Как горох от стенки!

Оценить
Неисправность причалов речного вокзала отпугнёт волжских туристов от нашего города

Туристические теплоходы в эту навигацию не могут подойти к причальной стенке Саратовского речного вокзала – впервые за всю его историю. Это стало просто опасным: стенка, долгие годы не получавшая должного ухода и ремонта, пришла в негодность.

Теперь большие теплоходы становятся на якорь посреди Волги напротив набережной, недалеко от острова, известного как Старые городские пески (когда-то, до заполнения водохранилища, здесь был саратовский пляж). Затем туристам приходится пересаживаться на прогулочный теплоход «Волга», который везет их к дебаркадеру, недавно установленному между плавучим кафе «Шансон» и рестораном «Русское застолье» (бывший кинотеатр «Экран»).

По словам руководителя «Бюро путешествий и экскурсий «Саратовское» Беллы Гордеевой, на это уходит целый час. Значит, экскурсии сокращаются, времени для самостоятельных прогулок у туристов практически не остается. Это не просто смазанные, куцые впечатления, это еще и не купленные сувениры («выпадающий доход» их саратовских производителей) и в целом не особо приятные впечатления от нашего города. Многие туристы выражают недоумение по поводу такого приема и откровенное неудовольствие. Не станет ли следствием тому сокращение туристического потока?

Из-за отсутствия нормального причала возникают и другие проблемы. Как подъехать скорой, если на борту туристического теплохода вдруг кто-то почувствует себя плохо? А для пополнения съестных запасов будет выбран другой город, ведь никому не нужна лишняя возня с двойной погрузкой-перегрузкой продуктов и напитков – с берега на вспомогательное судно, а уж с него на борт теплохода.

«Посредством некапиталоёмких мероприятий»

До недавнего времени арендатором причальной стенки было ООО «Берег-2008». По некоторым версиям, эта организация имела какое-то отношение к бывшему министру области по развитию транспортного комплекса Сергею Шейкину. Компания «Берег» исправно собирала причальный сбор, который был выше, чем в других поволжских городах, но вкладывать средства в поддержание причальной стенки в нормальном рабочем состоянии не спешила. В итоге стенка стала непригодной для эксплуатации. Короче, поматросили и бросили.

В своем комментарии для информационного агентства «СарБК» председатель комитета транспорта Саратовской области Василий Разделкин разъяснил, что «долгое время стенка находилась в федеральной собственности и не обслуживалась должным образом. Финансирование проведения ремонтных и восстановительных работ балансодержателем не осуществлялась, поэтому было принято решение о передаче данного гидротехнического сооружения на местный уровень».

Тревожный звонок вовсю звучал еще в апреле, когда саратовцам объявили, что пассажирские теплоходы местных линий в этом году не будут возить дачников в Кошели, Шумейку и Сосновку. «Газета недели» писала об этом 30 апреля с. г. в материале «Сушите вёсла, дачники». Василий Разделкин объяснял всё отсутствием подрядчиков, желающих заниматься речными перевозками, и разрушением причальной стенки городской набережной, которая признана непригодной к эксплуатации.

Тогда же транспортный прокурор Виктор Ростов предупреждал: «Если мы не решим вопрос с ремонтом причальной стенки, скоро пароходам некуда будет причаливать». Но только позже всем стало понятно, что это опасение касалось не только пригородных линий.

Понятно, что, заполучив объект накануне навигации, муниципалитет просто не успел привести причал в порядок. Но в областном министерстве молодежной политики, спорта и туризма надеются, что администрация города, в чьем ведении теперь находится причальная стенка, сможет решить проблему.

Оптимизм не покидает и Василия Разделкина, по словам которого, «уже сегодня экспертами оценивается возможность функционирования второго и третьего причалов посредством проведения некапиталоемких мероприятий».

«Проплывая мимо вашего города…»

Туристов, чье путешествие начинается в Саратове, родственники не смогут, как бывало, проводить до каюты, донести им чемоданы и дорожные сумки. И традиционных снимков с берега с прощальным взмахом руки отплывающих тоже не будет.

Но ведь Саратов выбирают для начала речных круизов не только жители нашей области, но и других регионов, не имеющих выхода к Волге, таких как Пензенская, Тамбовская, Воронежская области. Вполне вероятно, что в будущем году они выберут с этой целью Самару или Волгоград.

А в этом году только в одной из крупных туристических организаций Саратова по состоянию на 1 апреля было реализовано путевок на теплоходы на 15 млн рублей. Понятно, были заплачены налоги в бюджет, заработная плата персоналу.

По словам директора турфирмы «Покровск-Тур» Татьяны Антипиной, путевки на теплоход пользуются постоянным спросом. Причем не только у туристов-одиночек, но и у организованных туристических групп.

В этом году стоянка в Саратове запланирована в туристических маршрутах. Но при создавшейся ситуации кто знает, не пойдут ли теплоходы мимо Саратова, как, например, мимо Сызрани.

Водным путем в Саратов попадает в летнее время немалая доля его гостей (по данным министерства молодежной политики спорта и туризма, их число экскурсантов достигает 30 тысяч). Что поделаешь, наш город не пользуется самостоятельным туристическим спросом, как Петербург или разрекламированная родина Деда Мороза Великий Устюг. Его смотрят только в комплексе с другими волжскими городами. И по словам экскурсовода Екатерины Фроловой, Саратов туристам нравится. Многие из них бывают на экскурсии не по одному разу. Не хотелось бы, чтобы этот поток сократился.

Стоимость путевок на волжский теплоход соизмерима со стоимостью заграничных вояжей. Речные путешествия выбирают люди, которые не приветствуют резкую смену климата и не любят долгие перелеты. Есть люди, выбирающие отдых на реке из года в год, часто путешествуют семьи из трех поколений – дети, родители и бабушки с дедушками.

Сколько из них предпочтет поехать за границу, если вдруг суда начнут следовать без захода в наш город? И сколько путевок будет не реализовано саратовскими туристическими агентствами? И какую сумму налогов в результате недополучит наш тощий бюджет? Стоит ли говорить о том, что роль туризма как отрасли экономики в условиях деиндустриализации возрастает, а грань между туристической и инвестиционной привлекательностью весьма условна.

«Вечер на рейде» – чисто саратовская прелесть

На сайте министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области можно найти текст областной целевой программы «Развитие туризма в Саратовской области» на 2011–2013 годы. Одной из ее задач является «реализация первого этапа создания туристско-рекреационного кластера в качестве конкурентоспособной системы развития сферы туризма и гостеприимства на внутреннем рынке…»

Как скажутся на развитии указанного кластера закрытые речные ворота города и согласуется ли это негативное обстоятельство с развитием сферы туризма и гостеприимства? Этот вопрос был адресован в профильное министерство.

В ответе говорится, что «туристическая сфера города и области в целом столкнулась с серьезной проблемой». Для ее решения между восьмым и девятым причалами построен понтон для обеспечения работы прогулочного флота. В министерстве считают, что пока туристического спада нет. Ключевое слово «пока»? По данным министерства, не только в Саратове столкнулись с подобной проблемой, сложности имеются в Ульяновске и в Волгограде. То есть мы не хуже всех, если только это может послужить оправданием.

А вот турист с 15-летним непрерывным стажем речных круизов Андрей Забуга стоянку на рейде припомнить не смог, хотя плавал не только до Москвы и Петербурга, но и до Валаама и Соловков на севере и до Ейска на юге.

Весьма занимателен факт, что в конце марта текущего года на сайте Федерального агентства по туризму министерства культуры Российской Федерации был размещен пресс-релиз, в котором сообщалось, что 28 марта 2013 года руководитель Ростуризма Александр Радьков и губернатор Саратовской области Валерий Радаев подписали соглашение о сотрудничестве в области туризма между Федеральным агентством по туризму и правительством Саратовской области.

«Взаимодействие в рамках соглашения будет способствовать реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Саратовской области». «Народный губернатор» Валерий Радаев произнес правильные слова о том, что «Саратовская область имеет все возможности, чтобы стать центром туризма Поволжья». И еще сказал, что совместная работа в рамках заключенного соглашения позволит полнее раскрыть туристский потенциал региона…

Вот только попасть в город через речные ворота стало проблематично, к тому же старый мост «Саратов – Энгельс» требует серьезного ремонта, а строительство аэропорта, который сможет принимать современные воздушные лайнеры, только начинается, и нет ясности, когда этот проект будет завершен…

Сейчас в Саратове продолжают строительство набережной. В августе 2012 года введен в строй участок длиной 800 метров между улицами Провиантской и Вольской. Валерий Радаев и депутат Госдумы Николай Панков не раз прогуливались по нему в сопровождении снимающей и пишущей братии. Приятно, что появилось новое место для прогулок, и не беда, что прибрежная территория застроена гаражами, оскорбляющими взгляд. Еще больше радуют планы по продолжению набережной до поселка Улеши.

Но вот причальная стенка – главные речные ворота нашего волжского города – как-то ускользнула от внимания властей.

«Привет, Саратов!»

«Как провожают пароходы, совсем не так, как поезда», – эти незатейливые слова из шлягера социалистических времен, действительно, правда.

В августе прошлого года была возможность лишний раз убедиться в этом. Автор этих строк была туристом на теплоходе «Октябрьская революция», или «Октябрина», как называют свое судно члены команды. Каждый раз отправление – это мини-концерт.

Голосистая начальник маршрута распевает душевные песни. Пассажиры, полные впечатлений, подпевают, приплясывают, столпившись на палубе, делают последние снимки набережной. Под «Прощание славянки» теплоход отчаливает. Вслед ему машут родственники туристов, только начавших свое путешествие, и экс-туристы, сошедшие на берег и обретшие во время плавания новых друзей, и просто жители города, которые специально приходят посмотреть на это действо.

Прибытие теплоходов – не менее зажигательное зрелище. Когда причаливает «Екатерина Великая», на палубе можно увидеть Екатерину и придворных в исторических костюмах. Рядом под залихватскую мелодию танцуют, размахивая яркими метелками из полипропилена, девчонки из аниматоров и пассажирок. Их в меру способностей поддерживают туристы, которым не терпится сойти на берег. «Привет, Саратов!» – кричат туристы то ли прохожим, то ли просто от полноты чувств. И гуляющие на набережной отвечают на эти приветствия, а наиболее темпераментные начинают подтанцовывать.

Всего этого теперь лишены и мы, горожане, и наши гости. Очень хочется верить, что вскоре саратовцы вновь увидят круизные лайнеры у причалов речного вокзала.