Екатерина Русакович, Денис Афанасьев: В Мюнхене всё строилось вокруг кино

Оценить
DOK.fest, один из крупнейших международных фестивалей документального кино, прошел в этом году в Мюнхене в 28-й раз.

DOK.fest, один из крупнейших международных фестивалей документального кино, прошел в этом году в Мюнхене в 28-й раз. Сотрудники АНО «Фестивальный центр» Денис Афанасьев и Екатерина Русакович, которые уже не первый год занимаются организацией телекинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», побывали на DOK.fest в качестве волонтеров. С 8 по 15-е мая ребята были заняты организационной работой, а заодно смотрели кино и знакомились с Мюнхеном.

– Как стала возможной эта поездка?

Денис: Начну с того, что наш фестиваль давно и плодотворно сотрудничает с немецким центром в Саратове и институтом Гёте в Москве. В прошлом году директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина и директор немецкого центра Ирина Николаева побывали на Мюнхенском фестивале по приглашению немецкого режиссера Кристофа Бёкеля. Он не раз принимал участие в «Саратовских страданиях», его фильмы получали призы, а в 2010 году он стал победителем фестиваля. Это известный немецкий кинодокументалист, в свое время возглавлял Союз документалистов Германии. И имеет непосредственное отношение к организации DOK.fest. Там, на этом фестивале, Татьяна Викторовна и Ирина Юрьевна познакомились с нынешним директором DOK.fest Даниэлем Шпонзелем. И зародилась идея сотрудничества. Шпонзель по приглашению российской стороны приезжал в прошлом году в Саратов на фестиваль «Мир права», мы познакомились с ним лично и наметили пути сотрудничества. Один из вариантов – обмен волонтерами, по принципу обмена студентами.

– Я помню, что в планах было презентовать «Саратовские страдания» на Мюнхенском фестивале?

Денис: Такие планы действительно есть. У нас нулевой бюджет. Всей делегацией поехать не удалось. Возможно, презентация состоится на будущий год. Но кроме нас в жюри фестиваля был приглашен Артём Зорин – один из организаторов первых «Страданий». Он с коллегами из Германии, Франции, Канады и Косово оценивал фильмы в программах DOK.international и DOK.horizonte.

– В чем заключалась ваша работа?

Денис: Мы приехали за пару дней до начала в качестве волонтеров. И нас загрузили вполне привычной для нас работой.

Катя: На фестиваль приезжает много участников со всех окрестностей Германии и из других стран Европы и мира. По­этому мы были заняты с утра до вечера. Но ничем сверхъестественным нас не загружали, и мы смогли посмотреть всю интересующую нас программу, познакомиться с тем, как фестиваль организован, как это выглядит изнутри.

– И как же это выглядит изнутри?

Денис: Прежде всего, поражает внимание к мелочам, из которых у зрителя складывается ощущение комфорта. Например, проходили на DOK.fest показы под открытым небом – программа, в которой представлены были три фильма, так или иначе связанные с темой музыки. Как раз в этот день шел дождь. Народу всё равно собралось много, никаких тентов не было, но были специальные непромокающие сиденья на стульях. И подобных мелочей не счесть. Всё это в конечном итоге упирается в бюджет.

Кроме того, мне показалось, что DOK.fest, несмотря на то что он фестиваль международный, рассчитан все-таки на немцев и на их кино. В Германии вообще и в Мюнхене в частности сильно развита кинодокументалистика. В Мюнхене есть высшая школа документального кино – HFF, многие показы проводились как раз на ее площадках.

Катя: Dok.fest в первую очередь ориентирован на профессионалов в области кино. В рамках фестиваля проходит Dok.forum – платформа, на которой обсуждаются актуальные темы для сценаристов, режиссеров, редакторов, продюсеров, дистрибьюторов и студентов. «Саратовские страдания» – фестиваль для зрителей, вспомним девиз нашего фестиваля: «Документальное кино – кино для зрителей».

Денис: А в Мюнхене всё строится вокруг кино. Если мы на нашем фестивале помимо конкурсных и внеконкурсных показов организуем выставки, творческие встречи со звездами российского и зарубежного кино, мастер-классы, рассчитанные на широкую публику, то Мюнхенский фестиваль работает только для документальной киноиндустрии.

Катя: Хотя простых зрителей, не имеющих отношения к производству фильмов, на показах много. Несмотря на то что билет на один показ стоит 8 евро, на пять сеансов – 35 евро, а на все фильмы фестиваля – 75 евро. Мероприятия Dok.fest проходят на десяти разных площадках: кинотеатры, Университет телевидения и кино, Музей кино, Католическая академия Баварии, Национальный музей этнологии и других.

Денис: Программа у них огромная, состоит из нескольких подпрограмм: DOK.international (международная программа), DOK.horizonte – новые имена, есть DOK.deutsch – только для немецких фильмов, DOK.panorama – сюда идут все фильмы, которые не вошли в остальные номинации. Есть DOK.sport, DOK.music. В этом году показывали ретроспективу фильмов Вернера Херцога, мюнхенские премьеры. На этом фестивале мы не встретили звезд кино. В жюри был один режиссер-документалист, остальные либо отборщики других крупных фестивалей, либо их директора.

– Были в Мюнхене такие фильмы, что вам захотелось, чтобы их увидел саратовский зритель?

Денис: Фильмов много интересных. Часть из них мы бы действительно хотели показать у нас на фестивале. Мне хотелось бы, чтобы это был «Капитан и его пират» (Германия, Бельгия, режиссер Э. Вольф). Это фильм про взаимоотношения капитана немецкого судна, захваченного сомалийскими пиратами, с их вожаком. Получилось так, что в плену капитану было намного проще найти общий язык с главарем захватчиков, нежели с собственной командой.

Еще бы мне хотелось пригласить фильм «Неправильное время, неправильное место» (Нидерланды, Финляндия, Бельгия, Германия, режиссер Д. Эпл) – про теракт в Норвегии, когда Брейвик расстрелял лагерь студентов на острове. Об этом дне в фильме рассказывают те, кто выжил, и родители погибших студентов.

Катя: Из программы Dok.panorama могу отметить фильм «Сначала приходит любовь» (США, режиссер Н. Давенпорт) – он снят в жанре личной документалистики. Главный герой – женщина-режиссер. «Сначала приходит любовь, затем замужество, после этого – рождение детей» – для неё такой подход больше не кажется правильным. В 41 год, после нескольких удачных романов, режиссер принимает решение родить ребенка от своего друга и бывшего одноклассника, гея, путем ЭКО. Это фильм о том, как женщина в современном мире может обойтись без мужчин.

Другой фильм – «Я дышу» (Великобритания, Дания, режиссеры Э. Дэви и М. МакКинон). У главного героя специфическая болезнь органов дыхания, которая обрушилась на него внезапно: он только что женился, и у него родился ребенок. И он борется с болезнью, но угасает. При этом ведет блог для своего сына, рассказывая про себя, историю своей семьи, свою болезнь. Фильм – это своего рода завещание. «Я дышу» – не только фильм, а некий социальный проект – со своим сайтом, который привлекает к этой болезни внимание как профессионального медицинского сообщества, так и обычных людей. Вообще у них много социального кино.

– Было ли что-то такое на фестивале, что вы хотели бы реализовать в Саратове?

Катя: Ноу-хау я там не встретила. В принципе по стилю организации мы мало чем отличаемся от Dok.fest. Вопрос только в бюджете. Все-таки у них колоссальная поддержка со стороны государства и огромное количество спонсоров.

Денис: Ну и у наших фестивалей несколько разные задачи. Они воспитывают режиссеров-документалистов, мы же привлекаем простую зрительскую аудиторию. Но вот один момент все-таки поразил. Мы к приглашенным гостям всегда относимся по-домашнему. На Мюнхенском фестивале приглашенные участники даже от аэропорта добираются самостоятельно. И в принципе предоставлены сами себе. С одной стороны, это неплохо – больше свободы для маневров. Но с другой стороны, Мюнхен – такой город, в котором совсем не трудно заблудиться.

– Кстати, как вам понравился город?

Денис: Город очень красивый, чистый, зеленый. А еще у нас был архитектурный шок: вся эта старинная красота сохранилась. В центре нет никаких высоток. На окраине несколько многоэтажных зданий – то ли деловые, то ли торговые центры. А так все мюнхенцы живут в трех-пятиэтажных домах. И полгорода – футбольные болельщики. Магазины атрибутики мюнхенской «Баварии» на каждом углу. Причем половина населения всё это носит – шарфы, футболки, кепки.

Катя: Мы попали в город в те дни, когда проходил чемпионат мира по хоккею. Немецкая сборная играла с Латвией. На Мариенплац (главная площадь Мюнхена) был установлен огромный экран, где шла трансляция матча. Игра началась в семь, болельщики начали собираться на площади уже с полудня. И нигде никакой полиции, несмотря на большую толпу. Всё спокойно, мирно. Только станция метро была перекрыта на вход и на выход, но это, скорее, для того, чтобы избежать давки.

Денис: Еще что поразило: очень много магазинов национальных костюмов. И баварцы их носят. В основном мужчины. Надевают шорты, натягивают гольфы. Это впечатляет.

Катя: Еще на улицах много людей с ограниченными возможностями. Они гуляют с родственниками и в одиночестве. Прекрасно себя чувствуют на улицах, в парках, в торговых центрах, в метро. И приспособления для колясочников в глаза не бросаются. Всё как-то органично вписано в городскую среду.

В Мюнхене много велосипедистов. Есть дорога для автомобилей, велодорожка, дорожка для пешеходов. Мы с Денисом, как настоящие туристы из России, всё время забывали переходить на свою часть тротуара. И нам всё время сигналили. Наверное, велосипедисты у них главнее пешеходов.