Сейсмические волны
В самом конце прошлой недели произошел, если по Высоцкому, ужасный катаклизм. Землетрясение случилось в Охотском море. Потом сейсмические волны каким-то кружным путем, говорят, что через Румынию, дошли до Москвы. Раскачивались ли столичные небоскребы или нет, достоверно не известно, но вот провалы в тротуарах и дорогах были замечены повсеместно. Источники, близкие к московской мэрии, считают, что во всем виновато охотское землетрясение.
В соседней с нами Самаре случилось чрезвычайное происшествие похлеще московских провалов. Как пишут информационные агентства, одно из административных зданий в центре Самары пошло трещинами в результате подземных толчков. Жертв и серьезных разрушений нет. Подземные толчки в Самарской области оказались последствиями землетрясения в Охотском море.
И только Саратов совсем не ощутил никаких последствий разгула стихий. Оптимисты связывают это с растущими лоббистскими возможностями народного губернатора. Они уверены, что наш край вообще храним и защищаем сами знаете кем. Я и сам так подумал, когда, проезжая через Затон, взглянул на наш знаменитый мост: стоит! Никакое землетрясение его не берет. Но потом, побывав в некоторых местах нашего города, увидел последствия удара подземной охотской стихии. На проспекте Кирова, особенно между улицами Радищева и Горького, во многих местах почва осела и провалилась. Бабушкин взвоз практически разрушен. На Чапаева из-под земли бил фонтан воды. Мне могут возразить, что у нас в городе всегда так, но я продолжу настаивать – это сейсмические волны поработали. Не может же быть, чтобы при таких замечательных руководителях, как у нас, земля уходила из-под ног горожан.
Или вот такой пример. Тем же днем, пока радио бубнило о московских последствиях дальневосточных толчков, я поехал в Красный Яр. Это такое село в Энгельсском районе. Знаменито оно кирпичным заводом и продуктовым магазином под названием «Авторитетный». Так вот, от трассы на Маркс в Красный Яр ведет дорога. Не поверите, но она полностью разрушена охотским землетрясением. Огромные ямы наполнены водой, в некоторых местах асфальт унесло на обочину. Понимаю, скептики и критиканы опять-таки могут мне сказать, что так всегда было. Но им я напомню, что еще год назад наш губернатор обещал привести в порядок все дороги области. Не может же он не сдержать слово! Больше того, я уверен, что подземная стихия нанесла нам гораздо больший урон, чем кажется. Просто мы его еще не увидели в полном объеме.
И дело тут не только в ямах и трещинах. Землетрясение – куда более многогранное явление, чем нам представляется. Я два года прожил в сейсмоопасной зоне, потому знаю это совершенно определенно. Я, например, уверен, что подобные природные явления воздействуют на человеческую психику. Причем не только когда земля под ногами шатается и трясется, а задолго до начала бедствия. Знаете ли вы такое явление, как кварцевое свечение? Хотя вполне возможно, это не научный термин. То есть накануне землетрясения происходит движение подземных пластов, от этого выделяется энергия и вырывается наружу. Еще раз повторяю, что эту, весьма может быть, ненаучную теорию мне изложили коллеги из кавказской газеты, где я когда-то работал. Идем далее: вырвавшиеся наружу потоки энергии видно со стороны. Смотрится это, как будто на склоне хребта кто-то установил хаотично гигантские прожекторы, и они под разными углами светят в небо. Местные жители, как только увидят этакую иллюминацию, сразу спешат покинуть дома. Летом так вообще устраиваются ночевать в садах – под чинарами, платанами и лавровыми деревьями. Я два раза был свидетелем кварцевого свечения, но оба раза никаких землетрясений не случалось. Но вот когда ничего не светило, городок наш тряхнуло основательно.
Я к чему веду все эти мемуары. Такой я хочу сделать вывод, что приближающееся стихийное бедствие может воздействовать на психику людей. И ничего такого, что эпицентр под дном Охотского моря, а воздействие, скажем, в Балашове. А что в Балашове? Там несколько граждан подали документы на регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума. Они хотят, чтобы жители района высказали свою позицию по такому вопросу: не выйти ли им всем районом из Саратовской области и не войти ли в область Воронежскую. Сразу отметим, что инициатива проявилась незадолго до возмущения земной коры. При чем тут это, опять возразят мне скептики, просто жители Балашова устали от правления Елены Щербаковой и хотят, пусть даже таким экстравагантным способом, привлечь внимание к своим проблемам, а может, даже добиться смены руководства района. Они берут пример с петровских жителей, которые сначала говорили, что хотят уйти к Пензе, а когда тамошнюю главу Светлану Батяйкину всё ж таки сняли, передумали куда-либо уходить и живут себе спокойно.
Может быть, так оно и есть, может, балашовцами движут только их собственные интересы. И всё же на месте чиновников я бы идею о вредном воздействии землетрясений взял на вооружение. Чуть что не так – дорога провалилась, мост какой упал, полрайона затопило канализацией или народ чем возмущается – сразу отвечать: «Это, граждане, последствия землетрясения на Бали. Сейчас улягутся сейсмические волны, и всё у нас будет хорошо».