Политики эпохи сэра Алекса
В воскресенье манчестерский стадион Олд Траффорд со слезами проводил главного тренера клуба «Манчестер Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона. На заслуженный отдых по собственному желанию. Болельщикам МЮ – мне в том числе – было отчего утирать слезы. Вместе с Фергюсоном уходит эпоха. Он руководил красными дьяволами 27 лет, выиграл двадцать титулов и призов, в том числе дважды главный кубок футбольной Европы. Да, он ощущал горечь поражений, знал, как это – очутиться вместе с командой на краю пропасти, но победных вершин было куда больше.
Вы можете спросить: почему в колонке о мерзостях нашей политической жизни вдруг появляется ода шотландскому тренеру? Ответ такой: в эти же дни подал в отставку вице-премьер Владислав Сурков. В Интернете, а иногда и на телевидении (неподконтрольном «Дожде») начали говорить: мол, вместе с Сурковым ушла эпоха. Якобы он тринадцать лет руководил внутренней российской политикой. Обязательно надо отметить, что ушел он, как и руководил, – в тумане интриг. То ли сам попросился, то ли его попросили, то ли в мае, то ли еще в апреле. А если уж совсем по справедливости, де-факто Сурков ушел два года назад, уступив свое место куратора всего политического нашему земляку Вячеславу Володину.
И все-таки: почему эпоха? Что делал Сурков? Пестовал нашистов и прочую гопоту? Создавал, и не раз, партию левой ноги? Написал два романа, сочинял стихи и слыл интеллектуалом? Да и его уход прекрасно вписывается в логику российской истории. Об этом замечательно сказала Ирина Прохорова. Не берусь цитировать дословно, но сказано было примерно вот что: сначала приходят во власть интеллектуалы, не отягощенные моральными принципами, потом – люди и без принципов и не блещущие интеллектом. На мой взгляд, самой яркой иллюстрацией могут служить идеологи советского режима. Сначала умница Николай Бухарин – затем суровый товарищ Жданов А. А. Кстати, кто сейчас помнит о них?
Так что если здесь сделать вывод, то он таков: сэр Алекс Фергюсон – это эпоха, Владислав Сурков на такое определение не тянет.
Есть и еще один чисто российский, но очень значительный аспект. О сэре Алексе и через пятьдесят лет скажут, что он – эпоха. И единственное, в чем могут укорить, – в том, что ушел, не проработал еще сезон или два. О Суркове если и вспомнит кто через полвека, то, боюсь, не самыми добрыми словами. И дело здесь вовсе не во Владиславе Юрьевиче. Это у нас обычай такой. При жизни – возносить на пьедестал, после смерти (так обычно завершаются в России политические карьеры) те же современники, а следом потомки смешают с грязью. Так было со Сталиным, с Хрущевым, с Брежневым. Ельцина вслух ругать не решаются, все же именно он открыл дорогу во власть нынешнему президенту. Зато придумали для лет руководства Ельцина хлёсткое «лихие девяностые» и упражняются в злословии. Причем за исключением подросшего поколения железняков – сидякиных, остальные появились в политике именно при Ельцине. Как говорится, из грязи в князи. И не понимают, что, понося всеми словами то время, они никак не могут остаться во всем белом.
Но и живым тоже достается. Вон в Ростове какой-то придурок из «Народного фронта» устроил символический расстрел оппозиции и включил в число «казненных» Михаила Горбачева. С отморозком всё ясно, комментировать нечего, но что-то я не видел объяснения руководства ОНФ. Или они считают, что всё нормально?
На самом деле всё написанное уже давно уложено в рамки анекдота. Помните: «Брежнев и Андропов – мелкие политические деятели эпохи Аллы Пугачевой»? Так и в нашем случае. Сэр Алекс останется в истории и не только в истории футбола. Остальные перечисленные здесь и не названные политические деятели – вряд ли. Или же совсем не в том контексте, в котором они надеются себя увидеть в анналах российской истории.