Не стоит село без школы

Оценить
Жители села Толстовка Краснопартизанского района защитили своих детей от «оптимизации» системы образования

В целях оптимизации малокомплектных школ их ликвидируют. Или переводят из разряда общеобразовательных в начальные (4 года обучения) либо основные (5 лет обучения). Но каждое село переживает закрытие местной школы трагически. Жители сёл осаждают чиновников, обращаются с ходатайствами в адрес губернатора или даже президента. Павел Ипатов когда-то успокаивал сельчан: «Это плановая работа, однако массового закрытия сельских школ быть не должно». Нынешний губернатор Валерий Радаев заявил, что задачи закрыть малокомплектные школы нет – надо искать свои пути решения для каждого конкретного случая. В большинстве случаев решение, как правило, выносится не в пользу граждан. А вот жители села Толстовка Краснопартизанского района всё-таки смогли предотвратить закрытие школы и развал своего села.

Постепенно останутся только пожилые

Толстовская средняя школа – одно­этажное кирпичное строение с вытянутыми в противоположные стороны крыльями. Здесь учатся около шестидесяти учеников из двух сёл – Толстовки и находящейся в двух километрах от нее Беленки. По предварительному подсчету, в ближайшие три года численность обучающихся снижаться не будет. В детском саду нынешним школьникам растет достойная замена – около пятидесяти ребятишек.

Тем не менее, слухи о том, что толстовскую школу, как и другие школы района, скоро сделают основной, шли давно. Трое учеников, окончивших в этом году девятый класс, вместе с родителями приняли решение учиться в других школах или поступать в иные учебные заведения. В десятый класс в этом году идти оказалось некому. В одиннадцатый класс собираются перейти только два человека. Из управления образования администрации Краснопартизанского района появились сведения, что школу действительно переведут в этом году в статус основной. Старшеклассники должны будут учиться в школе соседнего Рукопольского муниципального образования.

Родительский комитет решил поддержать школу и выступил против реорганизации. Он провел собрание, на котором участники приняли единогласное решение предпринять усилия по сохранению школы.

Именно подростковый период, по мнению родителей, очень непредсказуемый и опасный. Попадая в новую среду, подростки, как губка, будут впитывать всё, в том числе и плохое, что их окружает («не в силу бестолковости, а в силу подростковой бесшабашности, в силу желания выделиться среди других или, наоборот, быть как все»). Наличие же старших классов в селе позволит родителям дольше сохранять своих детей под присмотром.

Районная администрация заверила, что будет организован подвоз детей в соседнюю школу, которая находится на расстоянии 15 километров от села Толстовка. Но транспортное средство, как считают родители, не вечно, оно требует устранения неисправностей, прохождения техосмотра. К тому же есть вероятность, что деньги на транспорт не будут перечисляться вовремя (если вообще будут перечисляться). «Не знаю, как это будет удобно школе, если один школьный автобус будет привозить детей из Беленки в Толстовку и в Рукополь – с учетом того, что занятия в обеих школах начинаются примерно в одно и то же время», – беспокоится Татьяна Воронина, мама будущего одиннадцатиклассника. Детям придется рано вставать, а возвращаться зимой они будут, уже когда наступит темнота. Многие из них помогают родителям ухаживать за скотиной. Тогда времени на домашнее задание совсем не останется. Помешает и разница в учебной занятости: детям младшего возраста придется дожидаться старшеклассников.

Проблемы с подвозом могут возникнуть и в зимнее время: гололед, снежные заносы. Родители пришли к выводу, что вероятность нанесения ущерба здоровью и жизни детей возрастет на 70 процентов.

В итоге родители сделали вывод, что начало реорганизации школы приведет к развалу села, в котором постепенно останутся только пожилые люди. «Не будем проводить параллель развала села на уровне развала всей страны», – резюмировали члены родительского комитета толстовской школы. С протоколом собрания и подписями они обратились в районную администрацию.

«Вопрос о переводе школы в основную не стоял»

Глава администрации Краснопартизанского района Юрий Бодров заявляет, что вопрос о переводе толстовской школы из средней в основную даже не стоял. «Вы прекрасно знаете, что по стандартам образования Российской Федерации наполняемость класса должна быть максимум 15, минимум пять человек. Это нужно, чтобы преподать российским детям достаточный уровень образования. Но два ученика не получат того комплекса знаний, который смогут получить в современной и укомплектованной школе. Они будут ездить в Рукополь. Средняя школа при этим остается, мы ее не закрываем. Просто два года подождем, пока наберутся ученики», – говорит Бодров.

Правда, о том, что двум ученикам придется все-таки ездить в Рукополь, их родители не знали. Они по-прежнему надеются, что дети пойдут в одиннадцатый класс в толстовскую школу.

Районная администрация обязуется обеспечить транспортное сообщение между Рукополем и Толстовкой. Специально для этого готовится автомобиль, который ежедневно будет возить толстовских школьников в соседнее село. «Доставку детей мы берем на себя, это не ляжет на плечи родителей», – заверяет глава администрации. Поскольку многие рукопольцы работают в Толстовке, а толстовские жители – в Рукополе, представители районной администрации поговорили с фермерами и взяли с них обещание своевременно чистить дороги. Последние два года дорога между сёлами всегда своевременно очищалась.

В Рукополь на данный момент уже доставляют школьников из двух других школ. Сейчас там готовят пункт, где можно будет переночевать во время непогоды (буран, заносы) и где будут обеспечены комфортные условия для детей.

Село с ясной экономической перспективой

Сельские жители признаются, что районная администрация согласилась сохранить школу не сразу. Сначала родители послали челобитчиков с протоколом заседания родительского комитета и собранными подписями в защиту сохранения средней школы. Районная администрация ответила отказом, мотивируя закрытие старших классов вышестоящим указом. Потом подключились местные фермеры и индивидуальные предприниматели. Говорят, ездили в Саратов, чтобы отдельно рассмотреть проблему толстовской школы, и только тогда пришли к сегодняшнему решению. «Если у нас будет полная школа, то жители останутся в селе, у нас будут рабочие силы – наше хозяйство сможет расширяться, а село процветать», – говорит руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «ТДиК» Виктор Таран.

Глава районной администрации Юрий Бодров говорит, что Толстовка – единственное село в районе с ясной экономической перспективой. В селе развиваются фермерские хозяйства, там рабочие места со стабильной заработной платой. Он рассказывает: «Мы разговаривали с местным фермером, он не останавливается на достигнутом, расширяет и усовершенствует свое хозяйство. Сейчас, например, в хозяйстве Тарана строится пункт переработки зерна. Хотят возрождать мелиорацию, проводят сельскохозяйственные семинары по обмену опытом между фермерами».

В толстовском детском саду сейчас с трудом находят места для детей. Для сравнения: в селе Корнеевка Краснопартизанского района всего два ребенка дошкольного возраста, а в Чистополе – ни одного.

Что касается уровня школьного образования, то все дисциплины ведутся квалифицированными преподавателями-предметниками с большим стажем работы. И результат их работы налицо. К примеру, в прошлом году из девяти выпускников пятеро поступили в университеты, трое из которых на бюджетную форму обучения: одна выпускница учится в медицинском университете, двое других – в СГУ. Директор школы Елена Воронина говорит: «На мой взгляд, нам удается обеспечить детям достойный уровень школьного образования. То, что нам удалось избежать реорганизации школы, – большая победа для школы и залог процветания наших сёл».

 


[кстати сказать]

Родные дети нашей школы

На линейке в честь последнего звонка в одиннадцатом классе плакали все одноклассники, наши родители и учителя, кроме двоих. Я не плакала, потому что вера в светлое будущее у меня пересиливала тоску по школе. Второй такой же стойкий – единственный мальчик в классе.

С первого по одиннадцатый класс я, как и все «беленские», проходила пешком двухкилометровое расстояние от села Беленка до толстовской школы. Ходили в ураганные ветры, морозы, по колено в сугробах из-за нечищеных дорог. И только в год моего окончания школа обзавелась по целевой программе новеньким желтым автобусом, на котором мне так и не посчастливилось покататься.

Еще до того, как премьер-министра Медведева стали беспокоить холодные школьные туалеты, мы бегали из школы на улицу. Бежать в уличный туалет приходилось на расстояние около пятидесяти метров, и именно бежать – потому что даже в зиму мы редко набрасывали на себя верхнюю одежду.

У школы долгое время не было теплого туалета, зато был огород на берегу Иргиза, который ученики должны обрабатывать на уроках технологии и во время летних практик. С этого огорода мы неизменно получали богатый урожай, правда, по мере того, как приближалась демографическая яма, территорию огорода приходилось не раз урезать. Вот так первую и четвертую четверть нам прививали любовь к сельскому труду. В холодные месяцы девочки в одну из четвертей занимались рукоделием, а вторую – учились готовить. Мальчики выпиливали столярными инструментами поделки и мелочи для хозяйства. Став старшеклассниками, они начинали обучаться вождению тракторов.

Еще в большом почете в нашей школе был спорт. Толстовские спортсмены привозили все награды с районных соревнований. У меня со спортом не ладилось. Примерно раз в год классная руководительница и завуч ходили к физруку выпрашивать для меня пятерку, чтобы не замарать мой дневник. Физрук неохотно соглашался. Зато после такой школы вузовские преподаватели признали во мне хорошего бегуна.

Самыми любимыми для многих были уроки истории. Мы выглядывали среди зарослей тропических деревьев, а вдоль стен на полках стояли древнейший телевизор, несколько ржавых утюгов, лежали камни с отпечатками древних животных, монеты, разнообразные железные палки-копалки, горшки и даже фигура идола какого-то степного народа. Тамара Васильевна собирала эту богатую коллекцию силами своих учеников: любая принесенная вещь старше двадцати лет давала шанс попасть в ее краеведческий музей. Уроки Тамары Васильевны были крайне интересны. Главная радость – если она устраивала презентации, как сказали бы мы сейчас: крутила ленты на старом диафильме и читала текст выразительным приятным голосом.

И мы как-то не замечали, что терпим неудобства (ну, может, не хватало только компьютеров на уроках информатики – тогда их было всего три на целый класс). Оттого что у нас не было мультимедийного оборудования и прочих новшеств, без которых не мыслится современная школа, мы не сдали хуже других ЕГЭ. При этом в нашей Беленке и Толстовке не было, естественно, никаких репетиторов и курсов по подготовке к экзаменам. Учительница русского языка Ольга Леонтьевна отмечала, что теперь перед ней стоит двойная задача – не только дать знания, но и тренировать выполнять ЕГЭ.

Ах да, у нас был самый лучший повар на свете – тетя Катя, которую по паспорту звали Анна Леонидовна.

В общем, мы были родными детьми своей школы, которая воспитала нас в скромности и деревенской простоте. Каждому из наших немногочисленных учеников находились внимание и забота. А этого всего могут лишиться ученики любой из пятисот четырех малокомплектных школ области, которые находятся под риском закрытия или реорганизации.