Электронное правительство, оно же электронная стена
Уже который год российские органы власти плавно перемещаются во всемирную глобальную сеть – строят там электронное правительство. Успехи и проблемы перемещения обсудил в минувший четверг на круглом столе в Саратовской областной думе. На разговор собрались региональные депутаты, члены областного правительства, представители научного сообщества и общественности.
Непростая арифметика
С внедрением универсальных электронных карт, призванных заменить гражданину множество документов (полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, проездные документы на транспорте и т. д.), случилась в области пробуксовка. «Чтобы карты заработали, необходимо создание соответствующей инфраструктуры», – пояснила председатель комитета по информатизации областного правительства Лариса Кузнецова.
Сделано в этом направлении пока маловато. Создан центр, отвечающий за выдачу карт, определены приоритетные направления ее применения – пока это транспорт и жилищно-коммунальная сфера. Коммерческие предложения от организаций, готовых реализовывать этот проект, по словам Кузнецовой, сейчас поступают.
Еще одной причиной пробуксовки проекта являются, конечно же, деньги. За выпуск и обслуживание карт отвечает субъект, он несет все финансовые затраты, с ними связанные, заметила Кузнецова и предложили посчитать траты: «Себестоимость одной карты составляет 350 рублей. Жителей в области, допустим, два миллиона. Умножаем. Получается шесть миллиардов. И это только чтобы карты выдать. Где взять деньги?» Хотелось бы отметить, что в результате умножения озвученных цифр выходит 700 миллионов. Эта сумма гораздо меньше, чем миллиарды из арифметики министра, но тоже впечатляет. И после нее тоже возникает вопрос: «Где взять деньги?»
Несмотря на свою относительную – пока – бесполезность универсальная карта – штука хорошая. И в будущем, если власть постарается и система заработает на полную, для людей современных карта станет незаменимой вещью. Использовать ее можно будет по всей стране – раз, в качестве ключа к личному кабинету на портале государственных слуг – два, для оплаты коммунальных счетов, штрафов, проезда в транспорте и совершения покупок – три.
С начала этого года карты в области выдаются всем желающим, написавшим соответствующее заявление. В регионе действует шесть пунктов выдачи. Расположены они в Саратове, Энгельсе и Балакове. Желающих получить карту в области набралось пока 1800 человек, более 750 ее уже получили.
«На что почта потратит такие деньги?»
Доступ к Интернету имеют в нашем регионе далеко не все граждане. Особенно остро этот вопрос стоит на селе. Для того чтобы у жителей была возможность воспользоваться услугами электронного правительства, в губернии активно формируется сеть многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных слуг. Работают такие центры по принципу одного окна. Кстати, норматив таков: в районных центрах и городских округах одно окно рассчитано на пять тысяч жителей, в небольших сельских поселениях – на две тысячи. Что касается норматива по предоставлению услуги, то временные рамки здесь такие: на ожидание в очереди 15 минут, на оказание самой услуги тоже 15 минут.
Проект по открытию многофункциональных центров рассчитан на три года. На его реализацию в этом году выделено 159,1 млн рублей. В результате в многофункциональных центрах Саратова, по словам Кузнецовой, заработают 92 окна, Энгельса – 50, Балакова – 40.
Самая большая сложность при открытии многофункциональных центров, по словам чиновницы, заключается в помещениях. К помещениям этим предъявляются жесткие требования. Во-первых, располагаться они должны на первых этажах зданий, чтобы инвалидам и пожилым гражданам пользоваться ими было удобно. Во-вторых, на функционирование каждого окна необходимо 10 «квадратов» и еще столько же – для зоны информирования. В-третьих, необходимо приличное свободное пространство для размещения серверов. В-четвертых, будущие центры должны быть оборудованы туалетами. В результате найти подходящие помещения довольно сложно. Оттого реализация проекта тормозит, и схема размещения центров постоянно переписывается.
Заметив, что проект по созданию многофункциональных центров дорогой и очень трудоемкий, депутат Алексей Мазепов вспомнил «Почту России». Структура эта в Саратовской области испытывает в последнее время много трудностей. Руководство ее жалуется на сложную жизнь и периодически просит областных парламентариев о помощи. «Почта испытывает проблемы в районах, у вас тоже затруднения есть, помещения найти сложно. Может, вам объединиться?» – предложил депутат.
Кузнецова ответила, что с саратовским филиалом почты ее комитет сотрудничать пытался. Однако цены, прописанные руководством структуры в коммерческих предложениях, чиновников шокировали. «Стоимость одного окна более миллиона рублей составляет по их проекту. Мы не понимаем, на что почта собирается тратить такие деньги. Это очень дорого. Они еще хотят, чтобы мы отремонтировали отделения почты, поставили компьютеры их сотрудникам и обеспечили их зарплатой, – сообщила Кузнецова. И для наглядности добавила: – На 159 миллионов рублей, выделенных в этом году на открытие центров, мы уже более 200 окон открываем».
Подписывая электронные документы
«Проект стартовал очень тяжело. Причина в том, что переход на новое всегда вызывает массу вопросов», – заметила Кузнецова, рассказывая о сложностях, которые возникли при организации электронного документооборота между различными структурами. «Вначале я по коридорам не могла спокойно ходить. Коллеги, с которыми я встречалась, постоянно жаловались мне, что система не работает», – поделилась воспоминаниями чиновница. Зато сейчас, по ее словам, электронный документооборот функционирует на радость всем. На планшетных компьютерах, которые руководители министерств и ведомств носят с собой, установлено необходимое программное обеспечение. С его помощью находящиеся в дороге чиновники могут оперативно просматривать входящие документы и подписывать исходящие.
О том, как движется внедрение информационных технологий в здравоохранение, рассказывала заместитель министра здравоохранения области Елена Маринченко.
«Через систему «Электронная регистратура» на прием к врачу записывается еженедельно около пяти-шести тысяч человек», – поделилась она статистикой.
После выступления чиновницы парламентарий Наталья Линдигрин указала на проблему плохо работающих инфоматов, через которые и происходит запись к врачам.
«Депутаты ездят по районам, посещают больницы и поликлиники и видят там неработающие инфоматы. На что сотрудники говорят: «Нам привезли, но мы к нему не подходим», – заметила Линдигрин. И поинтересовалась, кто в медучреждении отвечает за технику. «Сбои имеются. Жалобы от граждан нам поступали. Я и сама сталкивалась с проблемой», – согласилась Маринченко. «Аппараты иногда отключают для того, чтобы обновить данные о приеме. Однако у них есть подрядчик, который осуществляет обслуживание. Также многое зависит от самого лечебного учреждения», – добавила чиновница.
Из 92 госуслуг, размещенных на портале министерством социального развития области, наиболее востребованы 15. В их числе выплаты ежемесячных пособий на ребенка и ежемесячные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам и инвалидам. С такими данными ознакомила собравшихся заместитель министра социального развития области Ирина Седова.
В результате обсуждения возник вопрос о сохранности персональных данных. Очень уж переживал по этому поводу проректор СГСЭУ Сергей Овчинников. Оказывается, переживал не зря. Выяснилось, что вопрос о защите информации остается пока открытым. Приступать к его решению власти собираются только летом.
Информационные технологи от коррупции не спасают
«Самая популярная из наших услуг – электронная очередь в детские сады», – рассказала министр образования области Марина Епифанова. И пояснила, что система ранжирует детей по возрасту и району и позволяет вести точную статистику, так как не считает одних и те же очередников, записавшихся в несколько учреждений сразу. Правда, с услугой иногда возникают проблемы. Родители жалуются: вчера они были, к примеру, десятыми в очереди, а сегодня уже стали четырнадцатыми. По словам министра, происходит так оттого, что очередь обновляется автоматически, двигают граждан льготники.
«От коррупции электронная очередь не спасает, родители жалуются на детский сад, где под видом льготников проходят за деньги обычные люди», – возразила член общественного совета при областной думе Ольга Пицунова. «Давайте не будем голословными. Это какой детский сад?» – поинтересовалась министр. «Детский сад № 124 в Саратове», – ответила Пицунова.
Общественница стала практически единственным человеком, раскритиковавшим благостную картину электронного мира, нарисованную чиновниками. «Огромные деньги крутятся в системе электронного правительства. Основная задача, стоящая перед чиновниками, – предоставление качественных услуг. Однако за качеством никто не следит. Зачастую электронное правительство не помощником является, а преградой», – возмутилась Пицунова и привела пример. Человек решил узнать кадастровую стоимость своего участка. Воспользовался порталом. Ответ его смутил, так как сильно разнился со стоимостью точно таких же соседских участков. Однако узнать, почему так, человек не смог. «Не нравится, идите в суд», – ответили гражданину. «Не знаю, совпадение это или нет, но с развитием электронного правительства исчезли из прямого доступа контактные данные ведомств – телефоны, почтовые и электронные адреса, – заметила общественница. И заключила: – Чиновники просто отгородились от народа электронной стеной».
Первые по услугам, пятые – по пользователям
Саратовская область стала одной из пилотных территорий по внедрению системы электронного правительства. Региональный портал государственных услуг действует у нас с 2008 года, обновленный, на котором размещены также и муниципальные услуги, запущен в 2012 году.
По общему количеству оказанных электронных услуг – 5787 – область занимает первое место в Приволжском федеральном округе, по количеству пользователей, число которых составляет 26338, – пятое. В настоящее время на портале 64.gosuslugi.ru опубликованы 211 государственных и более 3000 муниципальных услуг. В этом году к ним будут добавлены еще 74. На их размещение планируется потратить 27 млн рублей.
Свести к минимуму личное взаимодействие с государством
Электронным правительством называется такой способ предоставления информации и оказания услуг, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано, а вот информационные технологии используются по максимуму.
Электронное правительство состоит из множества проектов, которые существовать и работать отдельно друг от друга не могут. Среди этих проектов внедрение универсальных электронных карт, организация электронного межведомственного взаимодействия различных структур и ведомств, перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг и формирование сети многофункциональных центров по их предоставлению.