Приёмы за и против лома
Почти миллион тонн черного металлолома легально принят в области в 2012 году – в три с лишним раза больше, чем годом раньше. Объём цветного лома увеличился на 70 процентов и составил почти 14 тысяч тонн. Эти данные Саратовстата прозвучали на отраслевом совещании в областном правительстве на минувшей неделе. По словам заместителя министра промышленности Владимира Белгородцева, резкое увеличение связано с наведением порядка в отрасли: получившие лицензию предприятия ведут отчётность, в результате чего последняя «вышла из тени».
В совещании участвовали сотрудники министерства промышленности и энергетики Саратовской области, в том числе глава ведомства Сергей Лисовский, представители предприятий, осуществляющих заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов в регионе, а также работники правоохранительных органов.
Конкуренты Северстали
– Собрали лома под миллион тонн – это сопоставимо с мощностью Северстали, – резюмировал министр Лисовский.
По состоянию на начало текущего года заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов на территории области осуществляют 158 юридических лиц и три индивидуальных предпринимателя. На них приходится 211 действующих лицензий (129 – по чёрному, 82 – по цветному лому). Деятельность лицензиатов велась на 498 участках в 31 муниципальном образовании. Основная часть юридических лиц зарегистрирована в Саратове (60%), Энгельсе
(24%) и Балакове (11%). Заготовительные участки находятся преимущественно в городах – Саратов, Энгельс, Балаково, Балашов, Вольск, Пугачев, Ртищево, Ершов, Красный Кут. Есть участок и в Саратовском районе. При этом, по данным областного минпрома, среди них 7 крупных лицензиатов. Они имеют в своём ведении по 10 и более участков. Данный бизнес хорошо развивается в промышленных центрах, и в нашем регионе он, по оценке чиновников, сопоставим по уровню развития с Самарской областью. По этому показателю Саратовская область входит в шестёрку лидирующих регионов ПФО.
К соседям на выучку
По словам начальника отдела лицензирования министерства промышленности Игоря Свешникова, произведенное в прошлом году изменение законодательства ужесточило нормы жизни участников этого рынка. Одними из нововведений являются требования к квалификации сотрудников на участке. Как оказалось, ряд нужных квалификаций не готовят в нашей области, и работникам приходится получать ее в Тольятти, Самаре, Пензе.
– Стыдно, – сказал министр. – Область становится металлургическим центром, а обучаться приходиться в Пензе.
Сергей Лисовский предложил проработать этот вопрос с учебными центрами Газпрома, ТНК-BP и прочими.
Также в перечень новых требований входит наличие на участке площадки с твёрдым покрытием (из асфальта или бетона). При этом обязательная площадь покрытия в законе не оговаривается.
– Плохо, – охарактеризовал положение Лисовский, предчувствуя, что пробелы в законодательстве могут стать поводом для наказаний при проверках. – Надо предложение в федеральные законодательные органы сделать, попросив зафиксировать, какой минимум должен быть.
Игорь Свешников отметил, что и сейчас нарушений на пустом месте предостаточно: во время проверок выясняется, что на месте отсутствуют информационные стенды и документы лицензирования, неправильно ведутся журналы (не прошиты, отсутствуют необходимые отметки). При этом, по словам чиновника, о плановых проверках предприятия предупреждаются заранее и должны к ним готовиться. Начальник отдела лицензирования предупредил также, что нельзя нарушать сроки лицензирования. По закону на это отпущено 45 рабочих дней, так что звонить в инстанции, пытаясь ускорить эту процедуру, не надо. «Нам смысла нет затягивать процесс лицензирования», – сказал Свешников.
«Гаражный» металл – закон не запрещает, но…
Можно ли открывать пункты приёма лома в гаражах? По словам начальника отдела правовой и кадровой работы министерства Александра Костюнина, законодательство категорически этого не запрещает, но существующие нюансы сводят возможность такой затеи к минимуму. Например, если гараж находится в жилой зоне, то его использование в качестве пункта приёма металла исключено. Земля под гаражами зачастую формально отведена совсем под другие цели, что тоже может являться препятствием для открытия пункта. Помимо этого, приёмный пункт должен иметь определённую санитарную зону, что сложно представить в зоне плотной жилой застройки. В гараж ведь нужно будет занести металлопресс, установить весы и организовать газоразделку-газосварку. Хотя при соблюдении прочих требований, если объект находится на удалении от жилья и понятие «гараж», скорее, его техническая характеристика, подать соответствующее заявление законодательство не запрещает.
13 процентов с пивной банки
По словам предпринимателя из Фёдоровского района Ибрагима Кулахметова, новые требования ему выполнять, мягко говоря, проблематично: если твёрдое покрытие на участок Кулахметов купить ещё смог, то обязательный по новому закону пресс (стоимость которого превышает 600 тысяч рублей даже за подержанный экземпляр) приобрести уже не в силах. По словам предпринимателя, от лицензии на работу с цветными металлами он отказался ещё несколько лет назад: для этого нужно иметь в распоряжении целую лабораторию да ещё вычитать по 13% подоходного налога с того, кто этот металл сдаёт. Даже если речь идёт всего о нескольких пивных банках, принесенных в пункт приема. Как заметил Кулахметов, он – единственный лицензированный приёмщик черного металла во всём районе, и если бы он махнул на законность рукой и делал бы всё леваком, то его материальное состояние заметно бы улучшилось.
– Мы готовы вам помочь. Я готов принять необходимое решение и в виде исключения разрешить работать без пресса, – сказал предпринимателю министр, пояснив, что власть заинтересована в присутствии в районе лицензированного сборщика и не допустит закрытия пункта, иначе «всё это пойдёт в другое русло».
– Может, у кого-то лишний пресс завалялся? – наугад спросил глава отдела лицензирования Свешников, вызвав в зале смех.
– Нарушения в этой сфере есть, и мы с ними будем бороться. Но всех под одну гребёнку – ни в коем случае, – сказал Лисовский. – Поэтому давайте продолжать вашу деятельность на законных основаниях.
Предприниматели пожаловались представителям полиции на случаи остановки сотрудниками ГИБДД перевозящих лом машин. Даже при наличии у перевозчика всех необходимых документов его приглашают в отделение. При этом иногда в отделениях приходится проводить по половине дня, после чего машину отпускают, не предъявив никаких обвинений. Понятно, что такие задержки никого радовать не могут. Как пояснили в ответ правоохранители, сотрудникам ГИБДД уже были даны необходимые рекомендации касательно работы с машинами, перевозящими лом, но предпринимателей попросили прислать в полицию конкретные факты подобных инцидентов.
Криминал – «за металл»
По данным замначальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Саратовской области Константина Шитова:
– за 4 месяца 2013 года зарегистрировано 132 кражи изделий из чёрного и цветного металлов, что на 8% выше аналогичного периода прошлого года, раскрыто 114 преступлений;
– большинство краж и угонов автотранспорта совершается с целью последующей сдачи похищенного в пункты приёма металла;
– объектом хищений является авто– и мототранспорт, автозапчасти, предметы жилищно-коммунального хозяйства (крышки люков, ограждения, электрические кабели, антенны, решётки, трубы);
– часть похищенного позже обнаруживается в легальных пунктах приёма лома.
[кстати сказать]
Министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский:
О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ НАШЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Я МОГУ ГОВОРИТЬ МНОГО
В беседе с корреспондентом «Газеты недели» глава областного минпрома отметил, что время привнесло в работу пунктов приёма металла больше порядка.
– Почему увеличились цифры? Да потому что изменились условия. При всех недостатках законодательства, надо признать, проделана большая работа по его совершенствованию. Сейчас есть чёткая регламентация, что из себя должен представлять приёмный пункт, как должны проводиться проверки, какая квалификация сотрудников должна быть. При этом хочу отметить увеличившуюся активность полиции. В начале двухтысячных многие представители правоохранительных органов крышевали это направление. Сейчас, конечно, такое тоже есть, но, уверен, гораздо меньше. Раньше обращения полиции по поводу незаконного объекта приёма лома были единичными случаями. Сейчас я в день по несколько обращений получаю со всей области. Видно, что ведётся борьба. И металл не уходит нелегальными каналами в другие регионы.
– Сергей Михайлович, каково соотношение легальных и нелегальных приёмщиков металла в области?
– Здесь как раз статистики нет. Всё равно нелегальное где-то всплывает в легальном. Тот, кто совершил правонарушение, вряд ли пойдёт сразу на лицензированный пункт. Всё-таки там контроль, там постоянно органы бывают. Он пойдёт к тем, кто занят нелегальным приёмом лома. Было вот сказано: 300 пунктов выявлено. Но и нелегальный приёмщик всё равно должен куда-то это сдать – или в легальный пункт, или в соседнюю область отправить, или ещё как-то. В конечном итоге нелегальное на начальной стадии потом, в переплавленном металле, в легальное преобразуется. Но нам-то важно, чтобы легально было на всех стадиях.
– Вы занимали пост главы министерства промышленности и раньше – в 2000-х годах. Принцип работы бизнеса металлоприёмки за прошедшие годы как-то изменился?
– Принцип не изменился, возросла техническая оснащённость – за это время наиболее серьёзные структуры приобрели грузоподъёмное, прессовочное, контрольное оборудование.
– Это связано с новыми правилами работы или это общая тенденция развития?
– Объёмы заставляют механизировать процесс. Что проще – грузчиков или механизацию использовать?
– Почему новые требования вызывают такие нарекания со стороны предпринимателей? Они действительно мешают им работать?
– О несовершенстве нашего законодательства я могу много говорить. Ведь оно должно подразумевать особенности своего применения. Вопрос вроде продекларирован – можно организовать приёмный пункт в гараже, но практически его невозможно организовать в соответствии. Так мы толкаем людей на нелегальные каналы. По моему мнению, надо глубже дифференцировать нормы: одно дело, приёмный пункт в Саратове, другое – в Ивантеевском районе. Надо вводить классификацию в зависимости от объёма перерабатываемого лома, отсюда должны выдвигаться и соответствующие требования к оснащению.