют, если нет решения общего собрания дома. А что до оплаты домофонов, то в одной из УК (тоже новостройка) поступают следующим образом: домофоны и двери установлены на средства самой управляющей компании; если собственник не оплатил взнос за домофон, ему не выдается ни ключ, ни трубка. Хочешь попасть в дом – будь добр внести деньги. Всё четко, прозрачно и понятно.