Закрыть, слегка почистить…
В воскресенье завершился очередной чемпионат России по футболу. Названы победители, медалисты, определены те, кто будет представлять страну в европейских кубковых турнирах. По моему глубокому убеждению, самое лучшее, что может сделать для отечественного футбола Российский футбольный союз и все, кто имеют власть и влияние в этой сфере, – отказаться от участия в еврокубках, отпустить по домам три четверти легионеров, играющих в российских клубах, и заняться внутренними проблемами. Словом, нужно российские клубы для Европы «закрыть, слегка почистить, а потом опять открыть – вторично».
Естественно, это совсем не то, что собираются и что будут предпринимать на самом деле футбольные функционеры. И совершенно не то, чего ждут болельщики. Но я всё же позволю себе развить провокационную идею.
С давних пор я любил смотреть футбол двух вроде бы противоположных уровней – когда играют мастера высокого класса и когда мячик гоняют мальчишки во дворе.
Как писали – правда, по другому поводу – Ильф с Петровым, «Посредственная скрипичная игра ужасна, а хорошая – посредственна и едва терпима. На скрипке надо играть замечательно, только тогда игра может доставить наслаждение».
Примерно так же я относился к футболу. С мастерами всё ясно, а мальчишки всегда играют замечательно, потому что для них каждая встреча с командой соседнего двора – как финал чемпионата мира.
Но чем дальше, тем больше меня тянет от мастеров в другую сторону – к мальчишкам с их бесхитростной игрой.
Пусть идут в дворники!
– Что ты мне толкуешь? Им же одно надо, бабок срубить, а потом хоть трава на футбольном поле не расти!
– Да ведь у них профессиональная жизнь короткая, лет в тридцать пять он уже не игрок, вот и старается запасти деньжат на будущее.
– Да мне до лампочки, что у них профессиональная жизнь короткая! Они что, не знали, куда идут, чем заниматься хотят?
– Так, может, они и не умеют ничего, кроме как мячик гонять!
– Да мне… Пусть в дворники идут! Там и уметь ничего не надо, и работа на всю жизнь – хоть какую длинную! Да и что они особенного сделали с этим мячиком? Что такого выиграли – чемпионат мира? Или хотя бы Европы?
Так или почти так (с употреблением более крепких выражений) обсуждался в одном из саратовских импровизированных болельщицких клубов (с употреблением довольно крепких напитков) скандал вокруг зенитовца Игоря Денисова.
Он тогда заявил о своем недовольстве размерами получаемого в клубе гонорара. Когда болельщики перевели не слишком осязаемые миллионы евро в отечественную валюту, их мысленному взору предстала ошеломляющая сумма. Получалось, что Денисов недоволен зарплатой примерно 300 тысяч рублей в день! А хотел он получать ежедневно полмиллиона рублей.
Но гнев болельщиков был направлен не персонально на Денисова.
Ведь не ему одному и не только в «Зените» достается такая фантастическая для большинства жителей России плата, которую язык не поворачивается назвать «заработной». Немногим лучше, в смысле немногим дешевле обходятся игроки и других клубов российской суперлиги.
А Денисов-то, собственно, возмутился тем, что на гораздо большую зарплату, чем у него, в «Зенит» пригласили бразильца Халка.
Афроспартаковцы, латиноармейцы, европитерцы
По старой памяти меня всё еще волнуют матчи с участием «Спартака» – но чем дальше, тем равнодушнее становлюсь я к любимой команде. И не потому, что давно не получается у нее стать чемпионом! Бывали у «Спартака» времена и потяжелее, вплоть до вылета из высшей лиги еще советского футбола, в середине 70-х.
Но тогда было ясно: это «Спартак» (Москва), который ни с чем и ни с кем не спутаешь, не то что нынешняя безликая в своей интернациональной многоликости команда.
Сразу отвергну могущие возникнуть у читателя подозрения в моем национализме и – упаси господи – в расизме. Ничего подобного! Цвет кожи, национальность, родной язык игроков – всё это нисколько меня не занимает. Более того, я вижу, что легионеры – как спартаковские, так и зенитовские, армейские и так далее – игроки неплохие, а порою просто хорошие. Но вопрос: какое отношение имеют они к российским командам? Легионерам нужно заработать денег и показать себя? Прекрасно, но при чем здесь «Спартак» (Москва)? И какая мне, в сущности, разница, кто забьет больше голов – бразилец Веллитон или бразилец же Халк? Нигериец Эменике или нигериец же Муса? При чем здесь «Спартак», ЦСКА и другие?
Понятно, что так сейчас устроен футбол во всем мире. Но я – человек старомодный, полюбил футбол в те времена, когда переход из клуба в клуб одного уровня (не из первой лиги в высшую) был редкостью, граничащей с изменой. Я уверен, что настоящий футбол обязательно должен быть замешен на патриотизме – как национальном, так и клубном. Принято говорить, что футболист защищает цвета своего клуба. Так когда-то рыцари защищали свои цвета – своего герба, флага…
Нынче футбольная Европа забыла о временах рыцарства. Хотел бы я послушать, что скажет король Артур, если рыцари его круглой премьер-лиги начнут менять цвета своих знамён по окончании каждого турнирного сезона! Вряд ли он счел бы их странствующими рыцарями – скорее, бродячими комедиантами.
Чтобы никого не обидеть, оговорюсь: бродячие комедианты заслуживают уважения и благодарности за их труды ничуть не меньше, нежели странствующие рыцари. Просто это разные профессии – одни бьются за свою честь и честь своих соотечественников, другие развлекают почтенную публику.
Конечно, футбольные легионеры заверяют, что они знают, понимают и ценят традиции, историю, дух – спартаковский, динамовский, армейский и так далее. Должно быть, они искренни – на сей момент. Да только они сегодня здесь, а завтра будут… Где? Там, куда пригласят на лучшие условия.
Легионеры нужны нашим клубам, чтобы учиться у них мастерству? (Наподобие гувернеров, учивших французскому российских недорослей.) Да вздор! Чтобы учиться мастерству, нужно пригласить двух, трех, много – четырех действительно высококлассных мастеров на команду. А не семь иностранцев выпускать на поле, как это позволяет установленный в чемпионате России лимит на легионеров. Кто же в учениках остается – три-четыре «счастливца»? И велика ли от того будет польза российскому футболу?
Да и вообще, о какой учебе можно говорить, если и этот, более чем вольготный, лимит пытаются отменить совсем – сколько накупил иностранцев, столько и выпускай на поле. Не получится ли, что от российских клубов останутся только обветшалые вывески?
На пути к европейской славе
Наиболее интересен пример использования легионеров в нынешнем российском футболе – махачкалинский клуб «Анжи». Богатый владелец клуба Сулейман Керимов сначала поразил воображение болельщиков, пригласив в команду знаменитого Роберто Карлоса – правда, уже заметно стареющего. Потом посыпались и другие громкие покупки: Траоре, Это'О.
Уважаемый мною редактор любимой «Независимой газеты» Константин Ремчуков по приглашению Сулеймана Керимова вошел в совет директоров «Анжи» и стал его председателем. В феврале с. г. в эфире программы «Футбол России» на телеканале «Россия-2» он высказал такую позицию по поводу лимита на легионеров:
«Можно было бы сказать, что лимит мешает нам, если бы в состав ставили российских игроков, которые слабее имеющихся иностранцев. Но те игроки, которые вышли – и Ещенко, и Жирков, и Габулов, – топовые на своих позициях. Они бы играли при любом количестве легионеров. Если говорить о конкуренции на нескольких фронтах, то, чем длиннее «скамейка» квалифицированных специалистов, включая иностранцев, тем легче тренеру маневрировать составом… «Анжи» предпочёл бы, чтобы не было лимита на легионеров? Да. Мы берём определенных россиян, которые хороши на своих позициях».
Ремчуков, в юности всерьез занимавшийся футболом, судит о нем со знанием дела. Но судит с точки зрения бизнесмена, каковым в первую очередь сам и является. А я, грешным делом, полагаю, что лучшие времена нашего футбола прошли – и были они лучшими именно тогда, когда футбол еще не стал в нашей стране бизнесом (может быть, именно потому они и были лучшими временами).
«Надо превращать футбол в бизнес, – объяснял Ремчуков свою позицию в другом интервью в ноябре прошлого года. – В футболе должны появиться лидеры этого направления, которые скажут – да, настало время. Пора двигаться вперёд. Все, кто занимается этим бизнесом, обязаны договориться между собой: закулисных игр не будет. В итоге проект Сулеймана Керимова должен стать проектом трансформации футбола в бизнес».
По поводу огромных денег, заплаченных за легионеров «Анжи», Ремчуков говорит: «Показываем игру – вопросов не будет. Это’О вызывающе много стоил, даже у Роналду возникали проблемы с «Реалом» по поводу зарплаты Это'О, но все видят, особенно сейчас, что «Анжи» идёт к европейской славе, и Это'О часть проекта и в игровом, и имиджевом плане. После Роберто Карлоса, после Это'О другие футболисты легче соглашались на переход в «Анжи».
К европейской славе «Анжи», возможно, и правда, приближается. Неплохо выступил в прошедшем сезоне в Лиге Европы, выйдя в плей-офф, но проиграв 1/8 финала английскому «Ньюкаслу». И теперь по итогам чемпионата России уверенно попал в зону еврокубков на грядущий сезон.
Но вот в молодежном чемпионате страны (то, что раньше называли турниром дублирующих составов) «Анжи» занимает более чем скромное 13-е место. Не потому ли, что всё внимание, старание и средства в первую очередь направлены на результат взрослой команды? Когда еще будет отдача от молодежи – кто знает. А российские бизнесмены с неохотой вкладывают средства в «долгоиграющие» проекты, не сулящие скорой прибыли.
Рановато устают бегать?
Несколько дней назад юношеская сборная России выиграла чемпионат Европы «до 17 лет», обыграв в финале сборную Италии в серии пенальти. В 2006 году наша юношеская тоже становилась чемпионом. Неплохо обстоит дело с подготовкой смены?
Но вот что удивительно: чем старше становятся наши футболисты, тем труднее даются им победы. Устают, что ли, бегать?
Молодежный чемпионат Европы (в возрасте до 21 года) отечественная команда – тогда сборная СССР – выигрывала дважды: в 1980-м и 1990 годах. За это время итальянцы становились чемпионами пять раз, испанцы – трижды, голландцы и англичане – по два раза, как и наши. Но 90-й год – это было давно… Тогда блистали Канчельскис, Мостовой, Колыванов, Добровольский. А в 1980-м «золотым игроком УЕФА» был назван игрок советской молодежки Анатолий Демьяненко. Позже среди «золотых» блистали другие начинающие звезды взрослого футбола: Хуан Мата, Клаас-Ян Хунтелаар, Альберто Джилардино, Петр Чех, Андреа Пирло, Луиш Фигу…
Ни советских, ни российских молодых футболистов после 1980 года этого звания не удостаивали.
В феврале с. г. стало известно, что Академия футбола имени Коноплева в Самарской области, одна из лучших детско-юношеских футбольных школ России, может закрыться, поскольку «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича отказалась от финансирования.
По данным «Газеты.Ru», владелец «Челси» ежегодно выделял на академию около 100 млн рублей. 30–40% затрат возвращалось Абрамовичу в виде поступлений от продажи футболистов.
Позже стало известно, что руководство региона решило сохранить академию и поручило опекать её, в частности, клубам «Крылья Советов» и «Лада». Ну, конечно, «Крыльям» это проще, чем какому-то там «Челси» и его хозяину.