Степаныч – памятник
По глубокому убеждению автора этих заметок, построение гражданского общества невозможно без поднятия уровня культуры. Более того, он же не менее уверен в том, что попытки привлечь внимание народа политическими митингами или агитацией не приведут к такому значительному и долговременному эффекту, какой возможен в случае массового прививания культуры населению. А если эффект всё же будет, то окажется страшным. Потому что толпы хамов строить не могут. Только разрушать.
Совсем недавно появившееся (с 19 мая) ОТР (Общественное телевидение России – не путать с Первым каналом – экс-ОРТ!) ставит в качестве главной задачи развитие гражданского общества и потому включает в себя самые различные блоки.
Вот какое описание мы встретили на сайте ОТР: «Передача обо всех сферах культурной жизни России.
Гости «Культурного обмена» – известные и начинающие режиссеры, актеры, писатели, музыканты и художники из разных российских городов. А также люди, которые обычно остаются за кадром, но без чьего участия художественные проекты не могли бы состояться: кураторы, театральные художники, сценографы...
По пятницам гостем программы будет герой культурной жизни минувшей недели.
Ведущий: Сергей Николаевич… Возглавлял редакции журналов «Советский театр», «Огонек», «Коммерсант», «Домовой», российских версий Elle, Madame Figaro и Citizen K. Заместитель главного редактора проекта «СНОБ». На его счету несколько книг: «Всё о моем отце», «Всё о Еве», «Красная Стрела».
Я решил посмотреть выпуск за четверг. Главной темой была набирающая популярность среди представителей искусства работа с мусором. Оказалось, что таких умельцев по всей России немало. И фантазией они не обделены. Например, арт-группа «Комки и палки» решила создать портрет Мусоргского из мусора и банок. В их будущих планах значатся портреты Глинки и Чайковского. Догадайтесь, из чего. А, скажем, техноскульптор (по собственному определению) Александр Кулешов принципиально мастерит из мусора такие объекты, чтобы они помимо эстетического наслаждения приносили еще и практическую пользу, – например, часы.
В качестве собеседника ведущего по вопросу о мусоре в искусстве выступил художник и скульптор Николай Маврин из Ульяновска. В своем городе он создает скульптуры из металлолома. Как выяснилось, всё началось с банальных бытовых проблем – у художника начал рушиться сарай, и он, чтобы материал не пропадал зря, пустил его «в оборот». Слушать Маврина приятно, оказывается, что в таком «мусорном искусстве» вопрос о материале отнюдь не вторичен: нельзя совмещать всё, что попадется под руку, иначе это будет выглядеть столь же уместно, как на корове седло. По отдельности они хороши, но не вместе. Его пример, впрочем, был о красках, но я немного упростил его, чем, надеюсь, никаких обид не вызову. Одно обидно: власти, как всегда, не заказывают такие работы. Хорошо если в дар примут для города, как в Ставрополе.
Помимо разговора о мусоре, в программе прозвучал анонс важнейших культурных мероприятий в России на следующий день, обзор новой книги Александра Илического «Орфики» и рассказ о том, что, оказывается, в Омске есть памятник сантехнику Степанычу. Если его приобнять, то дома не придется ждать его коллег.
Критика на ОТР обрушилась с первого же дня существования канала, но, кажется, за эту передачу можно быть спокойным.