Не спи, проспишь счастье!
Снующие туда-сюда десятки, даже сотни счастливых людей – в театральном гриме, с воздушными шарами, в смешных бумажных шляпах и прочих, каких-то «своих» знаках отличия, а то и без них – в центре города в субботу вечером – явление для Саратова непривычное. Так, в движении, город провел Ночь музеев.
То, что музеев в Саратове много, а ночь (с 18:00 до полуночи) слишком коротка, стало понятно ближе к концу нашего путешествия. Из всего многообразия представленных любителям искусства программ нам удалось посетить всего три – в Радищевском, краеведческом и Доме-музее Павла Кузнецова. Впрочем, и этих трех музеев и мне, и моей дочери, которая в музеи попала впервые, хватило для того, чтобы получить нереальное удовольствие.
За классикой в Радищевский
Когда мы подошли к историческому зданию Радищевского музея (на часах было без пяти минут начало), ко входу тянулась огромная очередь. На площадке перед музеем уже шел концерт эстрадно-симфонического оркестра саратовской консерватории.
Прямо у входной двери нас поймала сотрудница музея и пригласила в шляпную мастерскую (цокольный этаж). Для того чтобы принять участие в изготовлении элегантной шляпки типа «Козетта», требовалось всего лишь заплатить в кассу сто рублей. Мы распрощались с сотней и спустились к гардеробу. Маленькая дверца рядом вела в небольшое помещение, где на сдвинутых столах стояли банки и баночки с краской, стаканы с водой, лежали кисти, ножницы, клей. В мастерской уже было шесть посетителей – три девочки с мамами. Вскоре пришли еще желающие соорудить себе модную шляпу. Минут через десять, когда нас набралось достаточное количество, все расселись за столы и получили картонные заготовки. Дети сидели и с увлечением загибали зубчики шляпного задника, мамы суетились рядом, иногда помогая и подсказывая. Потом на эти зубчики была приклеена вторая – козырьковая – часть. И началось самое интересное. Смешать краски на картоне, взять в руки огромную кисть и ровным слоем выкрасить будущую шляпку в тот цвет, который тебе нравится. Девчонки с восторгом возили кистями по картону, создавая будущий шедевр. Мамы не отставали.
Затем из коробки, наполненной лентами гофрированной бумаги, были извлечены полоски нужных цветов, и началось декорирование заготовок. Под чутким руководством волонтеров мамы степлером крепили ленты к шляпам, сооружали из них волны и розочки. Ура, через полчаса шляпка готова! Розовое чудо в белых и бордовых кружевах с красными лентами отправляется гулять с нами по музею.
Все-таки за классикой в этот музей лучше ходить в будни и за деньги: удовольствия от просмотра шедевров живописи в огромной толпе немного. Все экскурсоводы уже с кем-то заняты, а какие именно шедевры достали на сегодня из хранилища, самостоятельно понять трудно, если вы, конечно, не искусствовед.
У здания музея на Первомайской – творческая мастерская «Саратовский Монмартр»! Художники создают шедевры на глазах у изумленной публики. Вот девушка позирует скульптору, вот художник, сидя за мольбертом, рисует какого-то носатого бородача в интерьере города. А в паре шагов от них мимы накладывают всем желающим театральный грим абсолютно бесплатно. Рядом небольшой ансамбль играет какую-то этническую музыку, под нее пляшут все желающие.
Тут же за символическую плату (опусти в коробку монетку) раздают воздушные шарики.
На площадке стоит пара мольбертов для желающих присоединиться к художникам, но не всем хватает крепежных магнитиков для бумаги. Так что живопись осваивают только двое мальчишек.
Мир наоборот
Дом-музей Павла Кузнецова пользуется популярностью в узких кругах любителей современного искусства. Поэтому тут пока нет очереди. Выставка «Течения» – бесплатная.
В залах музея – видеоарт, объекты, инсталляции, живопись, графика, перформансы. В одном из залов – инсталляция Михаила Леженя «Мир наоборот»: из воды выскакивает якорь, стараясь закрепить, видимо, какую-то подводную лодку. Лодочный мотор, раскручивающийся вокруг своей оси: лопасти шлепаются в воду и вылетают из нее, и снова шлепаются.
Еще один арт-объект – шар. В зал с шаром выстраивается солидная очередь – а всё для того, чтобы водрузить конструкцию себе на голову. Внутри шар покрыт маленькими зеркальными квадратиками, которые отражают тысячи твоих глаз. И пахнет там травами. Снимать его совсем бы не хотелось, не будь он таким тяжелым. С этим шаром связано целое поверье, что он избавляет от болезней.
Выход в сад – 100 рублей со взрослого. В саду тебе предлагают беспроигрышную лотерею. Билетик за рубль, но свой выигрыш надо найти на дне одной из четырех пятилитровых банок, наполненных песком, землей, тестом и томатной пастой. Если основательно порыться, к примеру, в песке, то можно вытащить пятирублевку. А потом пойти отмывать добычу в рядышком висящий рукомойник. На старенький зеленый рукомойник направлена новенькая зеленая веб-камера: чуть ниже по тропинке в окне выставлен монитор, на который с веб-камеры транслируется процесс «отмывания денег».
В саду рисуют дети, кто-то раскрашивает листы бумаги, кто-то – коробки из-под обуви, а кто-то траву под ногами. В беседке зрители расписывают ленту Мёбиуса (уже третью на тот момент) своими пожеланиями вечности.
В кустах сирени все желающие складывают оригами-бабочек, пишут на них добрые пожелания и лепят их на паутину из скотча. Это инсталляция «Ловец снов». Уйти оттуда, а уж тем более увести восьмилетнего ребенка было невероятно трудно, несмотря на полчища поедающих всё живое комаров.
Квест за счастьем
Очередь в краеведческий музей в половине десятого вечера – метров двадцать. Зазывала у входа предупреждает: внутри вам выдадут карту, на которой зашифрованы восемь предметов, кто найдет все восемь, может отправиться в комнату счастья.
Карту дают прямо на входе. На ней изображения глаза, ключа, гребня, птицы, подковы, еще какие-то предметы. Как их искать? Осматривать все стенды? Так на это и ночи не хватит. Но нет: почти в каждом зале сидит рассказчик – морячок, или старый нэпман-портной, или скифская красавица. Каждый поведает вам свою историю, а в истории той зашифрована подсказка – какой предмет в этом зале искать. Но актеров больше, чем загаданных предметов: какие-то рассказы оказываются пустышкой. В поисках всех восьми мы бегаем по залам и этажам, постепенно отыскивая предметы-ключи, отмечая их на карте галочками. Через час приходим в комнату счастья, где нам ставят на карту печать, проводят в беседку, где можно загадать желание.
Пока ребенок пишет впечатления в книге отзывов, смотрительница жалуется: вот раньше денег было больше, костюмы богаче, программа интереснее. А сейчас бюджет такой, что вся акция – сплошная выдумка и энтузиазм. К счастью, и того, и другого тут в избытке. И этот краеведческий квест остается, наверное, самой запоминающейся акцией.
Обессиленные, выходим в ночную прохладу. Очередь в музей ничуть не меньше, чем час назад. Есть еще время дойти до музея Чернышевского. Вот только силы на нуле. Дочь в полном восторге, захлебывается впечатлениями, собирается через год еще раз повторить этот шикарный опыт и по возможности зазвать своих одноклассников.
В эту ночь ты на самом деле чувствуешь, что музеи – это не набор экспонатов, а история, живая и живущая в них, что ты, будучи кем угодно по профессии, оказываешься сопричастным к искусству. В общем, ты выигрываешь этот квест в поисках счастья.
(Квест – игра, чаще компьютерная, в ходе которой надо что-то отыскать, найти. – Прим. ред.)